Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНаталья Мальш
1 КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта (ГОС)) отказ от деления государственных образовательных стандартов на федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения; изменение структуры федерального государственного образовательного стандарта, которая будет включать в себя: «требования к результатам освоения основных образовательных программ», «требования к структуре основных образовательных программ», «требования к условиям реализации основных образовательных программ»; изменение процедуры принятия стандарта определение понятий «примерная основная образовательная программа», «основная образовательная программа образовательного учреждения» и «дополнительная образовательная программа образовательного учреждения».
2 Недостатки компонентного формирования ГОС результате разрушалась целостность ГОС, а государственный образовательный стандарт, как документ, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, наличествует только в части федерального компонента («региональный компонент» каждого субъекта РФ имеет различное содержание). одинаковая трехкомпонентная структура государственного образовательного стандарта не может быть реализована на единых принципах для всех уровней образования (высшее образование /аспирантура, докторантура/ - для этих видов образования ГОС не разработан). отказ от компонентного деления федерального ГОС не предполагает отказ от участия в формировании основных образовательных программ органов управления образованием, образовательных учреждений и самих обучающихся. действующая модель практически не используется : только 13 из 88 субъектов РФ приняли собственный региональный компонент, только в отношении общего образования и только в отношении одного элемента структуры ГОС – обязательного минимума к содержанию образовательной программы (который постоянно вызывает дискуссии у субъектов социального заказа конкретной территории).
3 Недостатки действующей структуры ГОСдействующей структуры ГОС Требования обязательного минимума ГОС на практике приводят к перегрузкам обучающихся за счет чрезмерной общеобразовательной составляющей, избыточных, непрофильных знаний. Обязательный минимум перерастает в постоянно расширяющийся обязательный максимум набора знаний, но не конкретных умений и компетенций выпускников. До настоящего времени не разработаны единые для всех уровней образования педагогические принципы формулирования обязательного минимума содержания основной образовательной программы, как и не разработано само ее понятие. Действующая структура ГОС отображает только ЗНАНИЕВЫЙ компонент, не ориентирована на формирование устойчивых компетенций обучающихся и выпускников. Существующий порядок принятия ГОС общего образования не позволяет оперативно отреагировать на важнейшие изменения в социально- экономической жизни общества, в особенности в сфере новых технологий, иностранных языков, новейшей истории. ГОС быстро устаревает, внесение изменений чрезвычайно затруднено, создается эффект замкнутости образовательного процесса, оторванности от жизни ( в ГОС отсутствуют условия осуществления образовательного процесса, прозрачный механизм определения стоимости образовательной услуги).
4 Предлагаемая законопроектом структура ГОС требования к результатам освоения основных образовательных программ (требования к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций, они должны возрастать от одного уровня образования к другому и обеспечивать их преемственность); требования к структуре основных образовательных программ соотношение (объем) составляющих программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.) и требования к соотношению обязательной части программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса); требования к условиям реализации основных образовательных программ (требования к материально-техническому, учебно-методическому и кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы).
5 ЧТО ИЗМЕНИТСЯ С ПРИНЯТИЕМ ПРЕДЛАГАЕМОГО ЗАКОНОПРОЕКТА: Наименование и содержание компонентов ГОС ЗАКОНОПРОЕКТДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО отказ от деления на федеральный, региональный (национально- региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения; при этом сохраняется установленная законодательством Российской Федерации в области образования свобода образовательного учреждения в разработке, принятии и реализации образовательной программы, а также возможность учитывать региональные и (или) национальные особенности при определении содержания образования. для общего, начального профессионального и среднего профессионального образования: федеральный; региональный (национально- региональный); компонент образовательного учреждения. (п. 1 ст. 7 Закона РФ «Об образовании») для высшего и послевузовского профессионального образования: федеральный; национально-региональный. (п.2 ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»)
6 ЧТО ИЗМЕНИТСЯ С ПРИНЯТИЕМ ПРЕДЛАГАЕМОГО ЗАКОНОПРОЕКТА: Структура ГОС ЗАКОНОПРОЕКТДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Федеральные ГОС общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования включают в себя требования к: результатам освоения основных образовательных программ, структуре основных образовательных программ; условиям, обеспечивающим реализацию основных образовательных программ. Для отдельных дополнительных профессиональных образовательных программ могут устанавливаться Государственные требования в случаях, предусмотренных законодательством или актами Правительства РФ. ГОС общего, начального профессионального и среднего профессионального образования: обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников. (п. 1 ст. 7 Закона РФ «Об образовании») ГОС могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом. (п. 1 ст. 7 Закона РФ «Об образовании»)
7 ЧТО ИЗМЕНИТСЯ С ПРИНЯТИЕМ ПРЕДЛАГАЕМОГО ЗАКОНОПРОЕКТА: Структура ГОС 1. Требования к результатам освоения основных образовательных программ – представляют собой требования к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций; возрастают от одного уровня образования к другому и обеспечивают их преемственность; обеспечивают единство образовательного пространства РФ. 2. Требования к структуре основных образовательных программ – включают требования: к соотношению (объемам) составляющих программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.); к соотношению обязательной части программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса. 3. Требования к условиям реализации основных образовательных программ - к материально-техническое обеспечение; учебно-методическое обеспечение; кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы. Установленная одинаковая трехкомпонентная структура ГОС не может быть реализована на единых принципах для всех уровней образования, например, для аспирантуры и докторантуры.
