Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлина Ловенецкая
1 Презентация по инновационному менеджменту на тему: «Banchmarking: Укради у конкурента» Выполнил: Афян А.С. ДЭА -301
2 Термин «бенчмаркинг» произошел от английского слова benchmark («начало отсчета», «зарубка»). В наиболее общем смысле benchmark это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как эталон при сравнении с другими предметами. Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах ведения бизнеса. Согласно, Бернардо де Суза (Bernardo de Sousa), специалисту по контролю за качеством Ciba Geigy, за последние 50 лет мир увидел четыре этапа изменений в философии управления: е г. «Управление заданиями» (Management by Objectives); е г. «Графики Ценностей» «собаки», «денежные коровы», «ниши» и «восходящие звезды» (The Value Chart); е г. «Опередить конкурентов» (Beat The Competition); е г. Концентрация на «Процессах» (Focus on Processes).
3 Самые последние изменения в философии менеджмента указывают на повышенное внимание к конкуренции. Происходящие со временем изменения в философии менеджмента отражают изменяющуюся конкурентную среду. В 50-х гг, когда спрос был больше предложения, в задачи менеджмента входило лишь установление конечных критериев и отслеживание процесса их достижения. Однако уже в 80-х г. предложение значительно превышало спрос и менеджмент начал задумываться о том, как опередить показатели конкурента в производственных и маркетинговых «процессах». БЕНЧМАРКИНГ это процесс нахождения и изучения самых лучших из известных методов ведения бизнеса.
4 Целью бенчмаркинга является нахождение бизнеса, у которого дела идут лучше, чем у вас. Но этого недостаточно: после нахождения лучшего способа управления и ведения дел, вы по-прежнему должны будете самостоятельно найти ответ на вопрос «как сделать это лучше?». Впервые этот метод был разработан в 1972 году для оценки эффективности бизнеса Институтом стратегического планирования в Кембридже (США). Впервые целенаправленно использовать бенчмаркинг начала компания Rank Xerox в момент тяжелейшего кризиса в 1979 году для анализа затрат и качества собственных продуктов по сравнению с японскими. В настоящее время бенчмаркинг считается самым эффективным направлением консалтинга.
5 Практическое применение бенчмаркинга Применение бенчмаркинга заключается в четырех последовательных действиях: 1. Понимание деталей собственных бизнес- процессов. 2. Анализ бизнес-процессов других компаний. 3. Сравнение результатов своих процессов с результатами анализируемых компаний. 4. Внедрение необходимых изменений для сокращения отрыва.
6 Отсюда выделяют виды бенчмаркинга: внутренний сравнение работы подразделений компании; конкурентный сравнение своего предприятия с конкурентами по различным параметрам; общий сравнение компании с непрямыми конкурентами по выбранным параметрам; функциональный сравнение по функциям (продажи, закупки и т. д.).
7 Бенчмаркинг представляет собой искусство выявлять то, что другие фирмы делают лучше, а также изучение их методов работы. Может показаться, что речь идет о банальном шпионаже, однако все, о чем будет говориться, соответствует этике ведения бизнеса. В основу бенчмаркинга положена идея сравнения деятельности не только предприятий-конкурентов, но и передовых фирм других отраслей. Практика показывает, что грамотное использование опыта конкурентов и успешных компаний позволяет сократить затраты, повысить прибыль и оптимизировать выбор стратегии деятельности вашей организации.
8 Шпионить за конкурентами? В поисках успешного опыта компании в первую очередь обращают внимание на конкурентов: конкурирующие компании и так следят за каждым движением друг друга. В этом случае долго не размышляют, полезен данный опыт или нет. Если конкурент отбирает у вас долю рынка, значит, у него наверняка что-то работает лучше. Поэтому компании чаще всего используют конкурентный бенчмаркинг сравнение своей продукции и бизнес-процессов с аналогичными позициями прямых конкурентов. Однако доскональное изучение конкурентов чрезвычайно сложная задача. Например, вы узнали, что конкурент получил существенный приток клиентов. Но что именно привело его к успеху удачная рекламная кампания, новая программа мотивации сотрудников, удобное расположение офиса или что-то еще?
