Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСергей Вадковский
1 Мозговой штурм Особо интересный вопрос решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть открытыми, они наиболее развивают творческость мышления (на Западе используют термин креативность). Потому мы подробно рассмотрим технологию учебного мозгового штурма. Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам. Автор утверждает, что нет школьного предмета, на котором проведение мозгового штурма было бы нецелесообразно. Если, конечно, учителю интересно развивать творческие способности учеников. Особо интересный вопрос решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть открытыми, они наиболее развивают творческость мышления (на Западе используют термин креативность). Потому мы подробно рассмотрим технологию учебного мозгового штурма. Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам. Автор утверждает, что нет школьного предмета, на котором проведение мозгового штурма было бы нецелесообразно. Если, конечно, учителю интересно развивать творческие способности учеников.
2 НЕМНОГО ИСТОРИИ, ИЛИ ЛЕГЕНДА О ТОРПЕДЕ Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой-то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграмма: будьте внимательны в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс он был капитаном одного из этих кораблей живо себе представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, неразрешимая. Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой-то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграмма: будьте внимательны в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс он был капитаном одного из этих кораблей живо себе представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, неразрешимая.
3 И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. Выстроилась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. Выстроилась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки?
4 Можно говорить все, что только придет в голову! а вдруг чья-то дикая идея послужит ключиком к решению проблемы... Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса мимо пройдет... а вдруг чья-то дикая идея послужит ключиком к решению проблемы... Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса мимо пройдет...
5 Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Конечно,,,дувом торпеду не повернешь, как щеки ни напрягай. Но зато ее можно немного притормозить и сбить с курса струей корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Конечно, успех не гарантирован но когда на карту поставлена жизнь, стоит попытаться... Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Конечно,,,дувом торпеду не повернешь, как щеки ни напрягай. Но зато ее можно немного притормозить и сбить с курса струей корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Конечно, успех не гарантирован но когда на карту поставлена жизнь, стоит попытаться...
6 Почему бы не использовать такой способ поиска НОВЫХ идей в мирной жизни? В 1953 году бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу управляемое воображение. С нее-то и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах Почему бы не использовать такой способ поиска НОВЫХ идей в мирной жизни? В 1953 году бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу управляемое воображение. С нее-то и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах
7 УЧЕБНЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ( принцип деятельности, обратной связи, свободы выбора, открытости и идеальности ) ФОРМУЛА: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. ФОРМУЛА: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. Развитие творческого стиля мышления вот основная его цель. Перечислим дидактические ценности УМШ: Развитие творческого стиля мышления вот основная его цель. Перечислим дидактические ценности УМШ:
8 это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы; это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы; учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли; учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли; участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей; участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей; учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею; учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею; наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы; наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы; УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру. УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.
9 ТЕХНОЛОГИЯ Обычно штурм проводится в группах численностью 79 учащихся. До штурма: Обычно штурм проводится в группах численностью 79 учащихся. До штурма: 1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма НИКАКОЙ КРИТИКИ! 1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма НИКАКОЙ КРИТИКИ! В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием. В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком...). Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком...).
10 2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи. 2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи. 3. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске. 3. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.
11 Первый этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ Главная цель наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся дикими. Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение. Главная цель наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся дикими. Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение. Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему... Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему...
12 Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. И опять небольшой перерыв. И опять небольшой перерыв.
13 Третий этап ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны варианты: например, группа отбирает самое практичное предложение и самое дикое.) В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны варианты: например, группа отбирает самое практичное предложение и самое дикое.) В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.
14 КАК ВЫБРАТЬ ЗАДАЧУ ДЛЯ УМШ? Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений. Если это исследовательская задача, например необходимо объяснить непонятное явление, то она должна допускать несколько возможных гипотез- объяснений. Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений. Если это исследовательская задача, например необходимо объяснить непонятное явление, то она должна допускать несколько возможных гипотез- объяснений.
15 Пример. Несколько лет мировая пресса писала о загадочных кругах, которые таинственно возникали на пшеничных полях графства Уилтшир в Англии. В пределах такого круга стебли злаков почему-то согнуты и уложены на землю по часовой стрелке. Причем если сначала появились просто круги, то потом они стали переплетаться, составляя замысловатые фигуры. Предложите гипотезы, объясняющие это явление. Какие из гипотез кажутся вам наиболее правдивыми? Несколько лет мировая пресса писала о загадочных кругах, которые таинственно возникали на пшеничных полях графства Уилтшир в Англии. В пределах такого круга стебли злаков почему-то согнуты и уложены на землю по часовой стрелке. Причем если сначала появились просто круги, то потом они стали переплетаться, составляя замысловатые фигуры. Предложите гипотезы, объясняющие это явление. Какие из гипотез кажутся вам наиболее правдивыми?
16 Вот неполный список наработанных группой старшеклассников идей: неравномерности в строении почвы; неравномерное распределение удобрений; в почву попал яд; болезнь растений в результате заражения микроорганизмами; стаи птиц высаживаются кольцами; какие-то животные, например олени, вытаптывают посевы в брачных играх; особые метеорологические явления типа мини торнадо или шаровых молний; шуточки студентов; сами крестьяне потихоньку вытаптывают круги для привлечения зевак, с которых можно брать деньги, и др. неравномерности в строении почвы; неравномерное распределение удобрений; в почву попал яд; болезнь растений в результате заражения микроорганизмами; стаи птиц высаживаются кольцами; какие-то животные, например олени, вытаптывают посевы в брачных играх; особые метеорологические явления типа мини торнадо или шаровых молний; шуточки студентов; сами крестьяне потихоньку вытаптывают круги для привлечения зевак, с которых можно брать деньги, и др.
17 ТИПОВЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОСВОЕНИИ УМШ. 1. Плохо подобрана тема например, она требует глубоких специальных знаний или аналитических рассуждений. 1. Плохо подобрана тема например, она требует глубоких специальных знаний или аналитических рассуждений.
18 2. При обсуждении решений учитель принимает только известный ему контрольный ответ на задачу или жестко критикует предложения участников штурма. 2. При обсуждении решений учитель принимает только известный ему контрольный ответ на задачу или жестко критикует предложения участников штурма.
19 З. Регулярное вмешательство в работу группы на рабочих этапах. Пусть группа делает ошибки, нарушает правила штурма при освоении новой формы деятельности это неизбежно. Учитель же сможет высказать свои замечания при разборе полета. З. Регулярное вмешательство в работу группы на рабочих этапах. Пусть группа делает ошибки, нарушает правила штурма при освоении новой формы деятельности это неизбежно. Учитель же сможет высказать свои замечания при разборе полета.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.