Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлла Шиферова
1 Модель урока по литературе для 11 класса, посвященного изучению биографии писателя (по программе под ред. А.Г.Кутузова)
2 "…Трагический тенор эпохи" - Александр Александрович Блок 16(28)
3 Цели урока: обучающие – формирование конкретных и прочных знаний о поэте и его произведениях; установление взаимосвязей личности и творчества поэта; формирование умения оценивать авторскую позицию; развивающие – пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация читательских чувств; формирование умения видеть движение от замысла произведения к его художественному воплощению; развитие читательского воображения; воспитательные – создание условий для формирования мыслящей личности, обладающей литературно- художественным вкусом, имеющей устойчивый интерес к жизни и творчеству А.А.Блока.
4 Тип урока: комбинированный. Методы: исследовательский, объяснительно - иллюстративный, постановка проблемных вопросов. Используемая форма организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная.
5 Первый литературный опыт А. Блок родился в 28 ноября 1880 г. в Петербурге. Его поэтическое возмужание пришлось на гг., когда громко заявила о себе школа символистов. В 1903 г. в их журнале «Новый путь» был опубликован первый цикл стихов «Из посвящений». А в альманахе «Северные цветы» появился еще один его цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Духовно обособившись от кружка Гиппиус и Мережковского, Блок в январе 1906 г. написал пьесу «Балаганчик», в которой довольно зло высмеял расхожие образы поэтов их круга.
6 Семейная жизнь В 1903 г. А.Блок женился на Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери великого русского химика. Излюбленными местами поэта в это время стали бедные переулки Петербургской стороны с их ресторанчиками. Один из них, в Озерках, особенно сильно тянул к себе. Именно здесь было написано в 1906 г. одно из самых известных его стихотворений «Незнакомка».
7 Ученик, заранее получивший задание и необходимую литературу, делает доклад о семье Блоков (знакомство, развитие отношений, свадьба, семейная жизнь)
8 Близость к народу С особенной силой тяга А.Блока к единению с народной жизнью ней выразилась в драме «Песня Судьбы» и цикле из пяти стихотворений «На поле Куликовом», над которыми он работал в 1908 г. Великая битва послужила поводом к тому, чтобы сказать о нынешнем («О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь! Наш путь стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь... И вечный бой! Покой нам только снится сквозь кровь и пыль. Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль...»). В этой поэме о России Блок впервые стал наравне с великими русскими национальными поэтами. В нем уже начинали видеть первого поэта современности.
9 Холодное одиночество А. Блока Слава Блока росла, но тягостное ощущение одиночества и безысходности не покидало его. В 1909 г. Блок пишет несколько стихотворений, которые позже объединил в цикл «Страшный мир». Стихия этих стихов страсти, кровь, смерть. Через три года он создал цикл «Пляски смерти», в который включил одно из самых пессимистических своих стихотворений «Ночь, улица, фонарь...», проникнутое глубоким ощущением бессмысленности жизни. В конце 1913 начале 1914 г. были созданы многие стихи, включенные потом в циклы «Черная кровь», «Седое утро», «Жизнь моего приятеля» и «Ямбы». В стихах этой поры облик страшного мира был дан без всякого мистического тумана. «Ужас реальности» этими словами определял Блок существо своей темы.
10 А.Блок в Первую Мировую войну Первая мировая война вселяла в Блока зловещие предчувствия. «Казалось на минуту, писал он позже о войне, что она очистит воздух; казалось нам, людям чрезмерно впечатлительным; на самом деле она оказалась достойным венцом той лжи, грязи и мерзости, в которых купалась наша родина...». Но как раз в это время общество признало за Блоком право называться первым поэтом России. Все издания его стихов становились литературным событием и мгновенно расходились. Небольшой томик «Стихи о России», изданный в мае 1915 г., имел невероятно шумный успех. В апреле 1916 г. Блок был призван в армию. Правда, на фронт он не попал, а был определен писарем в 13-ю инженерно- строительную дружину Союза земств и городов.
11 А.Блок и революция 1917 года В Октябрьской революции Блок увидел последнее, победное восстание «стихии», «окончательное разрушение», «мировой пожар». В слове «революция» он, по его словам, ощущал нечто «страшное»: беспощадность народной расправы, большую кровь и невинные жертвы. В темном зеркале «музыки» он увидел торжество «стихии»: черную ночь, белый снег, красный флаг, кровь на снегу и вьюгу, вьюгу, вьюгу... Все эти мысли, ощущения, наблюдения и предчувствия воплотились в великом творении Блока «Двенадцать».
12 Ученик, заранее получивший задание и необходимую литературу, делает доклад о судьбе Блока в период военных действий (на основе дневников, воспоминаний)
13 Потеря интереса к жизни В начале 1921 г. Блоком овладело чувство бесконечной усталости. Возникли и стали быстро развиваться симптомы серьезной болезни. Умер он 7 августа 1921 г. неожиданно для многих и еще сравнительно молодым человеком. Похоронен на Смоленском кладбище.
14 Учащиеся под руководством учителя делают вывод по изученной теме, опираясь на данные, записанные в тетради по ходу урока
15 После освоения и закрепления биографического материала учитель дает мини-тест с вариантами ответов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.