Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарина Гвоздева
1 Информацию подготовила: методист Регионального социопсихологического центра Круглова Т.А. Сентябрь 2013 г.
2 1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами- психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. 2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: 1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; 3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
3 Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида к процессам природной и социальной среды. биологическая, физиологическая, психологическая, социальная.
4 Журавлев А.Л. предлагает при определении психологической адаптации такой термин, как «самоопределение» личности. Раскрывая сущность этого понятия, он описывает структуру «Я», связанную с динамическими образованиями личности, при этом структуру самоопределения он описывает как его устойчивый «стержень» и изменчивую «оболочку». К «оболочке» автор относит функцию адаптации. А.Л. Журавлев пишет, что высокое качество структуры Я и внутреннего психического пространства достигается в результате продуктивного самоопределения. Очевидно, что этот процесс протекает во взаимодействии с людьми и культурой. Оказывается, что смысл человеческой жизни заключается не только в результатах внешней предметной деятельности, но и в строительстве своего внутреннего мира, своей души».
5 результат нарушения адаптации ребенка к условиям школьной среды. Факторы возникновения школьной дезадаптации: - биологические; - психологические; -социальные ; -педагогические.
6 возрастные психологические особенности пятиклассников; особенности новой социальной ситуации; особенности процесса обучения (появление новых учителей, детей в классе, кабинетов, непривычное расписание).
7 Успешность адаптации школьника к обучению в 5–6- классах зависит от реализации преемственных связей между начальным и основным общим образованием.
8 Необходимо: учитывать психологические особенности 10–12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которой ребенок перешел в 5-й класс; анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника. – иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основных ступенях; иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основных ступенях; наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5–6- классы); знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
9 Чувство взрослости Склонность к фантазированию Стремление экспериментировать
10 Психологу необходимо опираться на сильные стороны ученика, представленные в основных психологических новообразованиях: 1. Произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, их внутреннее опосредование. 2. Осознание своих собственных изменений, развитие рефлексии. 3. «Чувство взрослости»
11 проявляется в Новой личностной позиции по отношению к учебной деятельности Новая личностная позиция по отношению к школе и педагогам Новая личностная позиция по отношению к сверстникам
12 представляет собой систему психологических характеристик ребенка или подростка, оцениваемых с точки зрения предъявляемых образовательной средой психолого- педагогических требований. В эту систему включаются те параметры его психической жизни, знание которых необходимо для создания благоприятных социально-психологических условий обучения и развития. Психолого-педагогические требования к его содержанию выступают своеобразными «школьными нормативами» оценки реального состояния и перспектив обучения школьника.
13 1. Особенности познавательной сферы 1.1. Произвольность психических процессов 1.2. Развитие мышления 1.3. Сформированность важнейших учебных действий 1.4. Развитие речи 1.5. Развитие тонкой моторики рук 1.6. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности 2. Особенности поведения и общения школьников 2.1. Взаимодействие со сверстниками и педагогами 2.2. Соблюдение социальных, внутригрупповых и этических норм поведения, произвольная саморегуляция поведения. 3. Особенности мотивационно-личностной сферы Наличие и характер учебной мотивации 3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень личностной тревожности) 4. Особенности системы отношений к миру и самому себе Отношения со сверстниками и педагогами 4.2. Отношение к ведущей социальной деятельности (учебе) 4.3. Отношение к себе 4.4. Ценностные отношения
14 экспертные опросы педагогов и родителей; структурированное наблюдение школьников в процессе обследования; психологическое обследование самих детей; анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.
15 1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся. 2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании). 3. Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками. 4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает повышенную школьную тревожность учащегося. 5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.
16 Работа психолога по сопровождению учеников на этапе адаптации к основной средней школе имеет сложное содержание и состоит из нескольких этапов: диагностический и профилактический (или коррекционный) на уровнях 4-го и 5-го классов при тесном сотрудничестве с педагогами и родителями и начинается уже во время окончания обучающимися начальной школы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.