Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМария Казина
1 1 Государственная политика в области дошкольного образования Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования
2 1.1. Роль образования на современном этапе России 1.2. Отечественная система образования 1.3. Принципы государственной политики в области образования 2. Становление новой системы образования в России 2.1. Стратегическая цель государственной политики в области образования 2.2. Приоритетные задачи государственной политики в области образования 3. Развитие дошкольного образования 3.1. Новые ценностные ориентиры дошкольного образования 4. Основные направления развития дошкольного образования 4.1. Приоритетные направления развития системы дошкольного образования Ставропольского края 2
3 3 Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования Конституция РФ Стратегия развития образования до 2020 г. (Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ, распоряжение Правительства РФ от г р) Стратегия развития системы образования Ставропольского края до 2020 г. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым г.) Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ от 26 августа 2010 г. 761 н) Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении ((Действующее, утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562 ) Федеральная целевая программа развития образования на гг. Краевая целевая программа «Развитие образования в Ставропольском крае на гг.» Федеральный государственные требования по дошкольному образованию
4 4 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.
5 5 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Первая – обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями
6 6 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Вторая – создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики:
7 7 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Третья – обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью
8 8 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации Приоритетные задачи Четвертая – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров
9 Внедрение инновационных технологий в образовании, широкое применение проектных методов; Конкурсное выявление и поддержка лидеров, реализующих новые подходы в образовании; Решение проблем кадрового обеспечения образовательной системы; Обновление организационно-экономических механизмов системы образования; Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования; 9
10 Осуществление предшкольной подготовки детей, поступающих в 1 класс; Расширение форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных ОУ Более полное использование потенциала семьи в воспитании детей. 10
11 Переход на новые образовательные стандарты. Развитие системы поддержки талантливых детей. Обеспечение системы моральных и материальных стимулов поддержки педагогов, аттестация и постоянное повышение их квалификации. Изменение инфраструктуры ОУ как по форме, так и по содержанию: разработка новых форм проектирования зданий ОУ, нового оснащения для создания психологического и физического комфорта пребывания ребенка в ОУ, безопасность, создание безбарьерной среды (интеграция детей- инвалидов). Сохранение и укрепление здоровья детей (питание, медицинское обслуживание, физкультура и спорт, ЗОЖ, профилактические программы, индивидуальные программы развития здоровья детей, индивидуальный подход к каждому, недопустимость учебной перегрузки детей). Расширение самостоятельности ОУ (составление ОП, финансово- экономическая самостоятельность, создание АУ, поддержка частных ОУ, привлечение к управлению ОУ частных инвесторов, дистанционное образование) –повышается степень свободы и уровень ответственности руководителя ОУ. 11
12 Формирование в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей. Расширение социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона). Реализация программ, обеспечивающих адаптацию и интеграцию детей- мигрантов в сообщество сверстников, обучению русскому языку как второму. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг; организация клубных форм сотрудничества с семьями воспитанников, включая семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг. 12
13 Компетентность – качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. Основные составляющие компетентности работников образования: - профессиональная - коммуникативная - информационная - правовая 13
14 Руководитель ОУ (зам. Руководителя ОУ) : высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет; Старший воспитатель: высшее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет. Воспитатель: высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы; или высшее (среднее)профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы ( + см. п. 42 Типового положения о ДОУ о допуске к педагогической деятельности) 14
15 Профессиональная компетентность: оптимальное решение управленческих проблем, нестандартное решение задач; готовность принимать происходящие изменения и умение управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования и коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть и развивать возможности и ресурсы работников. Коммуникативная компетентность: эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных. 15
16 Информационная компетентность: эффективное восприятие и оценка информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; использование информационных технологий в управленческой деятельности; работа с различными информационными источниками и ресурсами; ведение документации на электронных носителях. Правовая компетентность: эффективное использование в управлении законодательных и иных нормативных документов; разработка локальных нормативных документов; принятие управленческих решений в рамках действующей законодательной базы. 16
17 -право детских садов не только предлагать услуги по дошкольному образованию, но и по присмотру и уходу за детьми. -в классификации дошкольных учреждений никаких изменений нет, но в новом Типовом положении уточняется, что в детских садах при необходимости могут быть организованы группы по присмотру и уходу за детьми с соблюдением режима дня, но без образовательных программ. -закрепляется право создавать семейные группы. Они также могут быть двух видов - с образовательными программами и без них. -если прежде детский сад, где ведется обучение на каком-либо языке народов России, должен был обеспечить условия для изучения русского, то теперь такого обязательства нет -детский сад уже не несет ответственности за качество программ, которыми пользуется -проходить государственную аккредитацию дошкольному учреждению не надо - такого требования в Типовом положении нет -Главный документ - лицензия. -в типовом положении четко прописывалось, что учредитель дошкольного учреждения - орган местного самоуправления, теперь такой графы нет. -из нового положения исчезла глава о предельной наполняемости групп и др. 17
18 Новые ценностные ориентиры дошкольного образования: 1. Ранний возраст (новый вид ДОУ) 2. Предшкольное образование (новый вид ДОУ) 3. Расширение прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (совместное образование), реабилитация детей-инвалидов во всех видах ДОУ 4. Усиление воспитательного потенциала ДОУ (воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) 5. Создание условий в ДОУ для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации 6. Обеспечение квалифицированной помощи семье (оказание консультативной и методической помощи родителям). 18
