Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГалина Наркевич
1 Приёмы и методы активного и интерактивного обучения. Методические подсказки. Учитель: Плотникова Наталья Владимировна, МАОУ СОШ «Комплекс «Гармония» с углублённым изучением иностранных языков»
2 Современная педагогика ориентирована на то, чтобы - ребёнок научился учиться, - открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.
3 Эффективность образовательных технологий, которым в последнее время уделяется так много внимания, невозможна без овладения: искусством педагогической техники, без конкретного искусства учителя (взаимодействие с учениками, предъявление и принятие учебных задач, использование средств обучения, владение ситуацией урока)
4 Педагогическая техника В ряде публикаций «педагогической техникой» обозначается чаще всего такой составной элемент педагогического мастерства, который выражает коммуникативное и речевое искусство педагога (например, «техника речи», «поведенческая техника»). При таком понимании педагогическая техника не объясняется как целостность
5 Педагогическая техника Еще в 30-е годы XX столетия понятие «педагогическая техника» в педагогической энциклопедии определялось как «совокупность методов, приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий». К педагогической технике было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия. Именно такой подход может позволить нам говорить о педагогическом мастерстве как о системе
6 Средства обучения К средствам обучения относятся «слово, образ, деятельность», то есть приемы, методы обучения, наглядные пособия, оборудование, технические средства, устная информация учителя, компьютер и т.д. (Г.Астваиатуров)
7 Приемы обучения Педагогический прием - это целенаправленное действие, обращенное на повышение продуктивности урока (Г.Астваиатуров)
8 Метод «вообще все способы, приёмы и действия учителя» (К.В.Ельницкий) «вообще все способы, приёмы и действия учителя» (К.В.Ельницкий) «совокупность координированных приёмов преподавания» (С.А.Ананьев) «совокупность координированных приёмов преподавания» (С.А.Ананьев)
9 Метод система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования (Г.Астваиатуров)
10 Не существует плохих и хороших приемов и методов обучения. Они могут быть более или менее эффективными, подходящими или неподходящими, удачными или неудачными, простыми или сложными, технологичными или индивидуальными и т.п. Любое некритическое заимствование также плохо, как и необдуманное отторжение всего нового и необычного. В то же время нельзя подвергать огульной критике и полностью отвергать так называемые «традиционные» методы обучения. К использованию тех или иных приемов и методов преподаватель должен относиться творчески
11 Овладение приемами педагогической техники является одной из главных профессиональных задач каждого учителя Знакомясь с описанием того или иного метода и приема, он каждый раз «примеряет» его на себя. Разумеется, не все приемы «лягут» в процесс повседневной работы. Многое зависит от реальных обстоятельств и от личности преподавателя. Но вооружившись даже несколькими приемами и «отшлифовав их до блеска», учитель может добиться прекрасных результатов. Какие приемы использовать на различных этапах урока, как сочетать их, как дозировать нагрузку? В данном случае не может быть готовых рецептов. Педагогу открывается возможность для творчества
12 В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода.
13 Пассивные: где учащиеся выступают в роли объекта обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
14 Активные: где обучающиеся являются субъектом обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
15 Интерактивные: От англ. (inter - между; act – действие) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.
16 Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
17 Роль приемов и методов активного обучения Повышение интереса к учебному материалу; Повышение интереса к учебному материалу; Развитие умения самостоятельно видеть проблему, перенести ЗУН в новую ситуацию; Развитие умения самостоятельно видеть проблему, перенести ЗУН в новую ситуацию; Развитие аналитического и критического мышления и т.д. Развитие аналитического и критического мышления и т.д.
18 Конструктор урока (по А.Гину) А. Начало урока Интеллектуальная разминка или опрос (по базовым вопросам) «Да-нетка»Удивляй! Отсроченная отгадка Фантастическая добавка «Светофор» Б. Объяснение нового материала Привлекательная цель Удивляй!Фантасти- ческая добавка Практичность теории Пресс-конференция В. Закрепление: тренировка, отработка Лови ошибку!Пресс-конференция УМШИгра-тренинг Игра в случайность Г. Повторение Своя опора Повто-ряем с контролем Повторя- ем с расширением Свои примеры Опрос – Итог Д. Контроль «Светофор»Опрос по це- почке Тихий опрос Програм- мируемый опрос Идеальный опрос Е. Домашнее задание Задание массивом Три уровня Д/ЗНеобычная обычность Особое задание Идеальное задание Ж. Конец урока Опрос-итог Отсроченная отгадка Роль «психолог» Роль «подводящий итог» Обсуждаем Д/З
19 А.А.Гин. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя – М.: Вита Пресс, 1999 г. – 88 с.
20 Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений Учителя с детьми Детей друг с другом Каждого ребёнка с учителем Ученика с коллективом
21 Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики. В переводе с английского языка interact – « находиться во взаимодействии, общаться»
22 Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Повышение познавательной мотивации Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание) Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка Воспитание лидерских качеств Умение работать с командой и в команде Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
23 Рассмотрим некоторые методические приёмы: Ролевая игра Пары и группы «Мозговая атака» «Общая дискуссия» Проекты «Общий галдёж» Словесные ассоциации Рисование Воспроизведение информации
24 Ролевая игра Это маленькая сценка, разыгрываемая учениками. Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам
25 Пары и группы Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.
26 «Мозговая атака» Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Это приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос
27 « Общая дискуссия» Возможность развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение. Накануне лучше разработать совместно с детьми « Правила ведения дискуссии». Этот приём хорош в начале учебного года, когда происходит знакомство, устанавливаются нормы поведения.
28 Проекты Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени. Этот приём мы используем с 1 класса.
29 « Общий галдёж» Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физминутка, возможность общения в парах или группах.
30 Словесные ассоциации Приём, который используется при изучении новых понятий, на уроках: - геометрии - истории слова - во время словарной работы на уроках чтения, русского языка
31 Рисование Приём используется с целью развития - наблюдательности - навыков совместной работы - воображения Наиболее интересно рисование плакатов на уроках « Окружающего мира», литературного чтения.
32 Воспроизведение информации Хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение её в другой форме. Например,прослушав рассказ, изобразить его в картинках.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.