8 ЧТО ИЗМЕНИТСЯ С ПРИНЯТИЕМ ПРЕДЛАГАЕМОГО ЗАКОНОПРОЕКТА: Содержание образовательной программы ЗАКОНОПРОЕКТДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Определяются: понятие образовательной программы; требования к содержанию образовательных программ; порядок формирования и принятия образовательных программ. В законодательстве отсутствуют понятия образовательных программ: основной, дополнительной и примерной, что создает проблемы при толковании данных понятий и определении содержания образовательных программ. В ст. 9 Закона РФ «Об образовании» установлена только классификация образовательных программ, а также определено, что обязательный минимум содержания основной образовательной программы устанавливается соответствующим ГОС. Предпосылки: Существует необходимость повышения контроля качества образования. Решение этой задачи затруднено в связи с отсутствием нормативных понятия «образовательная программа», разграничения между основными и дополнительными образовательными программами. Отсутствие указанных понятий создает проблемы при их толковании и определении содержания образовательных программ.
9 ЧТО ИЗМЕНИТСЯ С ПРИНЯТИЕМ ПРЕДЛАГАЕМОГО ЗАКОНОПРОЕКТА: Понятие образовательной программы (ОП) ЗАКОНОПРОЕКТ Примерная основная ОП: совокупность базисного (примерного) учебного плана и (или) примерных программ курсов, предметов, дисциплин (учебных модулей) с учетом уровня и ступени образования. Основная ОП образовательного учреждения: направлена на реализацию федерального ГОС с учетом: региональных (национальных) особенностей, специфики и вида общеобразовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, включает в себя: требования к результатам подготовки выпускников, учебный план, рабочие (учебные) программы курсов, предметов, дисциплин, учебных модулей, другие материалы, обеспечивающие качество образования обучающихся, дополнительно: для общеобразовательных учреждений: перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания. Дополнительная ОП образовательного учреждения: направлена на реализацию потребностей и запросов обучающихся, и включает рабочие (учебные) программы курсов, предметов, дисциплин, учебных модулей.
10 ЧТО ИЗМЕНИТСЯ С ПРИНЯТИЕМ ПРЕДЛАГАЕМОГО ЗАКОНОПРОЕКТА: Содержание и порядок формирования ОП ЗАКОНОПРОЕКТ Образовательная программа формируется с учетом: региональных (национально-региональных) особенностей, специфики образовательного учреждения и его взаимодействие с социальными партнерами, образовательных запросов обучающихся (их родителей), ОСОБЕННОСТИ: Основные образовательные программы общего и профессионального образования формируются в соответствии с федеральными ГОС. Дополнительные образовательные программы общего и профессионального образования формируются образовательным учреждением самостоятельно за исключением дополнительных профессиональных образовательных программ, для которых установлены Государственные требования. Образовательная программа включает: требования к результатам освоения образовательной программы (ожидаемые компетенции обучающихся и выпускников), учебный план, учебные программы дисциплин (модулей), перечень используемых учебников (для программ общего образования).
11 Действующая структура государственного образовательного стандарта – обязательный минимум содержания основных образовательных программ; – максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; – требования к уровню подготовки выпускников. (п. 1 ст. 7 Закона РФ «Об образовании»)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.