Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЗоя Саракаева
1 Должен ли я родителям Цели-- содействовать углублению моральных знаний школьников; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию. форма проведения: час общения.
2 Цель классного часа Содействовать углублению моральных знаний школьников; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию. форма проведения: час общения.
3 План классного часа Интерактивная беседа. Информационный блок «Отцы и дети». Проблемный афоризм. Рассказы детей по теме «Стержень моей семьи». Воспитывающие ситуации. Заключительное слово. Подведение итогов (рефлексия).
4 Ход классного часа : Интерактивная беседа Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. Вспомните, из-за чего происходили ссоры?
5 ответы Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.) Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн беспризорных детей. И у многих из них - нормальные семьи, мама и папа
6 Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете?
7 ответы Родители не дают свободы. Родители ругают, бьют, достают своими поучениями. Родители ненавидят своих детей. Родители все время работают, не занимаются с детьми. Родители жадничают, не дают денег.
8 Что такое эгоизм? Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты?
9 Хотели бы вы дружить с эгоистом? Ваше понимание недалеко от истины. В словаре С. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так(читает): «Эгоизм (от лат. ego - я) - это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих». Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, возможна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему?
10 Альтруисты К счастью, нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада - альтруисты. Альтруизм - это антоним эгоизма. Как же проявляется альтруизм? Как ведут себя альтруисты?
11 ответы Альтруизм - это другая крайность. Когда человек совсем не думает о себе, а думает только о других. Это отказ от своей выгоды, самопожертвование.
12 Альтруизм - это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но по крайней мере одного альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это? (Путин, священник, учитель, мама, папа, бабушка, дедушка и т. п.) Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет для других, то есть для нас. Они бескорыстно любят нас и готовы на все ради нашего блага.
13 Проблемная ситуация «Гадкий утенок» Классный руководитель. Все знают сказку Андерсена «Гадкий утенок». Как мы переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. И как радовались, когда гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Может быть, такое же превращение происходит и с гадкими детьми? Послушайте короткий рассказ психолога: «Гадкий ребенок». «Пришла ко мне на прием мама с 14-летним сыном. Мама озабоченно говорит: Уж и не знаю, что делать с ним. Меня не слушает, учиться не хочет. Одни гулянки да развлечения на уме. А когда дома, то от телевизора за уши не оттащишь, или музыку свою дурацкую на полную громкость включает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других, одет, обут, все есть. Себе во многом отказывала... А у него на все один ответ: 'Ты мне все должна, а я тебе ничем не обязан!" Как жить, ума не приложу!» Вот такая ситуация. Кто тут альтруист, а кто эгоист?
14 Согласны ли вы с сыном этой женщины, что он ничем ей не обязан.
15 ответы Конечно, обязан: она подарила ему жизнь, заботилась о нем- недосыпала ночами, кормила, лечила. Когда был маленький, был обязан, а теперь он вырос и не нуждается в материнской заботе. Может, и не нуждается, но обязан быть благодарным. Обязан уважать маму, беречь ее. По закону сын обязан заботиться о матери, но он же еще не взрослый, поэтому ничего ей не должен. Он не взрослый, но уже и не ребенок, поэтому не нуждается в маминых нравоучениях. А мама не может этого понять.
16 Вырастет ли из этого «гадкого утенка» прекрасный человек?
17 вывод Может быть, и вырастет, только ему придется много горя хлебнуть. Когда у него будут свои дети, он все поймет и попросит прощения у мамы. Вырастет, просто у него переходный возраст. Вырастет, если перестанет быть эгоистом.
18 Не делай другому того, чего себе не желаешь Мы живем среди людей. Общаясь, мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит золотое правило общения. Помните его? Не делай другому того, чего себе не желаешь. На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие расслабляются и позволяют себе жизнь без правил - все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка - свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а значит, и то же золотое правило, которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи... Сейчас мы проведем испытания и узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения?