19 7. Открытие дошкольных групп на базе образовательных учреждений других типов (при наличии лицензии). 8. Определение 4-х приоритетов развития детей: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое. 9. Расширение режимов работы ДОУ: 12 часов, 8-10 часов, 14 часов, 3-5 часов, 24 часа (Исключение режима «свободного посещения детьми ДОУ») 10. Изменение наименования видов групп ДОУ: группы общеразвивающей направленности группы компенсирующей направленности группы оздоровительной направленности группы комбинированной направленности 11. В группах компенсирующей направленности: (введены дети с аутизмом, определена формулировка УО – легкой степени, умеренной, тяжелой) 19
20 1. Разработка основной общеобразовательной программы ДОУ на основе федеральной Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС) 2. Индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов (при наличии их в контингенте ДОУ любого вида). 20
21 1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ 655 от года). 2. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проходят согласование). 3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе ФГОС, в настоящее время проходит апробацию). 4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе ФГОС). 21
22 - Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) всеми ОУ, имеющими государственную аккредитацию; - ФГОС учитывают особенности реализации ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); - Обеспечивают единое образовательное пространство РФ в условиях модернизации всех уровней образования; - На основе ФГОС осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании ОУ; 22
23 Определены пользователи ФГОС: ОУ (ДОУ), органы управления образованием; авторские коллективы, разрабатывающие общеобразовательные программы дошкольного образования (комплексные и по освоению отдельных образовательных областей); ОУ среднего и высшего профессионального образования по подготовке специалистов ДОУ; учреждения повышения квалификации; общественные организации, осуществляющие деятельность в сфере дошкольного образования; 23
24 ФГОС повышает ответственность ДОУ за качество и конечный результат образовательной работы – уровень развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, значимых для семьи, общества и государства и обеспечивающих преемственность основ дошкольного и начального общего образования. 24
25 - Развивающее образование; единство воспитательных, развивающих и обучающих задач; - Научная обоснованность и практическая применимость (соответствие фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; культурно-исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка); - Интеграция образовательных областей (взаимодействие содержания образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса); - Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (доступность тем, мотивация); - Организация образовательного процесса на адекватных возрасту формах и видах деятельности (ведущий вид деятельности – игра); 25
26 Формирование в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей. Расширение социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона). Реализация программ, обеспечивающих адаптацию и интеграцию детей- мигрантов в сообщество сверстников, обучению русскому языку как второму. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг; организация клубных форм сотрудничества с семьями воспитанников, включая семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг. 26
27 Внедрение системы мониторинга здоровья детей. Совершенствование организации питания. Формирование индивидуальной модели оздоровления детей. Приобщение детей к культуре здорового образа жизни и укрепление интереса к занятиям физической культурой и спортом. Совершенствование форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья 27
28 Создание комфортной, безопасной, адаптированной к особым нуждам воспитанников среды, оснащённой специальным оборудованием; развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка. Создание непрерывных образовательных маршрутов: вариативные формы дошкольного образования детский сад начальная школа. 28
29 Расширение возможности регистрации детей в режиме он-лайн в едином реестре будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Использование автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ» для обеспечения прозрачности комплектования детских садов и возможности прогнозирования потребностей в дошкольных образовательных услугах. Создание интернет сайтов дошкольных образовательных учреждений и широкое использование современных информационно- коммуникационных технологий информирования населения, повышения родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей, получения обратной связи о качестве образовательных услуг. 29
30 Развитие государственно-общественной системы управления дошкольным образовательным учреждением: создание управляющих советов, наделённых реальными полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования, кадровой политики. Старт пилотного проекта по переходу на новые механизмы финансирования дошкольных образовательных услуг за счёт целевых субсидий, новую систему оплаты труда, стимулирующую качество, результативность и профессиональное развитие педагогов. Миссия образовательного комплекса Ставропольского края заключается в обеспечении условий для качественного образования и воспитания всесторонне развитой, конкурентоспособной, здоровой личности молодых граждан страны, подготовки кадров для инновационной экономики региона. 30
31 1. Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, современным требованиям общества. 2. Формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека. 3. Сохранение и развитие образовательного комплекса края, отвечающего современным требованиям государства и общества. 31
32 1. Повышение доступности качественного образования; 2. Укрепление, развитие материально-технической, учебной базы учреждений образования в соответствии с национальной образовательной стратегией «Новая школа»; 3. Подготовка нового поколения педагогических кадров; 4. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения; 5. Повышение эффективности управления в системе образования; 6. Развитие современной системы непрерывного образования; 7. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования; 8. Развитие альтернативных форм жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения; 9. Интеграции детей с ограниченными возможностями в общество; Поддержка талантливой молодежи. Повышение доступности качественного образования 32
33 Вопросы и задания для контроля: 1. Назовите ключевые проблемы обеспечения доступности и качества дошкольного образования. 2. Каким правом законодательной инициативы обладают субъекты Российской Федерации. 3. Перечислите основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования. 4. Назовите приоритетные направления развития дошкольного образования. 5. Информационная открытость дошкольного образования (определение). 6. Перечислите основные стратегические цели в сфере образования. 7. Назовите принципы государственной политики в области образования. Создайте стандарт качества дошкольного образования в виде схемы 33
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.