Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлиса Стогова
3 «Гений, художник по призванию, должен действовать согласно правилам, которые предписаны ему самой природой, которые ей не противоречат, которые составляют величайшее его богатство, потому что с их помощью он научается подчинять себе и применять как богатство своего дарование, так и великие богатства природы.» И.В. Гете
6 Гжельцы исстари говорили: «Не землей мы кормимся глина здесь золото». Не случайно именно здесь русские мастера создали художественные заводы, развивалась фарфоровая, фаянсовая и майоликовая крестьянская промышленность. В одном из указов Мануфактур-коллегии 1724 г. специально отмечено широкое изготовление крестьянами посуды из белой глины в Гжели. Наиболее активное развитие гончарных промыслов в Гжели началось во второй четверти XIX века. Гжель стала первым центром в стране, где начались систематические поиски рецептуры фаянса. В их процессе гжельцы получили новый керамический материал, промежуточный между майоликой и тонким фаянсом. Изделия из него имели белый черепок, но он все еще оставался толстым, пористым и непрочным. Сами гжельские крестьяне называли этот вид керамики простым фаянсом или полуфаянсом. Позже, в XIX веке, изделия из полу фаянса значительно усовершенствовались, они стали определять лицо гжельского промысла и вписали новую страницу в историю русского народного керамического искусства.
8 В XVIII-XIX веках гжельские производства представляли собой семейную мастерскую с одним-тремя наемными рабочими. К 1810 г. Гжельцы нашли необходимые компоненты, их количественное соотношение и температурный режим обжига полу фаянса. Полуфаянсовая посуда стала быстро входить в моду. Второе десятилетие XIX века стало важной вехой в развитии всех видов художественной керамики в Гжели полу фаянса, фарфора и несколько позже тонкого фаянса. Разорение многих заводов французами в войне 1812 г., нехватка посуды и близость Москвы, наличие белых глин, приобретение опыта изготовления посуды все это укрепило положение Гжели как ведущего центра керамики. В гг. было основано более двадцати фабрик полу фаянса в деревнях Речицы, Кузяево, Ново-Харитоново, Жирово, а к 1827 г. посудой промышляли уже целые села. Промышленность Гжели была кустарной и существовала за счет дешевого сырья и дешевого топлива. Весь производственный процесс проходил вручную, основными орудиями труда до конца XIX века оставались мешалки, дробилки, точильные круги, жернова и конный привод.
10 С 50-х годов XIX века керамический район Гжели переживал состояние кризиса, не выдержав конкуренции с фирмами М.С. и И.Е. Кузнецовых. Народное искусство стало быстро вырождаться, на предприятиях выпускали обычную столовую посуду без декора. Самобытное творчество народных мастеров было забыто. Возрождение началось, когда появились артели и производственные кооперативы. В августе 1920 г. проблемами кустарей начало заниматься Главное управление кустарей и мелкой промышленности. В деревне Турыгино была организована профтехшкола, на базе которой в 1931 г. возник Гжельский керамический техникум, в настоящее время художественно-промышленный техникум. В 1935 г. был сооружен новый семиметровый горн и стали выпускать декоративные фарфоровые вазы, пепельницы, статуэтки, а в 1936 г. производство в Турыгине стало называться «Художественная керамика».
12 Перед войной гг. начали выпускать пепельницы, сахарницы, чайницы. В 1941 г. производство было законсервировано, но в 1942 г. кроме электротехнического фарфора стали делать простую цилиндрическую кружку. В это трудное время начинается работа по возрождению традиционного искусства Гжели. В 60-е годы появляются многочисленные изделия, свидетельствующие о широте художественных интересов мастеров и своеобразии их почерка. Искусство Гжели было ориентировано на массовый выпуск недорогих изделий, где форма и роспись согласовывались с практическим назначением, в то же время создавались и уникальные произведения для музеев и выставок, в которых широко проявлялись творческие поиски художников.
16 « Орнамент полосы из тонких линий» Дети проводят параллельные тонкие линии под разным наклоном. Орнамент строится за счет различного ритмического расстояния между линиями. В гжельской росписи часто применяют орнамент из сеточки. Используя разные наклоны и расстояния между линиями, можно получить самые разнообразные сеточки. Любой орнамент полосы можно украсить точками, но очень важно научить кружковцев делать их правильно. Руководитель показывает, как делать точки – аккуратные и круглые. Надо взять тонкие круглые палочки, обмакнуть их в краску одним концом, ровно под углом 90 градусов поднести ее к листу и поставить отпечаток на бумаге.
