Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВладислав Матвеевский
1 LOGO Add your company slogan Контент-анализ как метод социолингвистического исследования средств массовой информации Кафедра русского языкознания и коммуникативных технологий. Магистрант Татьяна Вергун
2 Контент-анализ как метод социолингвистического исследования СМИ До сих пор понятие «контент-анализа», имеющее корни в психологии и социологии, не имеет однозначного определения. Контент-анализ - специальный достаточно строгий метод качественно- количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. (Социология: Энциклопедия/ Сост. А.А.Грицанов, В.А.Абуленко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В. Терещенко). Контент-анализ – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в котором в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации. (Н.Семечкин. Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге ).
3 Контент-анализ как метод социолингвистического исследования СМИ Другие источники дополняют эти определения. Контент-анализ - метод, рассчитанный на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников (Голованов О. Краткий словарь по социологии). Контент-анализ – это методика выявления частоты появления в тексте определенных интересующих исследователя характеристик, которая позволяет ему делать некоторые выводы относительно намерений создателя этого текста или возможных реакций адресата (Федотова Л.Н. Анализ содержания: социологич. метод изучения средств массовой коммуникации). Контент-анализ по Аверьянову не занимается собственно смыслом, а исключительно частотным распределением смысловых единиц в тексте, или по другому – анализом статистических закономерностей частотного распределения смысловых единиц в тексте. Иными словами, благодаря изучению количественных характеристик текста мы получаем качественные характеристики (Аверьянов Л.Я., Контент-анализ). «Контент-анализ активно используется для решения задач анализа коммуникации в области государственных и бизнес-структур. Его формулой становится перевод вербальной информации в более объективную невербальную форму» (Почепцов Г.Г. Информационные войны ).
4 Контент-анализ как метод социолингвистического исследования СМИ Контент-анализ СМИ – это метод исследования текстовых массивов, состоящий в целенаправленном изучении статистических закономерностей частотного распределения смысловых единиц в тексте, что позволяет получить социологические/психологические характеристики, содержащиеся в однородных текстах изучаемых СМИ.
5 Контент-анализ как метод социолингвистического исследования СМИ Контент-анализ начинался как количественно-ориентированный метод анализа текстов для изучения массовых коммуникаций. Он был впервые применен в 1910 г. социологом Максом Вебером, чтобы проэкзаменовать охват прессой политических акций в Германии. Американский исследователь средств коммуникации Гарольд Лассвелл в е гг. использовал подобную методику для изучения содержимого пропагандистских сообщений военного времени. В 1943 г. Абрахам Каплан увеличил фокус контент-анализа от статистической семантики (значения текстов) политических дискуссий до анализа значений символов (семиотики). Во время Второй мировой войны популярность семиотики привела к использованию качественно-ориентированного контент-анализа для изучения «идеологических» аспектов в таких жанрах, как телевизионные шоу и коммерческая реклама. Ряд современных исследований с применением методологии контент-анализа включают наряду с анализом текста и анализ изображений.
6 Контент-анализ как метод социолингвистического исследования СМИ С появлением средств автоматизации, текстов в электронном виде, начиная c 60-х годов, начальное развитие получил контент-анализ информации больших объемов – баз данных и интерактивных медиа-средств. Выделилось направление, получившее самостоятельное развитие – Data Mining, означающее обнаружение, с помощью количественных оценок, в потоке данных новых знаний, таких как модели, конструкции, ассоциации, изменения, аномалии и структурные новообразования, и последующую количественную квалификацию их как категорий.
7 Контент-анализ как метод социолингвистического исследования СМИ Контент-анализ – универсальный метод для исследований СМИ, который позволяет работать как с большими массивами текстов, так и с малыми. На сегодняшний день контент-анализ применяется в социологии, политологии, социолингвистике, психолингвистике, журналистике, маркетинговых исследованиях, PR и др.
8 Контент-анализ как метод социолингвистического исследования СМИ Существуют три основных направления применения контент-анализа: а) выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта - окружающей действительности, автора или адресата); б) определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы - язык, структура и жанр сообщения, ритм и тон речи); в) выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия). (Социология: Энциклопедия/ Сост А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В.Терещенко ).
9 Контент-анализ как метод социолингвистического исследования СМИ На сегодняшний день выявлены следующие возможности метода: - определение способа подачи материала и анализ преобладающих в СМИ направлений, - определение эмоциональной окраски, тона публикаций, - определение рейтинга лидеров, организаций, торговых марок по частоте упоминания, - определение отношения СМИ к лидерам, организациям, событиям, - концентрация внимания исследователя на тех признаках текста, которые прямо или косвенно свидетельствуют о позиции, состоянии или намерениях автора.
10 Контент-анализ как метод социолингвистического исследования СМИ Процедурой контент-анализа называется последовательность операций контент-анализа, каждая из которых основана на определенной технике. Операции, реализующие процедуру контент-анализа, подразделяются на три вида: по разработке документов исследования, по реализации документов, по обеспечению надежности процедуры (Российская социологическая энциклопедия/ Под редакцией академика РАН Г.В.Осипова). 1. Определение целей и задач исследования. 2. Выбор объекта. 3. Выбор категорий анализа. 4. Выбор единицы анализа. 5. Выбор единицы счета. 6. Выбор предмета исследования. 7. Разработка таблицы. 8. Описание системы кодировки. 9. Подсчет количества материалов. 10. Интерпретация результатов
11 Алгоритм контент-анализа Определение цели и задач контент-анализа, связанных с предметом исследования из предметной области базовой дисциплины. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть: а) понятия, выраженные в отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.; в) имена, фамилии людей; г) события, факты и т.п.; д) смысл апелляций к потенциальному адресату. Единицы анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В первом случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором – исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть: а) физическая протяженность текста; б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или ТВ; д) метраж пленки при аудио и видеозаписях; е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и др.
12 Алгоритм контент-анализа 4. Подсчет единиц анализа. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, компьютерных программ, формул и т.д. (Дмитриев И. Метод контент-анализа). 5. Интерпретация результатов.
13 Литература Аверьянов Л.Я. Контент-анализ. - М.: Кно Рус, – 456 с. Голованов О. Краткий словарь по социологии. - Кыштым, – С.123. Дмитриев И. Метод контент-анализа [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ресурсу: Мойсеєв В.А. Паблік рілейшнз: Навч. Посібник.-К.:Академвидав, Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М.: Рефл-бук/Киев:Ваклер, Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, С Социология: Энциклопедия [сост. А.А.Грицанов, В.А.Абуленко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В. Терещенко]. - Мн.: Книжный Дом, Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. - М.: Nota bene, С Федотова Л.Н. Анализ содержания: социологич. метод изучения средств массовой коммуникации - М.: Научный мир, 2001.
14 LOGO Add your company slogan Кафедра русского языка и коммуникативных технологий Кафедра русского языка и коммуникативных технологий. Магистрант Татьяна Вергун
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.