9 Теоретически возможен открытый и добровольный обмен информацией между конкурентами (например, в рамках профессиональных объединений и ассоциаций), но на практике это случается редко. Поэтому в изучении конкурентов основную роль играют маркетологи-аналитики, которые анализируют прайс- листы, спецпредложения конкурентов и т. п. Многие компании опрашивают потребителей, выясняя их мнение о товарах и услугах конкурентов, их сильных и слабых сторонах. Опытные аналитики на основе таких данных могут сделать точные выводы о том, какие действия конкурентов привели их к успеху. Иногда стандартных источников информации для изучения конкурентов бывает недостаточно, и тогда оружием маркетолога становится конкурентная разведка.
10 На первый взгляд, бенчмаркинг и промышленный шпионаж это одно и то же. На самом деле разница между двумя этими методами принципиальная. Бенчмаркинг метод изучения чужого опыта, который не является тайной за семью печатями. Родоначальниками бенчмаркинга считают японцев, которые научились идеально копировать чужие достижения. Они тщательно исследовали европейские и американские товары и услуги, чтобы выявить их сильные и слабые стороны, а затем выпускали нечто подобное по более низкой цене. При этом японцы успешно переносили технологии и ноу-хау из одной сферы бизнеса в другую.
11 Бенчмаркинг в России (официальная версия) В России появляются фирмы, использующие бенчмаркинг, но пока их можно пересчитать по пальцам. Зато все хорошо знают, что менеджеры среднего и высшего звена, вступая в неформальные отношения с партнерами или конкурентами, часто используют лучшие достижения друг друга у себя в компании. Как показывает опыт, непосредственное общение с коллегами дает наиболее ценные для бизнеса идеи и знания, что, как правило, приводит к внедрению новых форм управления, программных продуктов, использованию новых технологии в производстве. Зачастую эта категория людей «пробивает» и внедряет необходимые преобразования, если руководство готово к этому. Заинтересованные менеджеры это хороший потенциал для развития фирмы.
12 Три года назад на Комбинате им. Степана Разина установили новые резервуары для брожения пива цилиндроконические танки. В работе этих танков больше автоматики, поэтому меньше вероятность ошибки человека, благодаря чему качество пива «Степан Разин» стало более стабильным. Решение было подсмотрено на заводе «Балтика». «Мы ездили туда, смотрели, спрашивали, говорит Владимир Гронский, PR-директор комбината. Потом поставили такие же у себя».
13 Обмен опытом вещь, не новая для российских предприятий, но теперь его принято называть на западный манер бенчмаркингом. «Если у конкурента лучше положение на рынке, то возникает вопрос, как ему это удалось. На него и отвечает бенчмаркинг» говорит эксперт BKG Римма Чайникова. Андрей Младенцев, «Нижфарм»: «Нам нужно было решить вопрос с выкладкой препаратов в аптеках. Готовый опыт взять было негде. Тогда мы стали изучать практику компании Вимм- Билль-Данн ее соки J7 всегда стоят в магазинах на лучших местах. Мы спрашивали в супермаркетах, как с ними работают мерчендайзеры ВБД. В итоге мы тоже стали ставить товар там, где его может увидеть больше покупателей. В аптеке это место справа от окошка кассы обычно люди подходят к ней с этой стороны и могут все внимательно рассмотреть».
