Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнфиса Жукова
1 Познание
2 Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире Познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания.
3 Процесс познания Субъект познания Объект познания Познающий человек, коллектив Все общество Весь окружающий мир Познавае мой предмет Результат: знание
4 Философы о возможностях познания мира… Агностики: Скептики: Оптимисты: познание не дает достоверных сведений Выражают сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер Мир познаваем, достоверные знания о мире получить возможно
5 Виды познания Обыденное Социальное Мифологическое Художественное Религиозное Научное Ни один из видов познания не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
6 Уровни (стороны познания) Чувственное познание Осуществляется органами чувств Формы: ощущение, восприятие, представление Рациональное познание Посредством мышления, присуще только человеку Формы: понятие, суждение, умозаключение (вывод)
7 Формы чувственного познания Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, явления, процесса, непосредственно воздействующих на органы чувств Представление - чувственно-наглядный образ предмета, явления, сохраняемой и воспроизводимой в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств
8 Формы рационального познания Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения (индуктивное – умозаключение от частного к общему, дедуктивное – умозаключение от общего к частному, получаемое по аналогии)
9 Точки зрения на место чувственного и рационального познания Эмпиризм Единственный источник наших знаний – чувственный опыт Рационализм Наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства Противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, это две ступени познания. Они проявляются как единый процесс. Различие между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая.
10 Знание является единством чувственного и рационального познания. Вне чувственного представления у человека нет реального знания, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
11 Особенности чувственного и рационального познания Чувственное познание Рациональное познание Непосредственность, выражается в прямом воспроизведении объекта Опора на результаты чувственного познания Наглядность и предметность, возникающие в результате познания образов Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений
12 Интуиция… Своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании Вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства Признаки интуиции: внезапность, неполная осознанность, непосредственный характер возникновения знаний Виды: интеллектуальная (связана с умственной деятельностью) и мистическая (связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека)
13 В интуиции ясно осознается лишь результат, а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т.е. находятся в области бессознательного. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной
14 Эмоции и чувства в процессе познания Эмоции – это аффективная форма проявления моральных чувств Чувства - это эмоции, но выраженные в соответствующих понятиях (чувства любви, ненависти и др.) Мотивационная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания
15 Заблуждение и ложь как результат познания Заблуждение - содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня к рациональному, некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации Ложь – сознательное искажение образа объекта
16 Истина и ее критерии Истина – это: 1)Соответствие знаний действительности 2)То, что подтверждено опытом 3)Некое соглашение 4)Свойство само согласованности знаний 5)Полезность полученного знания для практики ИСТИНА – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним
17 Аспекты истины Объективная истина – содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества Абсолютная истина – исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке, обществе, знания, которые никогда не могут быть опровергнуты Относительная истина – неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обуславливает способы получения этого знания, зависящее от определенных условий, места и времени их получения
18 Критерии истины –то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения Соответствие законам логики и ранее открытым законам науки Соответствие фундаментальным законам Простота и экономичность формы Практика – целостная система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности. Формы практики: научный эксперимент, социальное действие (революция, реформа), материальное производство, преобразование природы
19 Функции практики в процессе познания Источник знания: практическими потребностями были вызваны к жизни науки Основа познания: человек преобразует мир, благодаря чему происходит его познание Цель познания Критерий истины: пока какое-либо положение не будет проверено на опыте, оно останется лишь гипотезой.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.