17 « Волнистая тонкая линия» « Волнистая тонкая линия» При рисовании волнистой тонкой линии надо следить, чтобы высота и ширина изображаемых волн были одинаковыми. Сначала ученики проводят линии карандашом, а уже по карандашному следу – кистью. Когда ученик сделает 5-10 таких линий, он попытается работать только кистью. Следующее задание повышенной трудности: проводить одни линии светлыми, а другие – темными.
18 «Широкие линии разной насыщенности» «Широкие линии разной насыщенности» Руководитель показывает, как проводить кистью широкие линии: сначала - темную, затем – светлее и светлее, наконец, совсем светлую, линии делает разной толщины. Трудность выполнения широкой линии разной насыщенности заключается в том, что след на бумаге, оставаясь с одной стороны темным, постепенно переходит в более светлый, почти белый. Это достигается за счет ого, что на большую кисть (16-22) набирается краска только на одну сторону.
19 «Орнамент полосы, включающий широкую светлую линию, точки и тонкую линию» Существует три вида классического геометрического орнамента: полоса, клетка, «горох». На занятиях ученики убеждаются в том, что даже из «гороха» можно создать множество интересных орнаментов для этого руководитель демонстрирует наглядные пособия. Приводятся примеры разнообразных геометрических орнаментов и обращается внимание ребят на то, что в этом орнаменте нет сюжетной основы, но он сохраняет свою эстетическую ценность из-за строгого чередования ритмических элементов и тоновых разнообразий. Примером может служить греческий меандр, изображающий волну, круг, солнце. Геометрические орнаментальные формы способны вызвать в нашем представлении сложные ассоциации, связанные с жизненными процессами и явлениями, что говорит о сохранении эстетических качеств геометрического орнамента.
20 «Кистевой мазок с тенями» «Кистевой мазок с тенями» Одно из самых трудных заданий – мазок с тенями. Его особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких темных тонов до очень светлых и легких. К середине мазка кисть становится тоньше и затем переходит в острый кончик. Мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, образуя тончайшие градации от тяжелого, почти черного до легкого, почти белого, сливающегося с фоном и как бы растворяющегося в нем. На одном занятии отрабатывается мазок в одну сторону, а на следующем – в другую.
21 «Бутон розы» «Бутон розы» Один из самых сложных элементов росписи – бутон и цветок розы. Приступать к изображению розы можно только после того как будет отработан и усвоен кистевой мазок с тенями, т.к. роза выполняется таким мазком. Далее усваивается изображение бутона розы путем многократных упражнений и только затем- цветок розы.
22 «Усики, завитки, елочки, отводки, росчерки» «Усики, завитки, елочки, отводки, росчерки» Руководитель обращает внимание ребят на точность выполнения каждого элемента, особые наклоны, способствующие ритмическому уменьшению или увеличению элементов, равномерное расстояние между ними, правильный выбор насыщенности каждого элемента. Казалось бы, незначительная деталь – проведение росчерка или отводка. Но истинный художник тонко чувствует красоту этих нюансов. Вовремя данный совет педагога позволяет привить ученику художественный вкус к росписи.
23 «Листики, веточки с листиками» «Листики, веточки с листиками» При рисовании веточек с листиками возникают трудности в распределении цветовых пятен на листе. Поэтому на этом этапе нужна тщательная карандашная подготовка.
24 «Капелька» Этот элемент напоминает дождевую каплю, иногда похожую на лепесток цветка ромашки, слегка наклоненного в разные стороны. Иногда обучают рисовать капельку методом приманивания. Дети прикладывают к бумаге кисть, которая как печать оставляет след. Этот способ не позволяет рисовать капельку с наклоном удлиненную или укороченную. Для изображения капельки берется кисть 5-7. Она должна иметь не острый кончик, а слегка полукруглый. Кисть смачивают водой и набирают на неё краску. Затем прикасаются кистью к бумаге так, чтобы начало мазка было полукруглым. Ведут кисть вниз, чуть-чуть её приподнимая и поворачивая. При этом кисть оставляет все более тонкий след. Рядом так же кладут другой мазок. Если слегка повернуть бумагу, по окружности образуется цветок, напоминающий ромашку. При рисовании ромашки поворот осуществляют сначала в одну сторону до половины цветка, затем для второй половины – в обратную сторону. Если сделать наклон только в одну сторону, то получится изображение, напоминающее шестеренку. Если кисть не поворачивать, мазок будет прямым.
25 «Итоговая работа» «Итоговая работа» В качестве итоговой работы ребята выполняют роспись бумажной тарелки (тарелки из папье-маше). Расписывается внутренняя часть тарелки букетом из роз, а бортик орнаментом.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.