Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемОльга Кайсарова
1 Словообразование
2 Словообразование - это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка, то есть от чего и с помощью чего образовалось новое слово. Словообразова́ние - образование новых слов (дериватов) от однокорневых слов и возникшее в результате этого формально- семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Например: работа работник. Словообразование - главный источник новых слов в языке Что такое словообразование?
3 Задание В-1 Основные способы образования слов Необходимо Поставить слово в н.ф. Различать формы слова и новые слова, знать формообразующие суффиксы. Думать о значении слова (переход – не там, где ход, а где переходят бессуфф.) Учитывать изменение вида у глагола (присылать – прислать – слать) Смотреть контекст (слова на -о м.б. разными ЧР)
4 Морфемы формообразующие суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий – Е,-ЕЕ,-ЕЙ,-ЕЙШ,-АЙШ суффикс прошедшего времени –Л суффиксы неопределенной формы глагола –ТЬ,-ТИ суффиксы причастий -УЩ,- ЮЩ,-АЩ,-ЯЩ, ИМ,- ЕМ,ОМ,ЕНН,НН,Т,Ш суффиксы деепричастия – А,-Я, -В,-ВШИ,ШИ, УЧИ,ЮЧИ
5 Формообразовательный разбор сидящего - сидеть бежавший –бежать делая - делать играючи – играть будучи – быть читали – читать быстрее – быстрый выше – высоко умнейший – умный
6 Словообразовательный анализ Способы словообразования морфологический неморфологический Приставочный суффиксальный Приставочно- суффиксальный бессуффиксный переход одной части речи в другую аббревиация слияние
7 Морфологический способ
11 1. Поставить анализируемое слово в начальную форму. 2. Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу. 3. Указать словообразующую морфему. 4. Указать способ словообразования. 5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (прежде всего чередование гласных и согласных). Порядок словообразовательного анализа
12 В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым. Обеденный <-- обед 1. Начальная форма – обеденный. 2. Производящее слово – обед. Обеденный – относящийся к обеду. 3. Словообразующий суффикс – -енн-. 4. Способ словообразования – суффиксальный.
13 Перерыв <-- перерывать 1. Начальная форма – перерыв. 2. Производящее слово – перерывать. Перерыв – промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие. 3. Словообразующих морфем нет. 4. Способ словообразования – бессуффиксный. 5. При образовании существительного отсекается гласный а, стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.
14 Сотрудники <-- трудиться 1. Начальная форма – сотрудник. 2. Производящее слово – трудиться. Сотрудники – те, кто трудится вместе. 3. Словообразующие морфемы: приставка со- и суффикс -ник-. 4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный. 5. При образовании существительного отсекается гласный и, стоящий в конце глагольной инфинитивной основы, и постфикс -ся.
15 Поесть <-- есть 1. Начальная форма – поесть. 2. Производящее слово – есть. Поесть – глагол совершенного вида, парный к глаголу есть. 3. Словообразующая приставка – по-. 4. Способ словообразования – приставочный.
16 Отправились <-- отправить 1. Начальная форма – отправиться. 2. Производящее слово – отправить. Отправиться – отправить себя. 3. Словообразующий постфикс – -ся. 4. Способ словообразования – постфиксальный.
17 Мороженое (сущ.) <-- мороженое (от глаг.прил.) 1. Начальная форма – мороженое. 2. Производящее слово – прил. мороженое в форме среднего рода. 3. Словообразующих морфем нет. 4. Способ словообразования (неморфологический) – переход в другую часть речи: от глагольного прилагательного в существительное.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.