Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДаниил Кутузов
1 ФГОС Структура современного урока с позиции формирования учебных действий Миляева Ольга Сергеевна доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Липецкого института развития образования
2 ФГОС Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов.
3 В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное содержание.
4 Рекомендации ФГОС не вызывают сомнения в том, что деятельностное содержание образования – это ответ на вызов времени, это огромный резерв дальнейшего повышения качества образования. Методологической основой стандарта является системно-деятельностный (компетентностный) подход. Цели образования выступают в стандарте в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей.
5 Требования к содержанию учебных программ определяется деятельностным подходом. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств решения, которая, обеспечила бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование УУД и как следствие – усвоение системы знаний и формирование компетентностей.
6 Требования к организации обучения обуславливаются также деятельностным подходом. Организация учебной деятельности учащихся включает развитие учебно- познавательных мотивов. Выбор конкретных методов и приёмов обучения должен обеспечивать полную и адекватную ориентировку ученика в знании.
7 Должна быть предусмотрена организация таких форм сотрудничества, где были бы востребованы активность и инициативность ученика. В качестве требований к результату общего образования стандарт фиксирует ключевые характеристики и параметры предметных, метапредметных и личностных результатов в образовании.
8 Составляющие компоненты деятельностного содержания образования Педагогика сотрудничества. Проблемное обучение. Поисковый и частично-поисковый методы обучения. Различные виды самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока. Проектная методика.
9 Составляющие компоненты деятельностного содержания образования Исследовательская работа. Эксперимент, прогнозирование. Экскурсии. Работа с учебными моделями. Наблюдения, обсуждения, сопоставления. Уровневая дифференциация обучения и т.д.
10 Три постулата современного урока. 1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя. 2. Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. 3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
11 Что можно и чего нельзя на уроке: нельзя не работать, нельзя посягать на другого человека. Все остальное можно. Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
12 Организационные основания урока. 1. Работают все и работает каждый. 2. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого. 3. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за своё продвижение к знаниям. 4. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение. 5. Все и каждый имеют право высказывать мнение относительно проведённого занятия.
13 Система организационных правил на уроке Доводить педагогические требования до своего логического конца. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей лёгкий способ исполнения требуемого. Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований. Не предъявлять детям непосильных требований. Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.
14 Показатели культуры урока Поведенческие. Предметно-вещевое обставление урока, интерьер классной комнаты. Учебный материал – отражение разных сторон жизни. Эмоциональная окрашенность урока.
15 Культурологические нормы деятельности учителя на уроке. Учитель – не обслуживающий персонал, не слуга детей, не средство обучения. Создание «высоких» условий обучения. Педагог должен иметь смелость жить на уроке, быть открытым ко всем проявлениям жизни, удивляться жизни и преклонять колена перед ее поразительными закономерностями.
16 Правила совместного общения на уроке. Не произносить резких, категоричных суждений. Не подчёркивать интеллектуальное превосходство кого-либо. Не пренебрегать мнениями других. Не перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и чётким в высказываниях. Не допускать фамильярности по отношению к кому-либо. Отмечать индивидуально-ценное в работе каждого. Выражать благодарность в адрес присутствующих.
17 Эффективность урока определяется степенью соответствия достигнутых результатов и поставленных целей. Конечный результат урока нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получили на данном уроке. Важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками.
18 Умения и навыки могут быть получены на основе авторитарных отношений, калечащих душу ребенка, так и на основе отношений сотрудничества. Важно оценить не только знания, умения и навыки как таковые, но и то: получены ли они путем передачи учебной информации и последующим ее закреплением учителем или последний обучал детей собственной деятельности по овладению содержанием учебного предмета на основе их самодеятельности, самоорганизации, развития коллективизма и ответственности.
19 Результат учителя оценивается через следующие качественные характеристики: целенаправленность его деятельности на уроке; характер отношения с учащимися; индивидуально-личностный подход к учащимся; умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся; работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений;
20 Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики: работа по развитию познавательного интереса; работа учителя по формированию знаний, умений, навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности; сфокусированность усилий на формирование понятий; развитие общих способностей учащихся; объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки; эффективность усилий, развивающих личность; эффективность воспитывающих влияний.