14 На чувашском Заводе электроники инициатором внедрения бенчмаркинга стал генеральный директор завода Станислав Ляпунов. Он узнал о бенчмаркинге из книг по менеджменту и маркетингу и решил внедрить его на своем предприятии. Первый опыт использования метода был шокирующим. Отставание по многим показателям (производительность труда, выработка на одного человека) было гигантским. Внедрение бенчмаркинга на заводе проходило тяжело приходилось обучать людей и просто объяснять, зачем все это нужно. Сейчас процесс уже налажен достаточно четко. Сбором, обработкой и внедрением передового опыта занимаются все подразделения компании.
15 На первом этапе каждый отдел собирает информацию своего профиля. В качестве источников используют открытые отчеты западных и российских компаний, отраслевую прессу, Интернет. Информацию собирают во время поездок в российские и западные компании. Стараются не пропускать ни одной профильной выставки практически ежемесячно сотрудники завода выезжают для сбора опыта. Вся собранная информация сводится и систематизируется в едином аналитическом отчете, который затем предоставляется совету директоров. Дальше показатели завода сравнивают со среднеотраслевыми, после чего становится ясно, по каким из них ЗЭиМ отстает или опережает своих конкурентов. Затем разрабатывается тактика улучшения показателей. Сейчас, например, на заводе работают над повышением производительности труда, используя опыт Volvo, это предприятие менеджмент завода посещал в прошлом году.
16 Активно перенимая чужой опыт, ЗЭиМ при этом делится и своим. Ежегодно публикует подробные отчеты о своей деятельности, принимает у себя конкурентов. Две недели назад, например, на завод приезжала делегация с завода аудиоаппаратуры СЭЛТ из Екатеринбурга, чтобы изучить, как организовано производство на ЗЭи Ме. «Держать секреты это вчерашний день, считает Вячеслав Ефимов, помощник генерального директора по связям с общественностью. Так ты только стимулируешь свой застой. Если открыт развиваешься». Безусловно, все, что является коммерческой тайной или стратегически важным ноу-хау, компании не раскрывают. Но на каждом предприятии существует большой пласт информации, которую выгоднее открыть конкуренту, чтобы взамен узнать что-то полезное для себя, нежели держать все в тайне. «Пускай лучше оба предприятия пойдут вперед, чем оба будут топтаться на месте», говорит эксперт BKG Александра Васильева.
17 Российские фармацевтические компании, объединившиеся для эффективного противостояния западным конкурентам, свободно обмениваются информацией между собой, но не допускают к ней иностранцев. «Я звоню директору другой компании и спрашиваю, почему у меня в прошлом году рост 28%, а у него 5%, а он мне отвечает, что просто решил отдохнуть», смеется Андрей Младенцев, президент «Нижфарма», большой поклонник бенчмаркинга.
18 Однако не все руководители считают, что открытость оправданна. Сотрудники ИКФ «Альт», проводившие программу бенчмаркинга для компании «Объединенные машиностроительные заводы», столкнулись с большими трудностями при сборе информации. Многие компании отказывались встречаться с делегациями с ОМЗ. «Отказ компании мотивировали тем, что не хотят разглашать информацию о себе», говорит Артем Белов, ведущий консультант «Альта». Большинство российских компаний на всякий случай закрывают всю информацию, хотя бенчмаркинг подразумевает использование только открытой информации и к промышленному шпионажу не имеет никакого отношения.
19 Плохой PR На первом этапе давление будет выражаться не криминально, а вполне легальным способом привлечения внимания к спорным с точки зрения общественной полезности действиям жертвы. Простейший способ инициировать народное возмущение по поводу начавшейся стройки. Само по себе это мероприятие не бесплатное, но доказать «заказ» и вычислить организатора шансов мало. Зато неприятностей от инициативных групп и подогреваемых ими публичных конфликтов компания-застройщик получает предостаточно: депутатские запросы, митинги на площадке, душераздирающие репортажи о «строителях-хапугах, крадущих землю из-под ног и свет из окон». В результате объект задерживается по срокам строительства на полгода и даже больше, застройщик терпит убытки и может лишиться как участка, так и всего бизнеса. Манипуляция общественным мнением становится грозным оружием в конкурентной борьбе девелоперов. Но нельзя забывать, что оружие это обоюдоострое. И вычислив «заказчика», пострадавшая сторона может предпринять аналогичные ответные действия на его объектах.
