Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемghalilulina.narod.ru
1 (на материале повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»)
2 Автор проекта учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 2» г. Шумерля ЧР Халилулина Галина Ивановна
3 Аннотация В нас век прагматизма и подмены критериев истинной значимости человека на первый план выдвигается рационализм. Одна из проблем нашего общества – «безработность» души, которую подменяет разум. Обращение к повести Н.М. Карамзина обусловлено тем, что герои его повести в своих поступках руководствуются чувствами, «мыслят чувствами». С точки зрения Карамзина, критерием оценки жизни человека является его близость к живой природе и народному духу. Главной ценностью в жизни, по Карамзину, является внутренний мир человека – «жизнь сердца». Анализируя, размышляя, сопереживая, ученик – читатель учится понимать жизнь и самого себя, учится строить свои отношения с реальной действительностью, а образы ведут к решению вопроса: «Как надо жить – чувствами или разумом?»
4 Дидактические цели: 1. Формирование компетентности при анализе художественного произведения. 2. Умение видеть проблему и решение её писателем. 3. Умение делать лингвостилистический анализ текста. 4. Формирование критического мышления, навыков работы в команде. 5. Формирование навыков самостоятельной работы с разными источниками.
5 Методические задачи: 1. Научить обрабатывать и обобщать собранный материал. 2. Научить делать лингвостилистический анализ текста. 3. Высказывать собственную точку зрения на проблему. 4. Научить кратко излагать свои мысли.
6 Основополагающий вопрос «Как надо жить – чувствами или разумом?»
7 Вопросы учебной темы: 1. Почему Н.М Карамзин в своей повести обращается к историческому прошлому русского народа? 2. Что, с точки зрения автора, является главной ценностью в жизни? 3. Как он решает эту проблему в повести? 4. В чем проявилась «жизнь сердца» в повести ? 5. Оказывает ли на формирование характера среда «обыкновенного быта»?
8 Темы исследований учащихся: 1. Историческая основа повести. 2. Внешний облик. (Какие средства выразительности использует автор в описании внешнего облика). 3. Отношение автора к своей героине.
9 Трактовка темы: жизнь сердца «Карамзин первый на Руси начал писать повести… в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного быта». В.Г. Белинский
10 1.Чем было вызвано обращение Н.М. Карамзина к историческому прошлому народа? Историческая основа повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» (исследовательская работа учащихся в форме презентации)
11 Внешний портрет героини через лингвостилистический анализ (исследовательская работа учащихся представлена в презентации)
12 В чем проявилась «жизнь сердца и страстей в повести?» вернейшее изображение его сердца «…описание дневных упражнений человека есть вернейшее изображение его сердца. По крайней мере, я так думаю и с дозволения моих любезных читателей опишу, как Наталья, боярская дочь, проводила время свое от восхода до заката красного солнца» Н.М. Карамзин
13 1. Нравственная атмосфера семьи, любовь отца, няни. 2. Гармония и красота природы. 3. Ежедневные утренние службы, молитвы с усердием. 4. Рассказы отца о приключениях благочестивого князя Владимира и могучих богатырей российских. 5. Занятия рукоделием (вышивать, плести кружево, сучить шелк, низать ожерелья). 6. Невинные забавы (прогулки в саду или поле, катание в санях по городу, игры, песни – все не нарушая благопристойности.) «Вернейшее изображение сердца»
14 «Чудное дело! Любовники никогда не могут наглядеться друг на друга… У ворот боярского дому Наталья в последний раз взглянула на красавца и нежным взором сказала ему: «Прости, милый незнакомец!»» «Новый свет воссиял в душе её…»
15 Отношение автора к героине «Судьба, судьба! Ужели ты не сжалишься над нею? Ужели захочешь чтобы светлые глаза её от слёз померкли?»
16 - чувствовала в сердце своем тихую радость; - чувствовала некоторую грусть томность в душе своей; - Сердце… желает чего-то другого: оно хочет такого сердца… которое вместе с ним составляло одно чувство, нежное, странное, пламенное… - новый свет воссиял в душе её… - не сомневайтесь в силе взаимного влечения, которое чувствуют два сердца, друг для друга… сотворенные - в глазах «изображались пламенные чувства, любовью кипящее сердце» - сердце мое знает… сердце моё говорит - Наталья просыпалась и - любила; вставала с постели и - любила; молилась - и любила; что ни думала - всё любила и всем наслаждалась; - чувства их составляли восхитительную гармонию
17 «Благословение» искренних человеческих чувств «Я не знаю и не спрашиваю, кто вы, но именем великого Бога, которого нам и мрак ночи и шум бури проповедует, - именем непостижимого, ужасного для злых, для добрых милосердного обещаю вам благоденствие в жизни, если вы будете всегда любить друг друга, ибо любовь супружеская есть любовь святая, Божеству приятная, и кто соблюдает её в чистом сердце – в нечистом же она жить не может, - тот приятен Всевышнему. Грядите с миром и помните слова мои!»
18 Результат проекта: 1. Открытый урок по литературе в 8 классе на тему «Жизнь сердца» (по повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь») 2. Презентация к уроку.
19 Библиографический список: 1. В.Я.Коровина. Литература, учебник-хрестоматия, 8 класс.- М.: Просвещение, 2002 г. 2. Школьные энциклопедии «Руссика»: «История России 9-18 века», «История России века». - М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003 г. 3. А.Г. Венецианов. Портрет крестьянки. На пашне. Весна.// Российский исторический журнал «Родина», 1995, 11; 1996, Евгений Осетров. Твой Кремль. М.: Издательство «Малыш», 1974 г. 5. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение,1985 г. 6. Д.Э.Розенталь. Справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение,1972 г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.