21 Результаты работы учащихся: уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке; отношение учащихся к учебному труду; отношение учащихся к предмету, к учителю, друг к другу; объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности; наличие у учащихся познавательного интереса; воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока; знание учениками фактического материала и уровень его усвоения
22 Характеристика степени обученности учащегося. Показатель 1. Различение, распознавание. Характеризует низшую степень обученности. Учащийся может лишь констатировать, что материал объяснялся учителем, но воспроизвести его устно или письменно не может. Ответы учащегося односложны, наблюдаются попытки угадать ответ.
23 Характеристика степени обученности учащегося. Показатель 2. Запоминание. Учащийся может пересказать содержание определённого текста, правила, однако, до конца не понимает его сути, т.е. характеризует количество информации, а не её смысловую сторону. Усвоение материала на основе заучивания. Опора на заучивание – это одна из причин формализма в обучении.
24 Характеристика степени обученности учащегося. Показатель 3. Понимание. Может найти признаки, связи, умеет анализировать и обобщать. Применяет правила логического умозаключения. Умеет воспроизвести учебный материл, объяснить, привести примеры, сделать вывод. Имеет собственное суждение об объекте, может воспроизвести знания на практике.
25 Характеристика степени обученности учащегося. Показатель 4. Элементарные умения и навыки. Отработано элементарное умение использовать полученные теоретические знания на практике. Учащийся умеет реализовать свой «багаж» знаний, решает задачи, применяя усвоенные законы, правила.
26 Характеристика степени обученности учащегося. Показатель 5. Перенос ЗУН (знаний, умений, навыков) в новые ситуации. Умеет творчески применять полученные знания в новой нестандартной ситуации, даёт ответ на любой вопрос, решает любую задачу; констатирует новые способы деятельности и часто находит оригинальные подходы к решению поставленной задачи.
27 Этапы проблемно-диалогического урока. 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 2) Выдвижение версий. 3) Актуализация имеющихся знаний. 4) Составление плана решения проблемы. 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 6)Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике
28 Алгоритм подготовки проблемно- диалогического урока 1. Определить место урока в системе (программа) и тип урока. 2. Чтение материала в учебнике (содержательный план) 3. Определение целей по линиям развития. 4. Определение мини (стандарт) и макси (предложение учебника) уровней. 5. Разработка проблемной ситуации. 6. Предполагаемый диалог (побуждающий, подводящий). 7. Актуализация знаний. 8. Форма работы (индивидуальная, в паре, в группе). 9. Применение знаний (система упражнений по уровням). 10. Рефлексия. 11. Домашнее задание (возможна дифференциация)
29 В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне является массовое освоение новых педагогических технологий формирующих активную роль обучаемого.
30 Технология обучения – это совокупность приемов, действий учащихся, выполняемых в определенной последовательности, позволяющих реализовать тот или иной метод обучения; или совокупность методов обучения, обеспечивающих реализацию определенного подхода к обучению, реализацию определенной дидактической системы.
31 Одна из основных задач – сформировать у учащихся профессиональные навыки самостоятельной работы со знаниями. Это значит: уметь точно формулировать проблемы; быстро, эффективно собирать и оценивать информацию; выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему; гарантированно придумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений проблем.
32 Обзор существующих подходов к организации учебного процесса показывает возможности их интеграции на базе ряда апробированных педагогических технологий, доказавших свою педагогическую эффективность. К числу таких технологий могут быть отнесены технологии основанные : на создании учебных ситуаций; на реализации проектной деятельности; на уровневой дифференциации обучения.
33 Новые образовательные стандарты Учитель должен изменить сам подход к процессу обучения, отношения к ученику, осознать, что в педагогическом процессе ученик является центральной фигурой, а не он; деятельность познания является главной, а не преподавание; самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний становятся приоритетными, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний; совместные размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание имеют значение для развития личности.
34 «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Чтобы сделать процесс обучения продуктивным, творческим, личностно- ориентированным нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.