Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВиктор Галенковский
1 Кейс-технологии в учебном процессе
2 Происхождение названия кейс-технологии Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуации, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс- методе, ситуационных задачах.
3 Появление метода Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Главная особенность метода изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики. Суть метода в том, что слушателям даётся описание определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Студент должен познакомиться с проблемой и обдумать способы её решения. Название метода произошло от латинского термина «казус» запутанный или необычный случай.
4 Активные методы обучения В последнее время в российской школе широко распространяются активные методы обучения, среди них метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. При активном обучении обычно используются разные технологии.
5 Возможности кейс-технологии в обогащающем обучении При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. В некоторых заданиях не только решения нужно найти, но также сформулировать задание, так как формулировка задачи представлена не явно.
6 Кейс-технологии Метод ситуационного анализа Метод инцидента Метод ситуационно- ролевых игр Метод разбора деловой корреспонденции Метод дискуссии Игровое проектирование
7 Кейс-технологии… Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленных не столько на усвоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать различные проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
8 Метод инцидентов Инцидент (от лат. инцидент) – случай, происшествие, столкновение. Цель метода – поиск информации для принятия решения самим слушателем, и- как следствие – обучение работать с информацией: сообщать её, систематизировать, анализировать. Предлагается задачи с недостающими данными, которую необходимо разрешить предлагаемую проблему
9 Разбор деловой корреспонденции («папки с входящими документами», «информационный лабиринт», «баскет-метод») Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. При работе с такой технологией анализа ситуаций учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, относящихся к определённому историческому событию, конкретной экономической ситуации, деятельности определённого предприятия в зависимости от темы и предмета. Участники такого обучения выступают в роли лиц, принимающих решение. Цель упражнения для участников занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.
10 Игровое проектирование Цель метода процесс создания или совершенствования объектов. Для работы по этой технологии участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, прогностический, аналитический. Например, прогностический: Учащиеся получают задание разработать проект идеальной модели будущего, например, «Какой мы видим страну в 3000 г.?». При этом проект должен представлять собой выстроенную в виде конкретной разработки реальную картину будущего. Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.
11 Метод проигрывания ролей Цель метода в том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки ролевая игра. Ролевая игра способ расширить опыт участников анализа, предъявляя им неожиданную ситуацию, в которой предлагается принять позицию (роль) участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению. Преподаватели, использующие этот метод в учебном процессе, часто пугают такие его разновидности, как «разыгрывание ситуаций в ролях» и ролевые игры. Эти методы, действительно, имеют много общего, но всё же существенно различаются. При «разыгрывании ситуаций в ролях» участники исполняют роль так, как сами считают нужным, самостоятельно определяя стратегию поведения, сценарий, планируемы результат. Основная задача проявить творческие способности к решению неожиданно возникающих актуальных проблем. Ролевая игра игра по заданному сценарию, который требует знакомств: материалом ситуации и вхождения в данный образ, перевоплощения.
12 Групповая дискуссия Дискуссия обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
13 Кейс-стади Традиционный анализ конкретных ситуаций(АКС) – глубокое исследование реальной или имитированной ситуации Ситуационное упражнение Метод ситуационного анализа
14 Метод ситуационного упражнения Метод кейс-стади – метод активного проблемно- ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать возникающую ситуацию, разработать практическое решение, окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов, выбор лучшего из них в контексте поставленной проблемы
15 Пример кейс-стади Метод ситуационного упражнения заключается в том, что ученику предлагается текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Ситуации задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего.
16 Идеи метода кейс-стади Метод предназначен для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя; отсюда принципиальное отличие метода кейс- стади от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы, Результатом применения метода становятся знания и приобретённые в работе навыки.
17 Идеи метода-кейс Технология метода заключается в следующем: по определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества. В методе кейс-стади преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.
18 Преимущества кейс-стади использование принципов проблемного обучения получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует знания и понимания терминов, умения ими оперировать, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргу ментировать своё мнение; получение навыков работы в команде, выработка навыков простейших обобщений; выработка навыков вести презентации; пресс- конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.
19 Классификация кейсов кейсы, цель которых на определённом практическом примере обучить учащихся алгоритму принимать правильное решение в определённой ситуации; иллюстративные учебные ситуации в которых описывается конкретная ситуация, предлагается найти пути выхода из неё; цель такс кейса поиск путей решения проблемы прикладные упражнения
20 Классификация кейсов кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и чётко формулируются проблемы; цель такого кейса диагностировать ситуацию и самостоятельное принять решении Учебные ситуации кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная ситуация, где проблема чётко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения. цель такого кейса самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути её решения с анализом наличных ресурсов Учебные ситуации
21 Выполнения кейсов первый этап знакомство с ситуацией, её особенностями; второй этап выделение основной проблемы (основных проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать; третий этап предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; четвёртый этап анализ последствий принятия того или иного решения; пятый этап решение кейса предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий), указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
22 Личностные приращения обучающихся При обучении кейс-технологий развиваются компетентности: Коммуникативные Поисковые, выделение ключевых моментов Анализ и интегрирование материала…
23 Результат кейсов Анализ кейсов может быть Специализированным - должен быть сосредоточен на конкретном вопросе или проблеме Всесторонним - подразумевает глубокое погружение в ключевые вопросы кейса. Разбор кейсов может быть Индивидуальным групповым. Отчёт может быть в зависимости от сложности и объёма задания Индивидуальным, индивидуальная презентация формирует ответственность, собранность, волю. Групповым, в ходе которого развиваются аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект.
24 Примерный алгоритм последовательности действий учителя выдача домашнего задания учащимся; определение сроков выполнения задания; ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса; определение технологической модели занятия; проведение консультаций; работа над ситуацией в классе, вступительное слово учителя; постановка основных вопросов, при необходимости распределение учащихся по малым группам (по 4-6 человек в каждой); организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; оценивание учащихся преподавателем
25 Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода первая фаза представляет собой ложную творческую работу поиск готового кейса или создание собственного кейса и опросов для его анализа, которая, как правило, осуществляется за пределами класса и включает научно- исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность учителя; вторая фаза включает деятельность учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учащихся в анализ ситуации и позволяет использовать теоретические знания, овладеть методологией и ускорить усвоение практического опыта.
26 Вывод Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс- технологий, их подготовки и проведения.
27 Составила Лобах Татьяна Владимировна на основе статьи Елена Шимугана, заместитель директора Центра образования 548 «Царицыно», Москва
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.