Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарина Брянцова
1 Методы образования Попытка полной системной классификации 2015 В.В. Гузеев, А.А. Остапенко
2 Модель образовательного процесса
3 Классификация В.В. Гузеева (1995) Схема НазваниеОбозначение Объяснительно- иллюстративный (репродуктивный) ОИ ПрограммированныйПГ ЭвристическийЭ ПроблемныйПБ МодельныйМ
4 Классификация В.В. Гузеева - С.П. Саниной (2008)
6 Классификатор 2010 Эксплицитные ПРО открыты Первостепенны цели обучения Имплицитные ПРО закрыты Первостепенны цели воспитания Натуральные НУ открыты Главным образом для общего образования, а также при лимите времени Базовые: объяснительно-иллюстративный (репродуктивный), программированный, эвристический, проблемный Игровые: репродуктивно-игровой, программированное-игровой, эвристика-игровой, проблемно-игровой Имитационные НУ закрыты Главным образом для профильного или профессионального образования (в частности, взрослых), а также при неограниченном времени Модельные: модельно-репродуктивный, модельно-программированный, модельно-эвристический, модельно-проблемный Контекстные: контекстно-репродуктивный, контекстно- программированный, контекстно-эвристический, контекстно-проблемный
7 Определение 1. Базовыми называются методы образовательной деятельности с открытыми начальными условиями и открытыми предполагаемыми результатами.
8 Определение 1.1. Репродуктивным (или объяснительно-иллюстративным) называется метод образования со всеми открытыми элементами учебного процесса.
9 Определение 1.2. Программированным называется метод образования с открытыми начальными условиями, предполагаемыми результатами, путями достижения промежуточных задач, но с закрытыми промежуточными задачами.
10 Определение 1.3. Эвристическим называется метод образования с открытыми начальными условиями, предполагаемыми результатами, промежуточными задачами, но с закрытыми путями достижения промежуточными задачами.
11 Определение 1.4. Проблемным называется метод образования с открытыми начальными условиями и предполагаемыми результатами, но с закрытыми промежуточными задачами и путями их достижения.
12 Классификационная матрица базовых методов Начальные условия и предполагаемые результаты открыты Промежуточные задачи открыты закрыты Пути решения промежуточных задач открыты репродуктивный программированный закрыты эвристический проблемный
13 Определение 2. Модельными называются методы образовательной деятельности с закрытыми начальными условиями и открытыми предполагаемыми результатами Главный признак модельных методов – самостоятельный отбор учащимися начальных (исходных) условий в зависимости от собственного понимания задач.
14 Определение 2.1. Модельно-репродуктивным называется метод образования с закрытыми начальными условиями и открытыми предполагаемыми результатами, промежуточными задачами и путями их решений.
15 Определение 2.2. Модельно-эвристическим называется метод образования с закрытыми начальными условиями и путями достижения промежуточных задач, но открытыми предполагаемыми результатами и промежуточными задачами.
16 Определение 2.3. Модельно-программированным называется метод образования с закрытыми начальными условиями и промежуточными задачами, но открытыми предполагаемыми результатами и путями достижения промежуточных задач.
17 Определение 2.4. Модельно-проблемным называется метод образования с закрытыми начальными условиями, промежуточными задачами и путями их достижения, но открытыми предполагаемыми результатами.
18 Начальные условия закрыты, а предполагаемые результаты открыты Промежуточные задачи открыты закрыты Пути решения промежуточных задач открыты модельно- репродуктивный модельно- программированный закрыты модельно- эвристический модельно- проблемный Классификационная матрица модельных методов С.П. Саниной (2008)
19 Определение 3. Игровыми называются методы образовательной деятельности с открытыми начальными условиями и закрытыми предполагаемыми результатами. Процесс образования в этом случае проходит успешно благодаря его собственной увлекательности, а не стремлению к учебному результату. «Игра – непродуктивная деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе»
20 Определение 3.1. Программированно-игровым называется метод образования с закрытыми предполагаемыми результатами и промежуточными задачами и открытыми начальными условиями и путями решения промежуточных задач. Игра как play. Игра по сценарию.
21 Определение 3.2. Эвристически-игровым называется метод образования с закрытыми предполагаемыми результатами и путями решения промежуточных задач и открытыми начальными условиями и промежуточными задачами. Игра как game. Игра по правилам.
