Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЮлия Князева
1 Психологическая компетентность успешного учителя. Способы работы с детьми «группы риска». Педагог-психолог МОУ СОШ 2 р.п. Тумботино Легостина Е.С.
2 Психолого-педагогическая компетентность учителя « Сфера образования относится к тем сферам деятельности или умственного труда, где компетентность определяется сложным комплексом умений. Учитель в совершенстве владеет предметом, понимает предмет на уровне последних научных достижений и проблем. Но, кроме этого, он должен владеть организаторскими умениями, пониманием философии своей профессиональной сферы и психологии человека, уметь руководить проектной деятельностью, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности своих коллег и т.д.». Кандидат психологических наук Д.А.Иванов
3 Психологи Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн выявили основы психолого - педагогической компетентности учителя: активное знание возрастной психологии. социально-психологические знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения. знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный характер.
4 Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях: 1. педагогический такт ; 2.наблюдательность; 3. способность и желание работы с детьми; 4. заинтересованность в результате своей работы; 5. умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса; 6. организаторские способности ; простота, ясность и убедительность речи- умение увлечь, умение стимулировать детскую активность. 7. управление психическим состоянием учащихся на учебных занятиях. Это и создание комфортной обстановки и умение видеть состояние ученика. 8. эмпатичность- умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиций. Главное - понять состояние ребенка, его настроение и настроить себя на восприятие эмоций. Более того, надо суметь дать знать ученику, что взрослый его видит, слышит, понимает. Совокупность таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе интереса к его деятельности, желания работать вместе.
5 Основной критерий сформированности психолого- педагогической компетентности - умение учителя самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.
6 Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям. Критерии, определяющие «группу риска» Медицинские Имеют хронические заболевания внутренних органов Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи Часто и длительно болеют Состоит на учете у психоневропотолога Перенесли сложные медицинские операции Перенесли стрессы
7 Поведенческие Нарушение поведения Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями Повышенная тревожность Употребление наркотических веществ Табакокурение Токсикомания Гиперактивность
8 Учебно-педагогические Имеют стойкую неуспеваемость Пропуски занятий без уважительных причин Пропускают отдельные предметы без уважительных причин
9 Социальные Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребенку ) Живут в малообеспеченной семье В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые) Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса Самовольный уход из дома.
10 Реализация личностного подхода. 1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. - Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; - говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.
11 2. Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему. - Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; - организовать переубеждение на его собственном опыте.
12 3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка; -предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; - быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.
13 4. Организовать атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях; - вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать ставку на его проявление; - не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.
14 5. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому. - всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; - вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.
15 6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников; - влиять на трудного прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям; - беречь ребячьи тайны, не предавать их; - требовать от себя больше, чем от окружающих.
16 Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог,классный руководитель в работе с детьми «группы риска» не должен пользоваться догадками, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей и успешной социализации.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.