Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнтонина Кисель
1 Сравнительная характеристика двух литературных героев. Пушкин – «певец самоотвержения, долга, совести…». Ю.Айхенвальд Для Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей. Ю.М.Лотман
2 Вопросы: Пушкин – «певец самоотвержения, долга, совести…». (Ю.Айхенвальд) С жизненной позицией и поступками каких персонажей можно соотнести этот эпиграф, чтобы доказать справедливость слов литературного критика? Обоснуйте свое мнение. Назовите нравственные проблемы, нашедшие свое отражение в повести. С какой из них связано высказывание Юлия Айхенвальда? (Основные проблемы, раскрываемые в произведении, - это проблема насилия, милосердия, проблема долга и чести. Высказывание критика может быть соотнесено в большей степени со второй проблемой)
3 «Капитанская дочка» (имеет несколько сюжетных линий) Главная связана с историей духовного становления молодого человека, Петра Гринева Рядом с Гриневым автор изображает другого героя – Алексея Швабрина. Вопрос: Какую цель преследует писатель, показывая двух персонажей в одной и той же сходных ситуациях?
4 Задача: сравнить поведение Гринёва и Швабрина в одинаковых или сходных ситуациях, выявить мотивы их поступков и авторское отношение к персонажам
5 «Законы» построения сравнительной характеристики. Сравнивать предметы, явления можно двумя способами: сопоставляя их(устанавливая сходства) или противопоставляя(выявляя различия). Какой нравственный критерий можно выбрать исходной точкой противопоставления Гринева и Швабрина? Соотнесите его с идеей произведения, эпиграфом к нему.
6 А.С.Пушкин в одной из работ, посвященных размышлениям о дворянстве: «Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству (чести вообще). Не суть ли сии качества природные? Так; но образ жизни может их развить, усилить – или задушить».
7 ЧЕСТЬ 1. Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, благородство души и чистая совесть. 2. Условное светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое. В И.Даль
8 Сходства? Молодые офицеры Дворяне по происхождению Образование, характерное для людей их круга Имеют определенное понятие о дворянской чести Наделены некоторыми литературными способностями
9 Перечитайте: 1. Сцену освобождения Пугачевым бедной девушки от притеснений Швабрина (гл. 12, стр. 131) 2. Фрагменты, отражающие динамику чувства Гринева к Маше Мироновой (гл. 4: стр. 82, 87,гл.5: стр. 89, 93, гл.7: стр. 102, гл.8:стр. 106, 108, гл. 9: стр. 115, гл. 11: стр. 128) 3. Сцену «Гринев и Пугачев»(гл. 8: стр. 111)
10 Критик Ю.М.Лотман о Гриневе и Швабрине: Он(Гринев) русский дворянин, человек ХVIII в., с печатью своей эпохи на челе. Он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени. Для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью…В этом глубокое отличие Гринева от Швабрина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего времени. Гринев у пугачевцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь их врага, у правительства – как друг Пугачева. Он не «пришелся» ни к одному лагерю; Швабрин – к обоим: дворянин, со всеми дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к достоинству другого человека, он становится слугою Пугачева.
11 Петр Андреевич Гринев Алексей Иванович Швабрин Отношение героев к любви Герои в период «грозных волнений»
12 Схема сочинения 1. Вступление (формулировка главной мысли; зачин-цитата, раскрывающий идею текста; зачин – оценка сопоставляемых героев) 2. Основная часть (а) отметить то, что делает возможным сравнение именно этих двух героев, то есть их сходство например, Гринев и Швабрин – люди своей эпохи) б) и в) по схеме 3. Заключение (концовка – подытоживание, в которой выражается отношение автора сочинения к образам героев; характеристика значения анализируемого произведения для современной действительности)
13 Типы речи(доминирующие): Описание и повествование Тема сочинения: Поступки героев, их оценка и объяснение возможных мотивов этих поступков
14 Домашнее задание: Составьте письменно речевое высказывание в жанре сравнительной характеристики – противопоставления «Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
15 ВАЖНО Объем не менее 200 слов План должен быть записан после заголовка Не забывайте про цитаты из текста.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.