Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемschool2prk.ru
1 Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Смотри, как на речном просторе...»
2 Смотри, как на речном просторе, По склону вновь оживших вод, Во всеобъемлющее море За льдиной льдина вслед плывет. На солнце ль радужно блистая, Иль ночью в поздней темноте, Но все, неизбежимо тая, Они плывут к одной мете. Все вместе - малые, большие, Утратив прежний образ свой, Все безразличны, как стихия, -Сольются с бездной роковой!.. О нашей мысли обольщенье, Ты, человеческое Я, Не таково ль твое значенье, Не такова ль судьба твоя?
3 Тютчева часто называют поэтом-философом. Философская мысль Тютчева, став поэтической мыслью, воплощалась в его стихотворениях, оставляя неповторимый отпечаток глубины. Тютчева часто называют поэтом-философом. Философская мысль Тютчева, став поэтической мыслью, воплощалась в его стихотворениях, оставляя неповторимый отпечаток глубины ГГ. Фёдор Иванович Тютчев
4 Планетарное мышление Тютчева, отразившись в полной мере в его лирике, наполнило её философскими обобщениями, сквозными идеями и образами. Планетарное мышление Тютчева, отразившись в полной мере в его лирике, наполнило её философскими обобщениями, сквозными идеями и образами.
5 Несмотря на речной простор,
6 ожившие воды,
7 несущие во всеобъемлющее море за льдиной льдину,
8 солнце и ночь, упомянутые в этом стихотворении, речь здесь идёт не о весеннем половодье.
9 Это стихотворение философское: в нём звучит важнейшая и мучительнейшая для поэта проблема личности, в нём тютчевская картина мира, столкновение его пантеистического мировоззрения с его личным преклонением перед человеческим я.
10 В этом стихотворении нельзя говорить о наличии лирического героя. Ведь кому оно посвящено? Кто его герой? В центре - человеческое Я, обобщённое, символическое.
11 Образ всеобъемлющей и роковой бездны, а также человеческого Я, ведущего призрачное существование, свершающего свой подвиг бесполезный, чтобы бесследно исчезнуть во всепоглощающей бездне, – сквозные образы тютчевской лирики.
12 Пафос стихотворения – грусть, горечь и боль поэта, несмотря на видимую гармоничность нарисованной им пантеистической картины мира, – растворён во всём стихотворении, но самое полное выражение его мы О нашей мысли обольщенье, Ты, человеческое Я, Не таково ль твое значенье, Не такова ль судьба твоя? видим в последней, четвёртой строфе:
13 Это связано с тем, что в этой строфе Тютчев впервые называет вещи своими именами: он прямо говорит о человеческом я, отбросив ненужную ему больше аллегорию – льдину, причём называет его не более чем нашей мысли обольщеньем и приходит к печальному выводу, что всё значение человеческой жизни только в том и заключается, чтобы, блистая ли, будучи ли в тени, неизбежимо таять и наконец раствориться в бездне роковой. Это связано с тем, что в этой строфе Тютчев впервые называет вещи своими именами: он прямо говорит о человеческом я, отбросив ненужную ему больше аллегорию – льдину, причём называет его не более чем нашей мысли обольщеньем и приходит к печальному выводу, что всё значение человеческой жизни только в том и заключается, чтобы, блистая ли, будучи ли в тени, неизбежимо таять и наконец раствориться в бездне роковой.
14 Композиция построена по принципу развёртывания или, может быть, лучше сказать – погружения: сначала мы видим общую картину (природы, на первый взгляд), но в последующих строках поэт ведёт читателя всё глубже и глубже, и нам, как в ночном небе, открываются всё новые и новые звёзды по мере всматривания. Композиция построена по принципу развёртывания или, может быть, лучше сказать – погружения: сначала мы видим общую картину (природы, на первый взгляд), но в последующих строках поэт ведёт читателя всё глубже и глубже, и нам, как в ночном небе, открываются всё новые и новые звёзды по мере всматривания.
15 Прочитав это стихотворение, невольно задаёшься тем же вопросом, что и Тютчев: Не таково ли твоё значенье, не такова ли судьба твоя?! – и так же, как и он, начинаешь осознавать этот разлад в душе… Прочитав это стихотворение, невольно задаёшься тем же вопросом, что и Тютчев: Не таково ли твоё значенье, не такова ли судьба твоя?! – и так же, как и он, начинаешь осознавать этот разлад в душе…
16 Презентацию создали учащиеся 10 А класса МОУ«СОШ 2»: Константин Харьков Дмитрий Гутник
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.