21 Третьей стороной в таких конфликтах, как правило, выступают СМИ, причем уже не только печатные, но и электронные. Они формируют позицию общества по вопросам противостояния предпринимателей (при условии, что эти предприятия достойны упоминания в СМИ). Особенно эффективны кампании в СМИ, инициатором которых становится не само предприятие, а общественные деятели, артисты или иные известные и уважаемые граждане.
22 Если общественное возмущение по каким-то причинам организовать невозможно, действия нападающего направляются по пути причинения конкуренту максимальных проблем и неудобств. Например, организовав банальное давление на компанию через проверки налоговой, можно легко и сразу добиться результата. Однако с крепко стоящими на ногах компаниями этот фокус не пройдет. И для планомерной войны с гарантией победы потребуется выработать продуманный план, со сроками и отдельным бюджетом. В качестве первой меры конкурент может подать на компанию в суд, попытаться установить над ней контроль через формирование задолженности, объявить ее банкротом и многое другое. Причем для этого не требуется административного ресурса.
23 Суды вообще являются величайшим ресурсом любого предпринимателя. В суд могут быть поданы самые различные иски: о спорах по товарному знаку, по некоторым сделкам, о возмещении вреда жизни и здоровью и т. д. Предмет таких исков будет полностью зависеть от полученной конкурентом информации. Суд может признать право собственности на активы за конкурентом и запретить проигравшей стороне пользоваться своим имуществом. Он может признать незаконными сделки и аннулировать контракты. В свете важности судебной системы для конкурентных войн огромное значение имеет тот факт, в каком суде будет рассматриваться дело.
24 Наиболее благоприятный для компании, подвергшейся давлению, вариант рассматривать дело в своем «родном» суде, а не в далеком регионе. Здесь играют роль затраты на командировки и неизвестность компании за пределами определенной территории. А в «родном» суде компания может быть известна как добропорядочная фирма и честный налогоплательщик, что сыграет ей на руку и может защитить от нападок конкурентов лучше всех правовых оснований. Однако существует ряд схем, позволяющих нападающей стороне выбирать предстоящую арену для битвы. Пусть и с риском прослыть за это процессуальным «хулиганом». Такие схемы давно известны и не отличаются нравственностью с точки зрения деловой этики. Также следует помнить, что некоторые конкуренты рассматривают и силовые методы воздействия как адекватные. Так что следует быть крайне внимательными, особенно если у конкурента есть налаженные связи с частными службами безопасности и охранными предприятиями.
25 Государство: враг или друг? Следующим весомым аргументом в глазах конкурента будет давление на компанию через государственные органы. Органы исполнительной власти вообще являются активным и, наверное, основным участником в недружественных действиях конкурента. Исполнительные органы могут действовать как посредством издания ненормативных правовых актов, так и в порядке исполнения своих контрольно-надзорных функций. Ненормативный акт исполнительного органа касается не всех предприятий, а только определенного круга лиц.
26 Так, могут быть зарезервированы земельные участки под нужды города там, где компания планировала начать свое строительство. Дорога может быть проложена вдалеке от ее офисного центра, вследствие чего стоимость активов упадет в цене. По формальным основаниям компании могут отказать в участии в тендерах и аукционах. Предоставленные ранее для строительства земельные участки могут быть изъяты исполнительным органом по причине нарушения процедуры предоставления самим же исполнительным органом. Отказом в базировании предприятия может послужить отсутствие необходимых энергетических мощностей региона.
27 Схема защиты бизнеса в случае давления на компанию: Выявить заказчика нападения; Определить его цели, средства и возможности; Разработать стратегию защиты: конкретные контрмеры, устранение слабых мест в обороне; Нападение на конкурента: перехват инициативы, использование методов агрессора, подключение общественности.
