Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДаниил Велегурский
1 Какими средствами воздействует искусство
2 Общие средства художественной выразительности: Композиция Композиция Форма Форма Ритм Ритм Пропорция Пропорция Фактура Фактура Цвет Цвет Тон Тон Интонация Интонация Они могут усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определённые образы, ассоциации, воспоминания Они могут усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определённые образы, ассоциации, воспоминания
3 Композиция- это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиция- это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Композиция, построенная по законам искусства, придаёт произведению целостность и гармоничность. Композиция, построенная по законам искусства, придаёт произведению целостность и гармоничность.
4 Особенности композиции акцентируют внимание на определённых предметах. Художник подчёркивает их значимость в сюжете картины. Он преднамеренно переключает внимание зрителя с одной части картины на другую, вызывая в его душе соответствующие переживания, причём в последовательности, желательной для понимания содержания произведения. Особенности композиции акцентируют внимание на определённых предметах. Художник подчёркивает их значимость в сюжете картины. Он преднамеренно переключает внимание зрителя с одной части картины на другую, вызывая в его душе соответствующие переживания, причём в последовательности, желательной для понимания содержания произведения.
5 В изобразительном искусстве композиция определяет расположение всех частей единого целого в пространстве или на плоскости, а в музыке, литературе, кино и театре - во времени и развитии. В изобразительном искусстве композиция определяет расположение всех частей единого целого в пространстве или на плоскости, а в музыке, литературе, кино и театре - во времени и развитии. В изобразительном искусстве различают вертикальную, горизонтальную и диагональную композиции. В изобразительном искусстве различают вертикальную, горизонтальную и диагональную композиции.
6 Вертикальная композиция придаёт художественному произведению порыв, движение вверх. Вертикальная композиция придаёт художественному произведению порыв, движение вверх. Горизонтальная композиция- статичность, спокойствие или движение мимо зрителя. Горизонтальная композиция- статичность, спокойствие или движение мимо зрителя. Диагональные композиции передают динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывают большие пространства. Диагональные композиции передают динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывают большие пространства.
7 Кузьма Петров- Водкин Яблоки
8 Поль Сезанн ( ) Натюрморт с белым кувшином
9 П. Сезанн. Натюрморт с чашкой и яблоками
10 А.К. Саврасов Весенний день
11 С. Боттичелли ( ). Весна
12 На картине «Весна» справа в прозрачных одеждах рассыпает цветы сама Весна. Преследуемая Зефиром Флора словно ищет у неё защиты. В центре под аркой цветов стоит Венера. Её жест указывает на трёх граций, сплетающих в хороводе руки. Слева тянется за апельсином Меркурий. Персонажи как будто не замечают друг друга, фигуры существуют независимо друг от друга. Прозрачные одежды едва прикрывают гибкие тела. Ясные, тягуче- нежные линии создают ощущение зачарованности. На всех лицах лежит тень невысказанной грусти. Фигуры двигаются с бесшумной лёгкостью. Их объединяет общий ритм. На картине «Весна» справа в прозрачных одеждах рассыпает цветы сама Весна. Преследуемая Зефиром Флора словно ищет у неё защиты. В центре под аркой цветов стоит Венера. Её жест указывает на трёх граций, сплетающих в хороводе руки. Слева тянется за апельсином Меркурий. Персонажи как будто не замечают друг друга, фигуры существуют независимо друг от друга. Прозрачные одежды едва прикрывают гибкие тела. Ясные, тягуче- нежные линии создают ощущение зачарованности. На всех лицах лежит тень невысказанной грусти. Фигуры двигаются с бесшумной лёгкостью. Их объединяет общий ритм.
13 Антонио Вивальди ( ) Сопоставим особенности композиции этого живописного полотна с особенностями построения (формой) популярного сочинения итальянского композитора в стиле барокко «Весна». Сопоставим особенности композиции этого живописного полотна с особенностями построения (формой) популярного сочинения итальянского композитора в стиле барокко «Весна».
