Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарина Васькова
1 ШАДРИНА НЮРГУЯНА ВАСИЛЬЕВНА Учитель начальных классов Педстаж: 9 лет Место работы: МБОУ «Чакырская СОШ», Амгинский улус, РС(Я) Конкурсное задание «Методический семинар» «Метапредметные модули как способ создания метапредметной образовательной среды»
2 Актуальность: Что тогда актуально сейчас? Актуально создание условий для того, чтобы класс превратился в мета предметную среду, которая способствовала бы формированию универсальных учебных действий. В этой среде действует метапредметный модуль, объединяющий метапредметные смыслы предметов. Проблема: Требуется достижение метапредметных результатов, а среда остается предметной. То есть психолого-педагогические и методические условия для формирования метапредметных умений недостаточны. Как и что сделать, чтобы они были созданы? Предложения: Преобразовать класс в мета предметную среду, когда обучение строится на поиске и нахождении способа своей работы. Вычленить из каждого предмета его метапредметный смысл, объединить тем самым получить метапредметный модуль. Тема: «Использование метапредметных модулей как метод формирования универсальных учебных действий»
3 Л.С. ВыготскийА.Н. Леонтьев Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. Системно-деятельностный подход -это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Подходы к теме в истории отечественной педагогики А.В.Хуторской «Метапредмет – то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности»
4 Из истории и что означает метапредметность в обучении? В 20-е годы прошлого века метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени самой младшей с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно над предметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. На первом уровне работы ученик не запоминает, а «промысливает», прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, «приоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале математики, русского языка, окружающего мира), он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Первым и наиболее известным мета предметом является «Метафизика» Аристотеля. «Мета» - означает «стоящее за».
5 Метапредметные модули Что я знаю об этом больше всего, чего другие не знают? Можно ли «двигаться» к цели иначе? Какой ждет результат? Метапредметный подход в обучении – это «учение через деятельность», это совместное творчество учителя и ученика, направленная на освоение предметных знаний и надпредметных способов деятельности.
6 Цель: Разработка метапредметных модулей как элемента метапредметной образовательной среды Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Изучение научной литературы; Выявление и определение связей между предметными областями и их надпредметных смыслов; Формирование содержания модуля; Разработка метапредметных уроков, включение их в рабочую программу; Разработка системы оценки достижения планируемых результатов; Выбор соответствующей технологии обучения; Создание психолого-педагогические условий для становления личности ребенка посредством использования современных педагогических методов, приемов; Создание метапредметной образовательной среды, состоящее из материально-технических и информационных средств обучения.
7 Корректировка образовательной программы Изменение рабочих программ по предметам (в частности КТП) По УМК «Школа России» Математика, 3 класс; Русский язык, 3 класс; Язык саха, 3 класс; Английский язык, 2 класс; Английский язык, 3 класс; Литературное чтение на русском языке, 3 класс; Литературное чтение на русском языке, 3 класс; Литературное чтение на языке саха, 3 класс; Литературное чтение на языке саха, 3 класс; Окружающий мир, 3 класс; Изобразительное искусство, 3 класс; Изобразительное искусство, 3 класс; Технология, 3 класс Внеаудиторная деятельность (программы кружков) Кружок «Телестудия КЭСКИЛ» Кружок «Телестудия КЭСКИЛ Кружок «Веселый английский», 1 класс, 3 класс;1 класс 3 класс; Кружок «Занимательная математика» Кружок «Занимательная математика» Кружок «Я - исследователь», 3 класс. Кружок «Я - исследователь», 3 класс. Кружок «Шашки и шахматы», 1-4 классы Кружок «Шашки и шахматы», 1-4 классы Кружок «Риторика», 3 класс
8 Технологические карты метапредменых уроков Разработаны серии технологически х карт уроков, в которых использованы приемы технологии критического мышления через чтение и письмо. математика Русский язык Окружающий мир Интегрированные уроки
9 Метапредметный модуль Учебные предметы Узловые точки (структурная основа) Метапредметный модуль
10 Как проходят уроки с использованием метапредметного модуля? Что необходимо «вырастить»? Любой вопрос или тема программы излагаются вначале самими учениками на их уровне представлений, образцов и мышления. Достигается это путем создания метапредметных образовательных условий, особых образовательных ситуаций, проблемных вопросов. Ответы и мнения детей обсуждаются, сопоставляются, комментируются. Оценки учителя типа «правильно-неправильно» отсутствуют. Что необходимо «дать»? После того, как ученики создали собственный образовательный продукт – рисунок, версию, таблицу и т.п., учитель знакомит их с культурно-историческими версиями решения той же проблемы, которую решали ученики. Приводит и обсуждает с учениками цитаты из первоисточников, сравнивает определения, которые дали ученики, с теми, которые имеются у учёных, размещены в словарях и энциклопедиях. В это время возможна работа с учебниками.
