Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВалерия Аршеневская
1 Цели развивающего обучения. Поэтапное сравнение методик развивающего и традиционного подходов в обучении Подготовила: Суслова О.Е. с.Черниговка 2010 год
2 Плохой учитель преподносит истину, преподносит истину, хороший - учит ее находить. учит ее находить. А. Дистервег
3 Современное традиционное обучение (ТО) Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-поурочную организацию обучения, сложившуюся в 17 веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Каменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Классификационные параметры Классификационные параметры Классификационные параметры Классификационные параметры Целевые ориентации Целевые ориентации Целевые ориентации Целевые ориентации Концептуальные положения Концептуальные положения Концептуальные положения Концептуальные положения Особенности методики Особенности методики Особенности методики Особенности методики
4 Классификационные параметры ТО По уровню применения: общепедагогическая.По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: педагогика принуждения.По философской основе: педагогика принуждения. По основному фактору развития: социогенная - с допущениями биогенного фактора.По основному фактору развития: социогенная - с допущениями биогенного фактора. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример ).По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример ). По ориентации на личностные структуры: информационная, ЗУН.По ориентации на личностные структуры: информационная, ЗУН. По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая. По типу управления: традиционное классическое + ТСО.По типу управления: традиционное классическое + ТСО. По организационным формам: классно-урочная, академическая.По организационным формам: классно-урочная, академическая. По подходу к ребёнку: авторитарная.По подходу к ребёнку: авторитарная. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная. По категории обучаемых: массовая.По категории обучаемых: массовая.
5 По своему характеру цели ТО представляет воспитание личности с заданными свойствами.По своему характеру цели ТО представляет воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности ( всестороннее развитие было декларацией ).По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности ( всестороннее развитие было декларацией ). Целевые ориентации
6 Концептуальные положения Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики:Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики: научности ( ложных знаний не может быть, могут быть только неполные );научности ( ложных знаний не может быть, могут быть только неполные ); природа сообразительности ( обучение определяется развитием, не форсируется );природа сообразительности ( обучение определяется развитием, не форсируется ); последовательности и систематичности ( последовательная линейная логика процесса, от частного к общему );последовательности и систематичности ( последовательная линейная логика процесса, от частного к общему ); доступности ( от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, усвоение готовых ЗУН );доступности ( от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, усвоение готовых ЗУН ); прочности ( повторение - мать учения );прочности ( повторение - мать учения ); сознательности и активности ( знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд );сознательности и активности ( знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд ); принцип наглядности ( привлечение различных органов чувств к восприятию);принцип наглядности ( привлечение различных органов чувств к восприятию); принцип связи теории с практикой ( определённая часть учебного процесса отводится применению знаний );принцип связи теории с практикой ( определённая часть учебного процесса отводится применению знаний ); учёта возрастных и индивидуальных особенностей.учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
7 Особенности методики Традиционная технология представляет собой авторитарную педагогику требований Традиционная технология представляет собой авторитарную педагогику требований Ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и требованиями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности Ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и требованиями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности
8 Интеллект - это совокупность определенных качеств индивида, обеспечивающих его способность к мыслительной деятельности.
9 Качества способность к анализу, синтезу, обобщению и абстрагированию способность к анализу, синтезу, обобщению и абстрагированию способность к логическому мышлению способность к логическому мышлению абстрактное мышление абстрактное мышление Проявление качеств интеллект обладает достаточной гибкостью мышления и творческим потенциалом интеллект обладает достаточной гибкостью мышления и творческим потенциалом умение видеть причинно- следственные связи между событиями и явлениями реального мира, устанавливать их последовательность во времени и пространстве; умение видеть причинно- следственные связи между событиями и явлениями реального мира, устанавливать их последовательность во времени и пространстве;
10 восприятие, внимание, память, воображение, речь индивида восприятие, внимание, память, воображение, речь индивида эрудиция эрудиция определенная сумма знаний из различных областей науки и искусства определенная сумма знаний из различных областей науки и искусства
11 Методы, формы, приемы развития интеллектуальных способностей учащихся МЕТОДЫ развивающее обучение проблемное обучение оптимизации процесса обучения активизация деятельности учащихся в обучении математике деятельностный подход личностно-ориентированное обучение эвристическое обучение Исследовательский метод метод программированных заданий
12 Развивающее обучение – обучение, ориентированное непосредственно на закономерности развития личности. Развивающее обучение – обучение, ориентированное непосредственно на закономерности развития личности. Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика). Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью.
