Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлександр Бошняк
1 Содержание образования
2 Содержание образования один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек это человек знающий, развитый и воспитанный.
3 большинство современных школ направляют свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части учащихся. Часто за счет углубления различных предметов предполагается подготовить исследователя-энциклопедиста, широко образованного естественника, гуманитария-краеведа.
4 В связи с этим существовали и существуют классические и реальные гимназии, лицеи, школы и училища.
5 В педагогике существует принцип: связи школы с жизнью общества. Но должен быть принцип связи школы с жизнью ребенка. Критерии отбора содержания образования должны включать потребности общества, и потребности индивида. Содержание образования рассматривается как педагогическая модель обращенного к школе социального заказа. Но необходимо учитывать и потребности человека в образовании для его существования. Нужно учитывать обе позиции.
6 Во-первых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений, содержания социальной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта. Этот опыт включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования: знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности; опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных; опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру.
7 Во-вторых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить индивидуальный способ существования человека: способствовать развитию у него всех основных сфер и должно включать: систему педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальной и других сфер; систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с обществом, то есть способствующих процессу социализации личности.
8 Требования к содержанию образования соответствие социальному заказу общества; соответствие потребностям учащихся; соответствие критериям отбора содержания образования (научная и практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеющемуся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе).
9 В соответствии с Законом Российской Федерации об образовании (статья 7) в нашей стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является федеральным нормативным документом, определяющим в обязательном порядке: минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников школы.
10 Выполнение школьниками требований стандартов свидетельствует о достижении ими необходимых знаний, умений, навыков, о достижении определенного уровня развития основных сфер и сформированности ценностных ориентаций, обеспечивающих: адаптацию к окружающей природной и социальной среде; овладение разными видами деятельности; сформированность личностного отношения к окружающему миру и усвоение этических норм; определенный уровень общей эрудиции.
11 Таким образом, содержание образования, определяемое стандартом, позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие индивидуальности и социализацию личности школьника.
12 Представление стандарта школьного образования содержится в базисном учебном плане, который обязателен для использования всеми общеобразовательными учреждениями России. В 1993 году приказом Министерства образования РФ рекомендован для использования Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, часть которого приводится ниже.
13 В структуре учебного плана выделяются: В учебных планах выделяется федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
14 В образовательный стандарт входит перечень сведений и умений по каждому учебному предмету, обязательный для усвоения учащимися. Этот перечень периодически пересматривается и при необходимости изменяется.
15 На основе минимального образовательного стандарта разрабатываются альтернативные программы по профильным направлениям. Альтернативные программы представляют собой набор средств обучения и требований, выполнение которых необходимо для продолжения образования по этим направлениям в Вузе. Минимальное общее среднее образование не гарантирует продолжения образования в Вузе, но является обязательным для овладения рабочими профессиями и достаточным для включения в трудовую жизнь. Максимальное общее среднее образование гарантирует возможность продолжения образования в Вузе по одному из выбранных профилей обучения.
16 В основной школе, по окончании которой учащиеся впервые получают право выбора профессии, им предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях знания.
17 Обычная общеобразовательная школа предоставляет учащимся возможность для развития своих способностей и освоения минимальной не ниже государственного стандарта совокупности знаний и навыков, обеспечивающих выпускникам успешную жизнь в обществе. Гимназия предоставляет учащимся возможности: получения универсальной образовательной подготовки на гуманитарной основе; обучения, способствующего разностороннему личностному и индивидуальному развитию; формированию навыков творческого интеллектуального труда, усвоения современных способов научного мышления; удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечения возможностей усвоения лучших достижений отечественной и мировой культуры. Лицей предоставляет наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальные возможности: получения общего среднего образования в единстве с ранней профилизацией; углубленной подготовки по предметам различных циклов; развития творческого потенциала, навыков поисковой деятельности; свободного выбора будущей специализации. Лицей выполняет функции подготовки специалистов средней квалификации по профилю лицея и обеспечения социальной защиты учащихся при их трудоустройстве и поступлении в высшую школу.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.