19 Испытания ребятам Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро принять решение и ответить, как действовать в этой ситуации... Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включили музыку и приготовились помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось «Сынок, вынеси мусор!» - попросила мама. ( 2. Бабушка заглянула: «Ну-ка, продень нитку в иголку - совсем глаза не видят!» 3. А тут и папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть». 4. Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год, подшипника открытки всем родственникам». 5. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!» - приказал папа. б. «Опять очки куда-то запропастились. Поищи, внучок!» - попросила бабушка 7. «Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» - хором закричали все. Будем считать, что это был прием в школу разведчиков: терпение, выдержка и железные нервы. Но все прошли испытания!
20 Попробуем понять родителей Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.
21 Отцы и дети Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы. «Шнурки», «черепа», «предки», «рудаки», «папик» и «мамки» - такими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети. А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России - это почти подвиг. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя.
22 Чти отца и матерь, да благо тебе будет… Вы знакомились с этой легендой на уроках литературы. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других. В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям. Главное правило - это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти».
23 Как понять эти слова? Среди афоризмов, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм: «Первую половину жизни нам отравляют родители, а вторую – дети». Как понять эти слова?
24 Мы будущие родители. В детстве нас достают родители, потом мы сами становимся родителями, и нас уже достают свои собственные дети. Сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас. В детстве нас раздражают родители своими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей. А может быть, не ко всем относится этот афоризм?
25 Дети и родители – друзья! Нет, есть такие семьи, где родители и дети - настоящие друзья, в таких семьях и дети, когда становятся родителями, тоже получают уважение от своих детей. Дело не в родителях, а в детях. Родители везде одинаковые: они хотят детям добра, потому и наказывают их. А если дети это воспринимают как отравление, то и их дети тоже ответят им тем же. А если дети уважают родителей, то и их дети тоже станут их уважать.
26 Кто является стержнем вашей семье? Каждый человек ищет пример для подражания, и первый такой пример он может найти в кругу своей семьи. Отцы, деды, прадеды... Кто то прославился мастерством, кто то- боевыми заслугами, кто то - добротой, мудростью, справедливостью. Они-то и составляют стержень семьи, красу и гордость всего рода. Расскажите о том, кто является стержнем вашей семьи, кто в семье является для вас авторитетом?
27 Воспитывающие примеры Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:
28 М а м а. У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин! а) «Сейчас закончится уровень и я схожу»; б) «Пусть сестра сходит»; в) «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»; г) «Завтра схожу». Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим? Может быть, у вас есть свой вариант - самый бесконфликтный? Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.
29 Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать. Варианты ответа: а) «Ей нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»; б) «Закончится уровень, и она сядет»; в) «Может и от руки написать - подумаешь, реферат!»; г) «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться». Что можно выбрать? Какие еще варианты можно предложить?
30 Папа А почему это ты в школе сегодня отсутствовал? а) «Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться»; б) «Захотел - и прогулял!»; в) «У нас зачет был, а я не приготовился, вот и прогулял»; г) «Как вы меня все достали!» Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям? Какие еще будут варианты - самые достойные?
31 Древне восточная мудрость Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».
32 С уважением относитесь к родителям Наше общение подходит к концу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну, помогайте, и старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотверженно и бескорыстно любят вас.
33 Притча о трех буханках хлеба Мы сегодня говорили об уважении к родителям, о семейных ценностях. Всем известна древняя притча о трех буханках хлеба. Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной - долг возвращает, вторую - в долг дает. Вы знаете эту притчу и понимаете, о каком долге говорил этот человек:
34 Одну буханку отдает родителям- возвращает долг, а вторую буханку отдает своим детям – дает им в долг.
35 Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и заботой. Благодарность, любовь, уважение - вот единственное, чем можно заплатить за все это. Тех, кто не согласен с этим, предостерегал еще древнегреческий философ Сократ: «Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, ибо никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит от тебя благодарность».
36 Рефлексия Полезен ли был наш сегодняшний разговор? О чем задумались? Что решили?
37 Ответы ребят Разговор полезный, задумалась о своем поведении, решила, что больше не буду эгоисткой. Полезно было узнать, кто такие эгоисты. Задумался о себе. Пока не знаю, кто я. Решил, что нужно бороться со своим эгоизмом. Как бы увидела себя со стороны. Поняла, что до идеала мне еще далеко. Бесполезно говорить об идеальных вещах. В реальной жизни - каждый сам за себя. Разговор полезный, но реальная жизнь далека от идеала.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.