Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюбовь Макшеева
1 Культурологический подход в образовании Выступление на расширенном заседании лаборатории культурно –ценностных ориентаций отдела общего начального образования ЦОО ФГУ ФИРО Докладчик Новицкая М.Ю.
2 Подход в образовании – это методологическая ориентация, которая базируется на определенной философской основе и определяет использование характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педагогической деятельности.
3 Подход в образовании Подход включает в себя три основных компонента: основные понятия; принципы отбора содержания и способов организации образования; технологии, методы и приемы построения образовательного процесса. Подход определяет всю совокупность содержания, методов, средств и способов деятельности, применяемых в педагогическом процессе.
4 Культурологический подход в образовании – это методологическая ориентация, которая своей философской основой имеет аксиологический (ценностный) вектор в педагогической деятельности. обоснован наследием отечественной философской и общественной мысли в лице таких ее представителей, как П.Чаадаев, А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, В.Соловьев, Н.Бердяев, Н.Федоров, К.Аксаков, А.Хомяков, И.Киреевский, Н.Данилевский, К.Леонтьев, И.Ильин, П.Сорокин.
5 Основные понятия культурологического подхода: Культура – это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в формах организации жизнедеятельности людей, а также в созданных и создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура – это процесс и результат создания, хранения, распространения и освоения культурных ценностей.
6 Основные понятия культурологического подхода: Образование – это историко- культурный феномен, процесс и условие развития духовных начал народа и каждого индивида. Человек – создатель и носитель культуры, субъект культурно- исторического процесса.
7 Цель системы образования с позиции культурологического подхода формирование человека как субъекта культурно-исторического процесса, чувствующего свою ответственность перед будущим как перед своим будущим, зависящим от его действий в настоящем (А.С.Арсеньев).
8 Принципы отбора содержания и способов организации образования на основе культурологического подхода: Системность в актуализации и использовании культурно-исторического, национально-этнического, социально- педагогического наследия. Преемственность культурно- исторического, национально-этнического, социально-педагогического опыта.
9 Принципы отбора содержания и способов организации образования на основе культурологического подхода: Приоритет базовых общечеловеческих интересов в организации процесса освоения культурных ценностей, принцип гуманизма в содержании образования. Становление ребенка как субъекта культуротворческой деятельности. Синтез традиций и инноваций в образовании.
10 Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе культурологического подхода: I. Культуросообразность: 1. соответствие многообразию и разнообразию культуры общества и сообществ; 2. обеспечение условий культурного и субкультурного самоопределения и культурной идентификации ребенка;
11 Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе культурологического подхода: I. Культуросообразность: 3. построение образовательной среды на основе равноправного диалога и полилога культур и культурных ценностей при условии идеального миро чувствования в материнской культурно-исторической традиции;
12 Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе культурологического подхода: 4. обеспечение системы культурных функций (трансляция культурного опыта; воспитание на культурных образцах; регуляция и саморегуляция; коммуникация на основе культуры; социализации личности; распространение и сохранение культуры; воспроизведение и создание культурных артефактов и т.д.); 5. раскрытие личностной культуры ребенка и взрослого.
13 Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе культурологического подхода: II. Продуктивность как важнейшее качество деятельностного характера образовательного процесса; III. Свободное творческое проявление личностной культуры каждого участника образовательного процесса (ребёнка и взрослого – педагогов, родителей и др. ) и обеспечение роста личностной культуры.
14 На основе культурологического подхода строятся: содержание учебных эстетических и этических курсов; ценностная составляющая, интегрированная во все школьные предметы; содержание воспитательной работы; содержание межличностного общения ребёнка и взрослого;
15 На основе культурологического подхода строятся: учебно-воспитательная среда школы (совокупность материально- технических, знаково-символических, информационных и психолого- педагогических условий, влияющих на культурное развитие и саморазвитие детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения); управление учебным и социально- воспитательным процессом.
16 Системность культуры как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в современном образовании По ценностям: Бытийная; духовно-нравственная; эстетическая; интеллектуальная
17 Системность культуры как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в современном образовании По локализации в структуре человечества и личности: Общечеловеческая; национальная; этническая; региональная; субкультура; коллективная; индивидуальная
18 Системность культуры как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в современном образовании По деятельности человека: Художественная; трудовая; учебная; общения; досуга; политическая; информационная; бытовая; социальная; отраслевая
19 Системность культуры как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в современном образовании По виду художественной деятельности (виду искусства): Литературная; театральная; музыкальная; изобразительная; танцевальная; и т.д.
20 Системность культуры как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в современном образовании По временному и пространственному критериям : Древнего мира; Средневековья; Нового и новейшего времени. Европейская, азиатская, Африканская..
21 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.