14 «Весна»- первый концерт в цикле скрипичных концертов «Времена года». Относятся к программной музыке, так как каждому из концертов композитор предпослал сонет. «Весна»- первый концерт в цикле скрипичных концертов «Времена года». Относятся к программной музыке, так как каждому из концертов композитор предпослал сонет. Музыка точно следует за образами стихов. Сонеты соответствуют музыкальной форме концертов. Музыка точно следует за образами стихов. Сонеты соответствуют музыкальной форме концертов.
15 Первая часть концерта – «Весна идёт!»- открывается радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны, играет весь оркестр (tutti). Этот мотив является рефреном, что придаёт музыке форму, похожую на рондо. Первая часть концерта – «Весна идёт!»- открывается радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны, играет весь оркестр (tutti). Этот мотив является рефреном, что придаёт музыке форму, похожую на рондо.
16 Весна грядёт! И радостною песней Полна природа. Солнце и тепло, Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, точно волшебство. Вдруг набегают бархатные тучи, Как благовест, звучит небесный гром. Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывёт в пространстве голубом. в пространстве голубом.
17 Вторая часть- «Сон крестьянина». Вторая часть- «Сон крестьянина». Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого сна- соло скрипки поёт мелодию, тихое звучание всех скрипок оркестра (pp) в мягком пунктирном ритме изображает шелест листвы, а голос альтов- лай собаки, охраняющей сон хозяина. Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого сна- соло скрипки поёт мелодию, тихое звучание всех скрипок оркестра (pp) в мягком пунктирном ритме изображает шелест листвы, а голос альтов- лай собаки, охраняющей сон хозяина.
18 Цветёт дыханье, шелест трав, Полна природа грёз. Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пёс.
19 Алексей Гаврилович Венецианов Спящий пастушок
20 Третья часть- «Танец- пастораль» полна энергии и жизнерадостности. Ритм этой части напоминает поступь старинного итальянского танца сицилианы, его особый признак- повторяющаяся ритмическая фигура. Третья часть- «Танец- пастораль» полна энергии и жизнерадостности. Ритм этой части напоминает поступь старинного итальянского танца сицилианы, его особый признак- повторяющаяся ритмическая фигура.
21 Пастушеской волынки звук Разносится, гудящий над лугами, И нимф танцующий волшебный круг Весны расцвечен дивными лучами.
22 Ю. Судейкин. Балетная пастораль
23 Вопросы: Какими средствами композитор создаёт образ весны? Какими средствами композитор создаёт образ весны? Каковы особенности построения первой части? Каковы особенности построения первой части? Какой принцип построения музыки играет ведущую роль- повтор или контраст? А в картине Боттичелли? Какой принцип построения музыки играет ведущую роль- повтор или контраст? А в картине Боттичелли? Сопоставление соло скрипки и оркестра? Сопоставление соло скрипки и оркестра? Как можно интерпретировать строку из стихотворения Микеланджело- «Кто создал всё, тот сотворил и части»? Как можно интерпретировать строку из стихотворения Микеланджело- «Кто создал всё, тот сотворил и части»?
24 Форма представляет собой сумму приёмов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства. Форма представляет собой сумму приёмов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства. Благодаря форме рождается внешнее выражение определённого содержания. Благодаря форме рождается внешнее выражение определённого содержания. Изобразительная форма, музыкальная форма, литературная форма. Изобразительная форма, музыкальная форма, литературная форма. В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности. В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности.
25 В изобразительном искусстве форма - это очертание, наружный вид, контур предмета. В изобразительном искусстве форма - это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, амёбе. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, амёбе. Каждая форма имеет свой характер. Квадрат- законченная, устойчивая форма- выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полёт. Каждая форма имеет свой характер. Квадрат- законченная, устойчивая форма- выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полёт.
26 Треугольник- активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма- несёт в себе возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной. Треугольник- активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма- несёт в себе возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной. Круг- наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». Круг- наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». Текучая форма амёбы придаёт образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом. Текучая форма амёбы придаёт образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом.
