Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлександра Арчаковская
1 Декабристы в Сибири
2 В июле 1826 г. началась отправка в Сибирь декабристов. В Иркутск первые группы декабристов прибыли в конце августа 1826 г. Это были Н. Заикин, Артамон Муравьев, В. Давыдов, Е. Оболенский, А. Якубович, С. Трубецкой, С. Волконским, братья Андрей и Петр Борисовы, А. Веденяпин, С. Краснокутский, Н. Чижов, В. Голицын, М. Назимов. Иркутяне радушно встретили декабристов. При въезде их в город у Московских ворот собралась большая толпа, приветствовавшая подневольных путешественников. Когда декабристов повезли затем в губернаторский двор, туда, по свидетельству современника, «стекалось множество народа, при самой Ангаре их встречавшего». Среди иркутян было несколько человек, служивших прежде в Петербурге и лично знакомых с декабристами: учитель гимназии Жульяни, чиновник Здора и другие. Они еще до приезда декабристов в Иркутск переписывались с их родственниками, выполняли различные поручения.
3 Иркутяне пробирались к декабристам, разговаривали с ними, обращались со словами привета, сочувствия, ободрения и утешения, давали деньги. Один из иркутян передал декабристам несколько книг. С первых встреч между декабристами и сибирским трудовым населением завязывались дружеские отношения. Из Иркутска декабристов, осужденных на поселение, отправили в отдаленные и малолюдные пункты Восточной Сибири. Что же касается осужденных на каторгу, то их иркутский губернатор, не получавший еще определенных распоряжений из Петербурга, назначил сначала на ближайшие к Иркутску заводы, где применялся труд каторжан.
4 Декабристов Якубовича и Оболенского назначили в Усольский солеваренный завод. Волконского и Трубецкого в Николаевский, а Давыдова, братьев Борисовых и Артамона Муравьева в Александровский винокуренный. На этих заводах декабристы пробыли до октября 1826 г., когда пришло распоряжение Николая I об отправке всех декабристов, осужденных на каторгу, в Восточное -Забайкалье, на рудники Нерчинского горного округа. Здесь они работали в подземных шахтах до осени 1827 г. Затем декабристов из всех тюрем и рудников Нерчинском каторги перевели в Читу и разместили в местном тюремном остроге до постройки для них особой тюрьмы. Наконец, в 1832 г. декабристов перевели в тюрьму, выстроенную в Петровском железоделательном заводе.
5 Находясь в Петровском заводе, декабристы устроили там свое образный «тюремный университет». Они читали друг другу лекции по истории, литературе, математике, изучали иностранные языки. Некоторые декабристы (братья Бестужевы, Оболенский) обучали детей в заводской школе. Это были первые шаги культурного влияния декабристов в Сибири. В гг. декабристов, отбывших каторгу, стали отправлять на поселение в различные места Сибири. Окончательно Петровский каземат опустел лишь в 1839 г. Сначала декабристам запрещали постоянно жить в Иркутске, но те, кто находился в ближайших к нему селениях, часто бывали в городе и подолгу гостили у иркутян.
6 В деревне Малой Разводной (в 6 км от Иркутска к Байкалу) жили декабристы братья Борисовы, Юшневский, Артамон Муравьев, в селе Урике Волконский, Лунин, Вольф, братья Никита и Александр Муравьевы, Панов, в Оеке Трубецкой, в Смоленщине Бечасный, в Хомутово Вадковский, в Усть- Куде братья Поджио, в Тельме и Елани Одоевский, в Олонках Раевский. В последние годы своего пребывания в ссылке переехали в Иркутск декабристы Трубецкой, Волконский, Веденяпин, Батеньков, Колесников, Луцкий, Митьков, Чижов. В Иркутске похоронены декабристы И. Поджио, Панов, Муханов и Е. П. Трубецкая. Еще до настоящего времени сохранился дом декабриста Волконского в Волконском переулке (в конце улицы Тимирязева) и небольшие памятники на могилах И. Поджио, Панова, Трубецкой. С декабристов начинается благотворное влияние политических ссыльных на культурное и политическое развитие Сибири. Декабристы занимались педагогической деятельностью. А. П. Юшневский, П. И. Борисов, А. В. Поджио обучали детей математике, естествознанию, русскому и французскому языкам, музыке и рисованию.
