Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИван Лубенский
1 Ни один писатель не может пройти мимо деревенских проблем. Это национальные проблемы, если говорить честно. Василий Белов
2 дала исчерпывающую картину жизни русского крестьянства в ХХ веке, отразив все главные события, оказавшие прямое влияние на его судьбу: октябрьский переворот и гражданскую войну, военный коммунизм и нэп, коллективизацию и голод, колхозное строительство и форсированную индустриализацию, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством и нынешнюю его деградацию... представила читателю разные, подчас весьма несхожие по жизненному укладу российские земли: русский Север (например, Абрамов, Белов, Яшин), центральные районы страны (Можаев, Алексеев), южные районы и казацкие края (Носов, Лихоносов), Сибирь (Распутин, Шукшин, Акулов)... создала в литературе ряд типов, дающих понимание того, что есть русский характер и та самая загадочная русская душа. Это и знаменитые шукшинские чудики, и мудрые распутинские старухи, и его же опасные архаровцы, и много терпеливый беловский Иван Африканович, и боевой можаевский Кузькин по прозванию Живой...
3 А.Яшин, В.Тендряков, Ф.Абрамов, В.Белов, В.Распутин, Б.Можаев, В.Шукшин, Е.Носов, И.Акулов, М.Алексеев, В.Личутин, В.Лихоносов, Б.Екимов... В. Овечкин, Е.Дорош, К.Буковский, Ю.Черниченко, А. Стреляный
4 В центре внимания этой литературы стояла послевоенная деревня – нищая и бесправная (стоит вспомнить, что колхозники, например, до начала 60-х годов не имели даже собственных паспортов и без специального разрешения начальства не могли покидать места приписки). Правдивое изображение такой действительности в рассказах А.Яшина Рычаги (1956) и Вологодская свадьба (1962), повестях Вокруг да около (1963) Ф.Абрамова, Подёнка -- век короткий (1965) В.Тендрякова, Из жизни Фёдора Кузькина (1966) Б.Можаева и в других подобных произведениях являло собой разительный контраст с лакировочной соцреалистической литературой того времени и вызывало подчас гневные критические нападки.
5 После того как крестьянство получило, наконец, паспорта и смогло самостоятельно выбирать себе места проживания и виды деятельности, начался массовый отток населения из сельской местности в города ; особенно это касалось так называемой Нечернозёмной зоны. Оставались полупустые, а то и вовсе обезлюдевшие деревни, где царили вопиющая колхозно - совхозная бесхозяйственность и почти повальное пьянство среди оставшихся жителей... В чём же причины таких бед ? В попытках найти ответ на эти вопросы авторы возвращались памятью в военные годы, когда силы деревни были надорваны ( романы Ф. Абрамова Братья и сёстры и Две зимы и три лета (1958 и 1968 соответственно ), повесть В. Тендрякова Три мешка сорной пшеницы (1973) и другие ), и касались такого губительного явления в агрономической науке, как процветавшая многие годы недоброй памяти лысенковщина ( повести Б. Можаева День без конца и без края, 1972, В. Тендрякова Кончина, 1968), либо занимались ещё более далёкими историческими периодами -- например, роман С. Залыгина о гражданской войне Солёная падь (1968) или книга В. Белова Лад. Очерки народной эстетики (1981), посвящённая жизни дореволюционной общины Севера...
6 Однако самая главная причина раскрестьянивания человека на земле проистекала из Великого перелома ( перелома хребта русского народа, по определению Солженицына ), то есть насильственной коллективизации годов. И писатели - деревенщики прекрасно это сознавали, но до отмены цензуры им было крайне сложно донести до читателя всю или хотя бы часть правды об этом трагичнейшем периоде. Тем не менее в печать всё - таки смогли пройти несколько таких произведений, посвящённых деревне перед самым началом коллективизации и во время первого её этапа. Это были повесть С. Залыгина На Иртыше (1964), романы Б. Можаева Мужики и бабы, В. Белова Кануны ( оба ), И. Акулова Касьян Остудный (1978). Во время перестройки и гласности были наконец опубликованы ранее лежавшие в столах непроходные рукописи : вторая часть Мужиков и баб Можаева, Год великого перелома Белова ( оба ), рассказы Тендрякова Хлеб для собаки и Пара гнедых (1988)
7 Фёдор Александрович Абрамов ( ) Всё своё творчество он посвятил родной северной деревне. Главным детищем Абрамова стала тетралогия, повествующая о большой семье Пряслиных, о жизни их дальнего села Пекашина. Действие первого романа Братья и сёстры (1958) охватывает весну и лето 1942 года; второго -- Две зимы и три лета (1968) -- период от начала 1945-го до лета 1948-го; события третьего -- Пути-перепутья (1973) – происходят в 1951 году. Если первый роман посвящён бабьей войне в тылу, то соответственно второй и третий -- не менее, если даже не более, тяжёлым послевоенным годам в деревне, напоминающим эпоху военного коммунизма, где царят голод, напряжённый и почти бесплатный труд, страх и аресты, -- при том что главный стимул (Всё для фронта, всё для победы), помогавший людям как-то примиряться с действительностью, уже отсутствует. Впоследствии к этой трилогии, получившей в 1975 году Государственную премию СССР, был добавлен роман Дом (1978), где село Пекашино показано уже в иную, застойную эпоху. Колхоз преобразован в убыточный, крестьяне не скрывают незаинтересованности в результатах труда (Раньше людей работа мучила, теперь люди работу мучают).