13 Развивающее обучение Занкова Результат: СУД ( способы умственной деятельности) Технология личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской Результат: СДП (сфера деятельностно- практическая) Технологии развития творческих качеств личности Иванов, Волков-КТД Альтшуллер-ТРИЗ Результат: СЭН ( сфера эмоционально- нравственная) Технология саморазвивающегося обучения Селевко Г.К. Результат: СУМ ( самоуправляющийся механизм личности) Технология Эльконина-Давыдова Результат: СУД ( способы умственной деятельности) Развивающие технологии
14 Задачи учителя Побуждать Организовать исследовательскую деятельность детей Анализировать Стать организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию
15 Концептуальные положения Концептуальные положения Концептуальные положения Концептуальные положения Целевые ориентации Целевые ориентации Целевые ориентации Целевые ориентации Особенности содержания Особенности содержания Особенности содержания Особенности содержания
16 Концептуальные дидактические положения Целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы.Целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы. Системность и целостность содержания.Системность и целостность содержания. Ведущая роль теоретических знаний.Ведущая роль теоретических знаний. Обучение на высоком уровне трудности.Обучение на высоком уровне трудности. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами.Продвижение в изучении материала быстрыми темпами. Осознание ребенком процесса учения.Осознание ребенком процесса учения. Включение в процессе обучения не только рациональной,но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ).Включение в процессе обучения не только рациональной,но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ). Проблематизация содержания (коллизии).Проблематизация содержания (коллизии). Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход.Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход. Работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.Работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.
17 Целевые ориентации Высокое общее развитие личности.Высокое общее развитие личности. Создание основы для всестороннего гармонического развития(гармонического содержания).Создание основы для всестороннего гармонического развития(гармонического содержания).
18 Особенности содержания Доминирующее начало в системе - путь индуктивный. Особое место отводится процессу сравнения. Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения.Доминирующее начало в системе - путь индуктивный. Особое место отводится процессу сравнения. Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес.Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Методическая цель - создание на уроке условий для проявления постоянной активности учеников. Методическая цель - создание на уроке условий для проявления постоянной активности учеников. Пути достижения: создание проблемных ситуаций, использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, составление и обсуждение плана урока вместе с учащимися, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе. Пути достижения: создание проблемных ситуаций, использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, составление и обсуждение плана урока вместе с учащимися, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе. Ход познания - «от учеников». Ход познания - «от учеников».
19 Сравнение традиционного и развивающего обучения Цель Передача знаний, умений, навыков Развитие способностей Символическое название Школа памяти Школа мышления, педагогика открытий Главный девиз Делай, как ЯДумай, как.сделать Роль педагога Носитель информации, пропагандист знаний, Организатор деятельности Стиль преподавания АвторитарныйДемократичный Стиль взаимодействия учителя и ученика Монологический Диалогический Преобладающий метод обучения Информационный Проблемно-поисковый Преобладающие формы организации занятий Фронтальные, групповые Индивидуальные, групповые Преобладающая деятельность учащихся Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая Позиция ученика Пассивная, при отсутствии интереса Активная, инициативная, при наличии интереса
20 Сравнительная характеристика традиционного и развивающего подходов в обучении Традиционная система Развивающая система ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ Решает прагматические, строго определенные задачи – получение знаний, формирование умений Способствует развитию, обеспечивает построение системы обучения. При которой усвоение содержания учебного материала, воспитание культуры и развитие интеллекта являются единым процессом, усвоение знаний – это средство достижения цели СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Усвоение определенной системы знаний Усвоение системы научных понятий и способов деятельности Деятельность учителя Руководит процессом усвоения учебного материала Руководит процессом поиска решения поставленной задачи
21 Традиционная система Развивающая система ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Воспроизводящая деятельность Исследовательская деятельность СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Продвижение от частного – к обобщению От общих понятий – к частным
22 Что выбрать: традиционную или развивающую систему обучения ? УЧЕНИК УЧЕНИК толковый исполнитель субъект собственной жизни традиционная система развивающая система обучения обучения обучения обучения
23 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.