27 Вопросы: Посмотрите современную скульптуру, фрагменты мультфильмов с изображением стилизованных животных. Что подчёркивает стилизация и трансформация? Посмотрите современную скульптуру, фрагменты мультфильмов с изображением стилизованных животных. Что подчёркивает стилизация и трансформация? Послушайте и сравните, как у них развивается и утверждается основная музыкальная мысль. Какие способы развития преобладает в каждом из этих произведений? Послушайте и сравните, как у них развивается и утверждается основная музыкальная мысль. Какие способы развития преобладает в каждом из этих произведений?
28 Альберто Джакометти Собака
29 Джакометти. Кошка
32 Альберто Джакометти швейцарский скульптор, живописец и график, сын художника, один из крупнейших мастеров XX века.
33 «Человек…человеческая особь…свободная личность…Я… палач и жертва одновременно… одновременно охотник и добыча… Человек и одинокий человек утративший связь в полуразрушенном страдальческом мире кто ищет себя начиная с нуля. Изнуренный, измученный, худой, голый. Бесцельно блуждающий в толпе. Человек, беспокоящийся о человеке, терпящем террор от человека. Самоутверждающийся в последнее время в иератической позиции высочайшей элегантности. Пафос предельного изнемождения, личность, утратившая связь. Человек у столба своих противоречий больше уже не жертвующий собой. Сгоревший. Ты прав, дорогой друг. Человек на мостовой как расплавленное железо; он не может поднять своих тяжелых ног. Начиная с греческой скульптуры, с Лорана и Майоля человек горел на костре! Это несомненая правда что после Ницше и Бодлера ускорилось разрушение ценностей…Они рыли вокруг него, его ценностей, влезали под кожу и все ради того, чтобы накормить огонь? Человек не только ничего не имеет, он не является ничем большим чем его Я».личность Ятерроргреческой скульптуры ЛоранаМайоля Ницше БодлераЯ В скульптуре зрелого Джакометти занимала проблема соотношения объёмов и масс, загадка человеческой фигуры, в живописи и рисунке проблема пространственной глубины, загадка человеческого лица.
34 Работы Альберто Джакометти высоко ценятся на рынке произведений искусства. В феврале 2010 на лондонском аукционе Sotheby's за рекордную для произведений искусства на тот момент сумму в 65 млн фунтов стерлингов (более 104 млн долларов) была продана скульптура Джакометти «Шагающий человек»2010Sotheby's
35 Создав знаменитую "Собаку" (1951), он расскажет, что, возвращаясь ночью домой, ощутил себя собакой и увидел улицу ее глазами, снизу вверх. Кажется, он был наделен отличным чувством юмора. "Собака" и "Человек, пересекающий площадь" (1949) "визитная карточка" Джакометти. Словно отлитые в бронзу тени, упавшие на землю под косыми лучами летнего солнца. Истончившиеся до бесплотности. Вытянувшиеся до предела. Иногда, словно чтобы не оторваться от земли, они опираются на циклопические ступни. Чаще почти преодолели земное тяготение. Элегантные призраки, загадочные, хранящие при всей экстравагантности память о классической пластике.
36 Мультфильм «Винни Пух»
38 Мультфильм «Мадагаскар»
39 А. Дейнека На катке
40 Иван Билибин ( ) Пир
41 Линия тоже имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы. Линия тоже имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы. Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или трансформированными. В них подчёркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или трансформированными. В них подчёркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Эти приёмы используются в плакатной и книжной графике, в мультипликации, в современной скульптуре. Эти приёмы используются в плакатной и книжной графике, в мультипликации, в современной скульптуре.
42 Форма в музыке- организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, жанровые обозначения (песня, романс, баллада, прелюдия…). Форма в музыке- организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, жанровые обозначения (песня, романс, баллада, прелюдия…). Формы- композиции в музыке основаны на принципах повтора и контраста. Различают двухчастную, трёхчастную формы, вариации, рондо, сонатную форму и др. Формы- композиции в музыке основаны на принципах повтора и контраста. Различают двухчастную, трёхчастную формы, вариации, рондо, сонатную форму и др.