8 Алексей Петрович Юшневский был замечательным педагогом, умевшим «покорять детские сердца». По словам своих воспитанников, он никогда не ласкал своих учеников, но всегда проявлял к ним любовное и добродушное отношение. Юшневский был противником телесных наказаний. Неисполнительные его ученики подвергались только увещеваниям и вразумлениям, которые были убедительны и понятны детям и действовали во много раз лучше, чем грубые окрики или розги. «На уроках он был всегда терпелив, никогда не поднимал своего голоса», рассказывает один из его учеников Н. А. Белоголовый. Юшневский был также хорошим музыкантом и считался одним из лучших учителей в Иркутске по классу фортепиано. Но в то время музыкальное искусство не пользовалось большой популярностью в городе, и Юшневский имел только несколько уроков, которые давали слишком небольшой заработок. Основным источником его существования служили уроки по русскому и французскому языкам.
9 Занимался педагогической работой и сосед Юшневского, декабрист Петр Иванович Борисов, поселенный в деревне Малой Разводной в 1851 г. Он преподавал естествознание, математику и рисование. Это был человек, питавший большую страсть к природе и естественным наукам. Борисов хорошо изучил растительное и пернатое царство Сибири. В его маленьком домике находилась коллекция сибирских птиц и мелких животных, а также «великое множество его собственных рисунков, за работой которых он просиживал все часы своих досугов». Рисовал Петр Иванович, главным образом, животных, птиц и насекомых. Эти рисунки с большим, трудом и за низкую цену продавались в Иркутске. Вместе с Петром Ивановичем жил его старший брат Андрей Иванович, тоже декабрист, заболевший в Сибири меланхолией. В Малой Разводной он занимался переплетом книг. Оба брата из России ни от кого помощи не получали и кормились на свои небольшие заработки и пособия от товарищей-декабристов.
10 После смерти Юшневского (1844 г.) часть его учеников перешла к декабристу Александру Викторовичу Поджио, который, по характеристике Н. Белоголового, тоже был «прекрасным педагогом и человеком редких достоинств и редкой души». Юшневский, Борисов и Поджио имели не только платных учеников, приезжавших к ним из города, но они также обучали грамоте и крестьянских детей, не беря за это никакой платы. Начальное образование получил у них Николай Аполлонович Белоголовый, ставший впоследствии видным врачом и общественным деятелем 6080-х годов. Он был другом знаменитого русского терапевта С. П. Боткина, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и многих других выдающихся людей своей эпохи. Белоголовый оставил интересные воспоминания о жизни декабристов в Иркутской губернии, в которых с восторгом и глубокой благодарностью говорит о своих первых учителях.
11 Юшневский и другие декабристы, проживавшие в Малой Разводной, пользовались большим уважением у местных крестьян, которым они оказывали помощь советами, лечили больных, а иногда помогали деньгами. Декабрист Муравьев, поселенный в Малой Разводной в 1842 г., был всеми любим и уважаем за свою беззаветную- и деятельную доброту. Крестьяне считали Муравьева своим благодетелем, «потому что, претендуя на знание медицины, он разыскивал сам больных мужиков и лечил их, помогая им не только лекарствами, но и пищею, деньгами всем, чем только мог». Декабрист В. Ф. Раевский, проживавший в селе Олонках, организовал там первую школу для взрослых крестьян. «Ученому везде легче», говорил он крестьянам. Ученики декабристов проникались чувством глубокого уважения, любви и благодарности к своим учителям.
12 Беседы с декабристами расширяли кругозор сибиряков, знакомили их с естествознанием, физикой, географией, событиями политической жизни. Словом и примером декабристы знакомили сибирских крестьян с лучшими способами ведения сельского хозяйства и различными ремеслами. Особенно близко сошелся с крестьянами С. Г. Волконский, поселенный в 1836 г. в селе Урике, а затем переехавший в Иркутск. Участие в хозяйственной жизни Сибири, опыты распространения улучшенных приемов и орудий земледелия, ремесла, просветительная деятельность, изучение края, общественно-политическая пропаганда таков вклад декабристов в общественное развитие сибирских окраин России. Декабристы находились в Сибири с 1826 по 1856 г. Это тридцатилетие было временем углублявшегося разложения и кризиса феодально-крепостнической системы, роста новых капиталистических отношений. Подготовлялись условия для перехода революционного движения в России к разночинному, революционно-демократическому этапу. В такой обстановке деятельность декабристов в Сибири приобрела важное прогрессивное значение.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.