Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЭлеонора Волженская
1 ГИА РУССКИЙ ЯЗЫК Часть С2 (По темам сборника И. П. Цыбулько) ГИА 2013 Беспалова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ 3 г. Мыски Кемеровской обл.
3 Ответы ведущего научного сотрудника Федерального института педагогических измерений Цыбулько И. П. Ответы на вопросы участников августовского педсовета ФИПИ. Будет ли тема сочинения (цитата) одинаковой для всех вариантов? В каждом варианте экзаменационной работы будет дана отдельная цитата, соответствующая определённым требованиям и специфике конкретного текста. Думаю, коллеги с благодарностью бы изучили методические рекомендации по подготовке к лингвистическому сочинению. Как известно, чтобы научить ребёнка, нужно сначала материал осознать, отработать самому учителю. Мы столько лет "готовились" к сочинению на лингвистическую тему... Возьмите, например, слова Степанова. Действительно, часть 3 экзаменационной работы становится заданием повышенной сложности, заданием для тех учеников, которые в полной мере овладели необходимыми для написания сочинения навыками. А куда определить моих троечников да и самых слабоуспевающих учеников? А слабый ученик способен получить"3" и без части С.
4 Приблизительные формулировки тем для лингвистического сочинения «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Лев Васильевич Успенский «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Константин Георгиевич Паустовский «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Александр Александрович Реформатский «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Константин Александрович Федин
5 Формулировка задания Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (указан автор): «(приведена цитата)». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами (автора). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
6 В каждом варианте КИМа будет своя тема сочинения – цитата умного человека (писателя, философа, учёного-языковеда). Чтобы понять её смысл, нужно найти ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, – они подскажут, о чём писать в сочинении.
7 Вариант 1 «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Лев Васильевич Успенский)
8 Вариант 16 «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». (Светлана Ивановна Львова)
9 Вариант 28 «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». (Михаил Викторович Панов)
10 Некоторые темы объединены общим смыслом, поэтому их можно классифицировать, объединить в тематические блоки. Например: Язык как средство познания действительности и выражения мыслей Богатство и образность речи, точность слова Единство формы и содержания речи (лексика и грамматика) Синтаксис
11 Теоретические рассуждения Тезис Вывод 2 примера
12 Вступление Не знаете, с чего начать? Воспользуйтесь приёмом, предложенном в задании: «Начать сочинение Вы можете словами (автора)». Используйте глаголы: (Автор) считает, утверждает, писал, убеждает нас вводные конструкции: По мнению…, По словам… Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например: Почему Л.В. Успенский считает, что грамматика и слова « э то – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения»?
13 Переход к рассуждению Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише: Попробуем разобраться в смысле этих слов. Я согласен с этим высказыванием. Как можно понять это высказывание? Попробуем объяснить данное утверждение. Это высказывание я понимаю так. Что имел в виду писатель (учёный)?
14 Основная часть В основной части нужно объяснить, как вы понимаете слова автора цитаты привести примеры, соответствующие теоретическому рассуждению и иллюстрирующие языковые явления
15 Примеры необходимо привести 2 примера; примеры должны быть из указанного текста; примеры должны соответствовать рассуждению на теоретическом уровне; необходимо указать роль примеров в тексте
16 Включение примеров Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере … предложения текста. Пример этого языкового явления можно найти в предложении... Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения. В подтверждение приведу пример из … предложения текста. Рассмотрим … предложение. Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста. Предложение … подтверждает мысль о том, что ….
17 Подсказки! В качестве аргументов можно использовать материалы тестовых заданий. Лексика: А2, А3, В1 A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «жмутся»(предложение 2). 1) держатся близко друг к другу, теснятся 2) сжимают что-либо 3) скупятся 4) съёживаются A3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. 2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа... 3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. 4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел Грамматика: В4, В5, В7.
18 Заключение (вывод) Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
19 Образец сочинения Современный лингвист Ираида Ивановна Постникова считает: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Для этого обратимся к первому предложению текста Альберта Лиханова. Все слова в нём, объединённые в словосочетания, связаны по смыслу и грамматически. В словосочетании «розовыми красками» связь между словами выражается окончанием –ыми зависимого прилагательного. А в словосочетании «плещется в соцветиях» зависимость существительного выражена не только окончанием –ях, но и предлогом «в». Таким образом, в словосочетании действительно проявляется «способность слова связываться с другими словами».
20 Использованные материалы Беспалова Татьяна Васильевна,учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ 3 г. Мыски Кемеровской обл. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, – 319 с. ГИА 2013 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, – 224 с. (Проект демоверсии КИМ ГИА г.) startdown/76http://egeigia.ru/component/remository/func- startdown/76
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.