8 Одно из первых произведений Белова, повесть Привычное дело (1966), стало заметнейшим явлением деревенской прозы. Герой повести, Иван Африканович Дрынов -- многодетный колхозник, человек добрый и терпеливый, воспринимает свои бедность и бесправие как данность (Жись она и есть жись). Единственная его попытка улучшить своё положение, уехав в город на заработки, кончается поспешным возвращением назад -- ибо не в силах он поменять место и привычный уклад своей жизни, своей деревни, своего колхоза. Как отмечал критик Ю.Селезнёв, Иван Африканович активен как личность тогда, когда он в коллективе, и раскрывается его личность через коллектив, его и можно определить как коллективную личность, в отличие от личности автономной. (Последнюю, пожалуй, представлял строптивец Кузькин из повести Б.Можаева Живой, вышедшей в один год с Привычным делом.) Василий Иванович Белов (род. 1932)
9 Борис Андреевич Можаев ( ) Первые его прозаические произведения создавались на основе местного материала и посвящались не деревне, не человеку на земле, а, скорее, человеку в лесу: героями их чаще всего становились охотники, лесозаготовители, строители таёжных посёлков, хозяйственники... Таковы рассказы В избе лесничего, Охота на уток (оба ), Ингани (1955), Трое (1956) и другие, а также ряд повестей, изданных под общим названием Дальневосточные повести (1959), -- Саня, Наледь, Тонкомер... Можаев поднимал проблемы варварского обращения с тайгой при существовавших хозяйственных механизмах, которые не только губят природу, но часто и ломают людские судьбы. Последнее особенно наглядно показано в Тонкомере, где главный герой, восстающий против преступных леспромхозовских порядков, не только – вопреки тогдашней соцреалистической традиции – не побеждает, а, напротив, теряет всё: работу, здоровье, жильё, превращаясь в бомжа...
10 Евгений Иванович Носов (род. 1925) У Носова, потомка одновременно и рабочего, и крестьянского родов, отсутствует пресловутое противопоставление праведной деревни и неправильного города. При этом его беспокоит проблема человека, по своей воле либо по воле обстоятельств покидающего деревню ради города, когда в результате, по знаменитой формулировке поэта, и города из нас не получилось, и навсегда утрачено село. Люди, остающиеся в родных местах, не мыслящие для себя иной жизни, как бы тяжко им ни приходилось, описаны Носовым с самыми тёплыми чувствами: Храм Афродиты (1967), Шумит луговая овсяница (1966), Во субботу, день ненастный... (1968) и многие другие произведения.
11 Василий Макарович Шукшин ( ) Героями рассказов обычно становились деревенские жители, так или иначе сталкивающиеся с городом, либо, наоборот, горожане, попавшие в село. Деревенский человек при этом чаще всего наивен, простодушен, доброжелателен, однако город встречает его отнюдь не ласково и быстро окорачивает все его благие порывы.
12 Валентин Григорьевич Распутин (род. 1937) Первым произведением, принёсшим ему известность, стала повесть Деньги для Марии (1967). Это история о том, как у деревенской продавщицы, исключительно по её торговой неопытности, обнаруживается крупная недостача, которую необходимо срочно возместить за три дня; большинство жителей уклоняются от помощи своей попавшей в беду односельчанке, несмотря на вроде бы сочувственное к ней отношение... Человек на границе жизни и смерти -- тема, особенно занимающая Распутина. Две героини его повестей -- старые Анна из Последнего срока (1970) и Дарья из Прощания с Матёрой (1976) -- готовятся встретить свою смерть спокойно, достойно, с осознанием выполненного земного долга.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.