22 Определение 3.3. Репродуктивно-игровым называется метод образования с закрытыми предполагаемыми результатами образования и открытыми начальными условиями, промежуточными задачами и путями их решения. Игра и по сценарию и по правилам.
23 Определение 3.4. Проблемно-игровым называется метод образования с закрытыми предполагаемыми результатами, промежуточными задачами и путями их решения и открытыми начальными условиями. Игра без сценария и без правил.
24 Классификационная матрица игровых методов Начальные условия открыты, а предполагаемые результаты закрыты Промежуточные задачи (по правилам, игра как game) Правила открыты Правила закрыты Пути решения промежуточных задач (по сценарию, игра как play) Сценарий открыт репродуктивно- игровой программировано- игровой Сценарий закрыт эвристической- игровой проблемно- игровой
25 Определение 4. Контекстными называются методы образовательной деятельности с открытыми начальными условиями и открытыми предполагаемыми результатами. Контекст как неявный (скрытый) фактор образования. В этих методах педагогический контекст, составляемый из предполагаемых (или планируемых) результатов и начальных условий, держит педагог, а ученик работает в сфере промежуточных задач и способов их решения, имея полную иллюзию самостоятельной деятельности в предметной области. Конструкция получается двухслойной: предметный слой как бы погружен в педагогический контекст.
26 Определение 4.1. Контекстно-программированным называется метод образования с закрытыми начальными условиями, предполагаемыми результатами и промежуточными задачами, но открытыми путями решения промежуточных задач.
27 Определение 4.2. Контекстно-эвристическим называется метод образования с закрытыми начальными условиями, предполагаемыми результатами и путями решения промежуточных задач, но открытыми промежуточными задачами.
28 Определение 4.3. Контекстно-репродуктивным называется метод образования с закрытыми начальными условиями и предполагаемыми результатами образования, но открытыми промежуточными задачами и путями их решения.
29 Определение 4.4. Контекстно-проблемным называется метод образования со всеми закрытыми элементами учебного процесса.
30 Классификационная матрица контекстных методов Начальные условия и предполагаемые результаты закрыты Промежуточные задачи открыты закрыты Пути решения промежуточных задач открыты контекстно- репродуктивный контекстно- программированный закрыты контекстно- эвристический контекстно- проблемный
31 Внешний классификатор методов образования
32 Определение 5.1. Традиционными называются методы образовательной деятельности с открытыми начальными условиями. Определение 5.2. Инновационными называются методы образовательной деятельности с закрытыми начальными условиями. Определение 6.1. Явными называются методы образовательной деятельности с открытыми предполагаемыми результатами образования. Определение 6.2. Неявными называются методы образовательной деятельности с закрытыми предполагаемыми результатами образования.
33 Внутренний классификатор методов образования
34 Определение 7.1. Рамочными называются методы образовательной деятельности с открытыми промежуточными задачами. Определение 7.2. Свободными называются методы образовательной деятельности с закрытыми промежуточными задачами. Определение 8.1. Сценарными называются методы образовательной деятельности с открытыми путями решения промежуточных задач. Определение 8.2. Импровизационными называются методы образовательной деятельности с закрытыми путями решения промежуточных задач.
35 Степень активности (число закрытых для ученика элементов учебного процесса) Названия методов 0 пассивный репродуктивный 1 полуактивные эвристический, программированный, репродуктивно-игровой, модельно- репродуктивный 2 проблемный, эвристически-игровой, программировано-игровой, модельно- эвристический, модельно- программированный, -контекстно- репродуктивный 3 активные проблемно-игровой, модельно-проблемный, контекстно-эвристический, контекстно- программированный 4 контекстно-проблемный
36 Определение 9.1. Пассивные методы – это методы, в которых ученикам открыты все элементы процесса образования (в таблице выделены чёрным цветом). Определение 9.2. Полуактивные методы – это методы, в которых ученикам открыты половина или меньше половины элементов процесса образования (в таблице выделены градациями серого цвета). Определение 9.3. Активные методы – это методы, в которых ученикам закрыты большинство элементов процесса образования (в таблице выделены белым цветом).
61 Внешний алгоритм определения методов образования
62 Внутренний алгоритм определения методов образования
63 Спасибо за терпение!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.