11 Модель метапредметной среды Образовательная программа Технологические карты уроков Создание психолого- педагогических условий ИОМ (индивидуальные образовательные маршруты) Оценка УУД
12 Создание психолого-педагогических условий: методы, приемы формирования УУД Мастер-класс по теме «Формирование УУД обучающихся посредством использования приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальных классах» Мастер-класс по теме «Формирование УУД обучающихся посредством использования приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальных классах» Использование ИКТ технологии на уроках английского языка и во внеурочное время в начальных классах как средство повышения мотивации Использование ИКТ технологии на уроках английского языка и во внеурочное время в начальных классах как средство повышения мотивации Проектная методика на уроках английского языка как средство формирования лингвистической компетентности школьника Проектная методика на уроках английского языка как средство формирования лингвистической компетентности школьника
13 Оценка УУД Психологические диагностики Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Метапредметные проверочные работы: Вводные Итоговые (комплексные) Метаолимпиада 3 класс
14 Результат деятельности обучающихся : Басня И.А.Крылова «Лиса и ворона» (видеоматериал) «Сказка о Драконе» на английском языке (видеоматериал) П.Тобуруокап «Баай о 5 о» (видеоматериал) Стенгазета «Эко-time» + брошюрки Плакат «ЗОЖ» Акция «Птичья столовая» Опыты с почвой
15 Мониторинг метапредметных УУД Итоги метапредметной олимпиады Результаты итоговых метапредметных контрольных работ за 2 года
16 Мониторинг по итогам психологических диагностик за 2 года
17 Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся «Еще один важный момент, касающийся личностного влияния ученика на проектирование собственного образования. При деятельностном подходе к обучению развивается не только ученик, но и программа его образования. Программа составляется и корректируется в ходе деятельности самого ученика. Ученик оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний» (А.В. Хуторской) Постановка образовательной цели Самоанализ Оформление маршрутного листа
18 Описание полученных результатов - определена научная база; - определены такие связи, как: метапредметная основа (сочинение математической сказки, сделаны проекты «Рассказ о слове», интеграция урока литературного чтения на языке саха с уроком ИЗО, технологией, окружающего мира; проведены опыты с кожей человека, почвой, на уроках найдены связи с жизнью понятия «прямоугольник»); - содержание модуля определил содержание технологических карт метапредметных уроков; - содержание технологических карт метапредметных уроков определило использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (разработана и проведена серия метапредметных уроков по технологии РКМЧП); - внесены изменения в рабочие программы, а также вошли в практику использование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; - подобраны методики оценивания метапредметных универсальных учебных действий; - разработаны и апробированы метапредметные контрольно-измерительные материалы (проверочные работы и мета олимпиады); - апробированы маршрутные листы образования обучающихся; - создана метапредметная образовательная среда для обучающегося.
19 Литература, источники Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического обучения. – Автореф. дис.... докт. пед. наук: – М., МПГУ, – 37 с. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, – 544 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века") Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; г. – Хуторский А.В. Статья «Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)» Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах» // Педагогика. – – с Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. /А.В.Хуторской. – М.: Высшая школа, – с Хуторской А.В. Метапредмет «числа»: экспериментальный интегрированный курс. – Черноголовка, – 68 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.