43 Масштабность замысла музыкального произведения определяет его форму- композицию. Масштабность замысла музыкального произведения определяет его форму- композицию. Для песенных жанров характерны простые формы (куплетные и куплетно- вариационные). Для песенных жанров характерны простые формы (куплетные и куплетно- вариационные). Произведения танцевальных жанров написаны в трёхчастной форме. Произведения танцевальных жанров написаны в трёхчастной форме. Драматургия жанров симфония, концерт, опера, балет требует более развёрнутых форм, построенных на сопоставлении и противопоставлении контрастных образов. Драматургия жанров симфония, концерт, опера, балет требует более развёрнутых форм, построенных на сопоставлении и противопоставлении контрастных образов.
44 Одежда древнегреческих женщин Афины
45 Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово «ритм» означает «мерность». Слово «ритм» означает «мерность». Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача- причета, укачивания ребёнка, бытовой речи, этапов работы. Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача- причета, укачивания ребёнка, бытовой речи, этапов работы. Ритм подсказывает и природа: сердцебиение, пульс, пение птиц, движение морских волн… Ритм подсказывает и природа: сердцебиение, пульс, пение птиц, движение морских волн… С помощью ритма можно выразить состояние покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга. С помощью ритма можно выразить состояние покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.
46 В европейской культуре в Средние века вытянутые по вертикали пропорции соборов создавали образы, созвучные устремлённой к небу в эмоциональном порыве душе человека. В европейской культуре в Средние века вытянутые по вертикали пропорции соборов создавали образы, созвучные устремлённой к небу в эмоциональном порыве душе человека. В древнерусском искусстве выразительные пропорции архитектурных построек несли в себе образы, объединяющие человека с природой. В древнерусском искусстве выразительные пропорции архитектурных построек несли в себе образы, объединяющие человека с природой.
48 Вопросы: Какой эффект даёт ритмическая организация орнамента из иллюстраций И. Билибина к русским сказкам и композиция картины «На катке» ? Какой эффект даёт ритмическая организация орнамента из иллюстраций И. Билибина к русским сказкам и композиция картины «На катке» ? Послушайте фрагменты музыкальных произведений. Определите, какую роль играет ритмическая организация в музыке разных эпох. Послушайте фрагменты музыкальных произведений. Определите, какую роль играет ритмическая организация в музыке разных эпох.
49 Собор Парижской богоматери
50 Фактура (лат. factura)- обработка, строение. Фактура (лат. factura)- обработка, строение. В изобразительном искусстве фактура- это характер обработки поверхности изделия декоративно- прикладного искусства, скульптуры, живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов (бархат, шёлк, бронза…) изобразительными средствами. В изобразительном искусстве фактура- это характер обработки поверхности изделия декоративно- прикладного искусства, скульптуры, живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов (бархат, шёлк, бронза…) изобразительными средствами. Это совокупность технических приёмов художника: ведение кисти, наложение красочных слоёв, удары резца, полировка. Это совокупность технических приёмов художника: ведение кисти, наложение красочных слоёв, удары резца, полировка.
51 В музыке под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами», полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен; гомофонно- гармоническая. В музыке под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами», полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен; гомофонно- гармоническая.
52 Вопросы: Рассмотрите изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации у вас вызывают пропорции этих архитектурных сооружений? Рассмотрите изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации у вас вызывают пропорции этих архитектурных сооружений? Послушайте звучание разных колоколов и сопоставьте их ритмические формулы. Как изменение ритма влияет на эмоциональный строй колокольных звонов? Послушайте звучание разных колоколов и сопоставьте их ритмические формулы. Как изменение ритма влияет на эмоциональный строй колокольных звонов? Послушайте и сравните два музыкальных произведения. Какое значение имеет фактура в создании различных образов? Послушайте и сравните два музыкальных произведения. Какое значение имеет фактура в создании различных образов?
53 Шлем Александра Невского
54 Новодевичий монастырь. Москва
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.