28 В Распоряжении мэра г. Москвы 736-РМ «Об увеличении объемов применения в массовом городском строительстве окон, изготовляемых на предприятиях ОАО Моспромстрой материалы» содержится указание для ОАО «Москапстрой» и других заказчиков совместно с Москомархитектурой при подготовке и согласовании заданий на разработку адресной проектной документации предусматривать применение типов окон, производимых предприятиями ОАО «Моспромстройматериалы». В соответствии с этим распоряжением ни один из заказчиков строительства жилых зданий не может по своему усмотрению выбрать тип окон, который, с его точки зрения, более выгоден и целесообразен.
29 Тотальная проверка Предприятие может стать объектом пристального внимания со стороны контрольно-надзорных органов. Эти органы во множестве своем существуют во всех сферах деятельности предприятий. Причем существуют они и на федеральном уровне, и на уровне субъектов. Функции же этих органов зачастую дублируются, создавая путаницу и добавляя головной боли предпринимателям, так как им приходится держать ответ за одни и те же действия перед различными уполномоченными лицами. Конечно, если такие проверки осуществляются в общем порядке деятельности соответствующих органов, это не является следствием конкурентной войны. Конкурент может только злорадствовать, но контролировать ситуацию не в силах.
30 Однако зачастую такие проверки намеренно инициируются. Например, ситуация проверки может возникнуть из-за жалобы определенного лица в соответствующий орган о нарушениях предприятием законодательства земельного, трудового и т. д. Такая жалоба попадает на стол уполномоченного сотрудника. Он обязан на нее отреагировать. В этих целях проводится проверка деятельности предприятия. Как сообщало информагентство Regnum, за 2006 год около 700 астраханцев подали письменные жалобы на своих работодателей. Основная причина заявлений низкая официальная заработная плата. Почти 90% претензий были обоснованными. В результате проверок государственные инспекторы совместно с сотрудниками прокуратуры и представителями профсоюзов направили в суды материалы более 60 дел, связанных с нелегальной системой оплаты труда. Конечно, такой ситуацией конкурента на спину не повалишь, но начать расшатывать его положение можно и с таких мелочей. И если нарушения выявляются, то в действие вступает институт санкций: административная и уголовная ответственность. Если же проверка нарушений не выявляет, то дело прекращается, не начавшись.
31 Второй вариант «заказные» проверки, когда проверяющие приходят именно для того, чтобы найти нарушения. Чаще всего это удается. Слишком уж много норм и правил, которым в обязательном порядке должен следовать российский предприниматель. Последствия же проверок для предприятий могут быть самыми печальными. Начиная от крупных штрафов, которые негативно сказываются на работе всего предприятия, заканчивая уголовной ответственностью руководителя.
32 Всего ФНС России за 2006 год провела выездных налоговых проверок организаций, при этом по результатам 97% проведенных проверок выявлены нарушения. Следствием проверки могут быть и суды, причем санкции за нарушения только увеличиваются. Может быть изъят земельный участок, дисквалифицирован руководитель, остановлена деятельность предприятия, закрыт доступ на его территорию. Могут быть запрещены все продажи товаров предприятия, если, к примеру, предметом атаки стал товарный знак. Многие предприятия после такого пристального внимания к себе либо сами предлагали конкурентам купить их бизнес по бросовым ценам, либо уходили в процедуру банкротства.
33 Взять изнутри Обороняя внешние границы, компании, переживающей нападение, не стоит забывать о необходимости исключения ситуации предательства, внутреннего бунта и саморазвала компании по тщательно подготовленным противником причинам. Ведь обратить агрессию внутрь коллектива это надежный способ открыть для конкурента второй фронт. Если при этом у сотрудников есть пакеты акций, то попытка давления может неожиданно и быстро перерасти в недружественное поглощение.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.