Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕлена Ланская
2 Оркестр симфонический Вас может угостить: Поэмой драматической, Симфонией эпической, Фантазией лирической, Рапсодией трагической. Всех инструментов голоса Сольются и тогда Услышим, как шумят леса, И как журчит вода, И как пурга ярится, И как мечтает о весне Продрогшая синица. Л.Яковлев
3 Возникли симфонические оркестры в начале XVII века. Их появление связано с рождением оперы и инструментального оркестра, требующего значительного числа исполнителей. В современном большом симфоническом оркестре играют от пятидесяти до семидесяти пяти человек. Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает действия в кинофильмах, участвует в исполнении опер и ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах. Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым надо ударять.
4 Большому составу участников для согласованной игры необходимо умелое руководство. Эта роль принадлежит дирижеру. До начала XIX века дирижер во время исполнения сам играл на каком-либо инструменте. Однако со временем содержание симфонической музыки усложнилось, и это факт мало-помалу вынудил дирижеров отказаться от подобного совмещения. Немецкий композитор и дирижер Людвиг Шпор ( ) впервые выступил в концерте с дирижерской палочкой в руке, а Рихард Вагнер ( ), дирижируя с оркестром, впервые повернулся спиной к публике.
6 Инструменты все расположены по группам – все медные (валторны, трубы, тромбоны и туба) около друг друга, все деревянные (флейты, гобои, кларнеты, фаготы) вместе, струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели и контрабасы) тоже сгруппированы отдельно.
7 трубы флейтыгобоиконтрабасы альты виолончели Место дирижера первые скрипки тромбоны кларнеты вторые скрипки арфа ударные фаготы валторны тубы
8 Струнных инструментов в оркестре много. Первых скрипок бывает от 10 до 18, вторых – от 8 до 16, альтов – от 6 до 14, виолончелей - от 6 до 12, контрабасов – от 4 до 8. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Поэтому и располагаются струнные всегда ближе всех остальных инструментов к дирижеру, к слушателям.
9 Струнные смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель и контрабас – все почти одинаковой формы, но разного размера. Чем больше инструмент, тем ниже его звучание. Звук извлекается смычком. Струнные инструменты обладают певучестью, выразительностью звучания. Самые певучие, трепетные, высокие звуки оркестра – это звучание скрипок. Они напоминают человеческий голос. Более низким, насыщенным тоном обладают альты. Виолончель отличается необычайно красивым, густым, сочным, низким звучанием. Контрабас – саамы низкий по звучанию и самый большой по размеру струнный инструмент.
10 Духовые инструменты имеют форму трубок. В состав этой группы входят деревянные и медные инструменты. На этих инструментах одновременно можно издать только один звук. Извлекается вдуванием струи воздуха. Деревянных в оркестре бывает по 2 или 3 основных и еще по дополнительному, который называется видовым: это флейта пикколо, разновидность гобоя – английский рожок, бас- кларнет, контрафагот. Из медных инструментов в оркестре обычно 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона и 1 туба. Однако число медных духовых инструментов может быть и больше.
11 Деревянные духовые инструменты отличаются по звучанию от медных духовых: светлое и прозрачное звучание у деревянных; яркое и мощное звучание у медных. Наиболее высоко звучащий инструмент группы деревянных духовых – флейта. Звук флейты очень высокий и немного свистящий, на высоких нотах напоминает птичьи трели. У гобоя звук несколько напоминает голос пастушьего рожка; он певучий, но не такой блестящий, как у флейты. Кларнет обладает прозрачным и подвижным звуком. Фагот – наиболее низко звучащий инструмент этой группы. Звук его напоминает мужской бас или баритон.
12 Звучность медных духовых инструментов напоминает нам о военных сигналах, о походных маршах. Звучание этой группы инструментов необычайно мощное, яркое. Наиболее высоко звучащий инструмент медных духовых – труба; у не ясный резкий звук. Валторна отличается наиболее мягким выразительным звучанием из всех инструментов этой группы. Тромбон обладает мощным звуком, мрачным в нижнем регистре и блестящим в верхнем регистре. Туба – самый низкий по звучанию инструмент медно-духовой группы; звук тубы густой, сильный, сочный.
13 Ударные инструменты делятся на две подгруппы: 1. Ударные инструменты, издающие звук определенной высоты: литавры, ксилофон, колокольчики. 2. Ударные инструменты без определенной высоты звука: большой и малый барабаны, бубен, тарелки, треугольники, кастаньеты.
14 Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. В нее в каждом случае включаются те инструменты, которые значатся в партитуре исполняемого произведения. Только литавры являются неизменным участником каждого концерта.
15 В оркестр входит еще щипковый инструмент – арфа. Звуки на арфе извлекаются щипком пальцев обеих рук. Арфа – один из древнейших музыкальных инструментов. Современная арфа – красивый многострунный инструмент. Ее 47 струн натянуты на деревянную треугольную раму, украшенную резьбой и позолотой. Арфа обладает нежным, необычайно красивым звуком. Композиторы часто используют звучание арфы, чтобы нарисовать картины природы. Так, в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро» звуки арфы передают тихие переливы волн на озере.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.