Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСветлана Леванидова
1 Систенмно – деятельностный подход в обучении и воспитании как ресурс качественного образования
2 Сущность деятельностного подхода в обучении « Великая цель образования – это не знания, а действия!» Герберт Спенсер «Самое ценное знание – добытое собственным трудом!» Древняя мудрость
3 Новые цели образования Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных навыков
4 учёт интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание-следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Джон Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:
5 Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается системой дидактических принципов: Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
6 Структура урока 1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (надо); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу); устанавливаются тематические рамки (могу).
7 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. 3. Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?») 4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
8 5. Первичное закрепление Цель: проговаривание нового знания 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
9 Деятельностный подход к обучению предполагает: сформированность у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) наличие конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
10 В жизни постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
11 Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем 2. Объявление темы учителем 3. Объяснение темы учителем 4. Закрепление знаний учениками Проблемно-диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2. Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми
12 Пример проблемной ситуации (задание с затруднением) Задание на сложение дробей (не изучали) 2/4 + 1/4 = ? Разные результаты (не знают правила): Ответы: ¾ или 3/8 ! Что-то не так… А мы умеем складывать дроби (осознание затруднения)? Какая у нас сегодня цель урока? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби! РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ
13 Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
14 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса я Научился______ Каким способом? Какие получил результаты? Что нужно ещё сделать? Где можно применить полученные знания? Другое мнение __________________ _______________ _____________
15 Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими способами и методами.
16 Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.
17 Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.