Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГеоргий Головня
1 Он-лайн/электронные журналы и газеты как материал для организации медиаобразовательных занятий интегрированных в курс иностранного языка Григорьева Ирина Валерьевна, ст. преподаватель, аспирант кафедры педагогики ИГЛУ Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России
2 посмотрите внимательно и скажите, что объединяет эти две системы (СМК И СМИ)? Средства массовой коммуникации Периодическая печать Радио телевидение Интернет
3 Эхо Москвы был «Клинч» о столкновении бумажной и электронной прессы. Главными героями были: Владимир Корсунский (главный редактор «Грани.Ru») Валерий Фадеев (главный редактор журнала «Эксперт»)
4 В 2010 году, при проведении опроса «Роль интернета как средства коммуникации и информации у детей и подростков», выяснилось, что: 81% юных пользователей считали использование интернета более интересным занятием, чем просмотр телевизионных передач. около ¾ молодого поколения в России по-прежнему читает не менее одного онлайн журнала в месяц. российские подростки почти не читают книги, особенно классические произведения, зато 38,5% из них читают электронные издания (среди летних много любителей просматривать, в среднем, 3 он-лайн изданий). более 350 изданий (в том числе детские, развлекательные новостные) выпускаются онлайн, не считая научные журналы распространяются через RRS подписку
5 RSS семейство XML- форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами.XML анонсов блогах программами-агрегаторами RSS
6 Потому задачи сегодняшней лекции - ответить на следующие вопросы: 1. Что такое электронные/он-лайн/интернет журналы и газеты, какова сущность понятия и медиа образовательный потенциал? 2. Как организовать урок иностранного языка на материале он-лайн журналов и газет (примерные задания), виды заданий? 3. Какие на сегодняшний день электронные издания позволяют учителю организовать эффективно медиа образовательный процесс на уроке. Обзор образовательных и детских отечественных и зарубежных он- лайн изданий? 4. Как организовать медиа образовательный проект с учащимися: «Школьное он-лайн издание»?
7 медиаобразование электронные СМИ электронный журнал электронные/он-лайн/интернет издания Ключевые понятия:
8 Электронные СМИ Электронные СМИ на сегодня являются наиболее доступными для мировой аудитории, так как сеть Интернет не ограничивается ни тиражом, ни расстоянием. К тому же сегодня многие электронные СМИ имеют разноязычные версии. В различных источниках электронные СМИ определяются как веб-сайт, ставящий своей задачей выполнять функцию средства массовой информации (СМИ) в сети Интернет. Как и печатные издания, интернет-издания руководствуются принципами журналистики. Электронные СМИ - может считаться не любой сайт: статус СМИ приобретается только после его добровольной регистрации. В соответствии с российским законодательством, регистрация интернет-издания добровольная и необязательная. Такую позицию Роскомнадзор указал в своём письме о регистрации сайтов как СМИ
9 - это электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения. издание, записанное на носитель информации, рассчитанное на использование с помощью электронных технических устройств, представляющее собой электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения. Электронное издание должно быть зарегистрировано в ФГУП НТЦ «Информрегистр» в установленном порядке. Электронное издание может быть в форме web-ресурса или распространяться на электронном носителе информации (CD, DVD, flash). К электронным изданиям относят мультимедиа-библиотеки, электронные журналы, книги, фотоальбомы и т.п., изданные на CD (DVD) носителях. При разработке электронных изданий следует использовать возможности, предоставляемые электронной формой передачи информации. Лучшей иллюстрацией является web-сайт. Электронное издание
10 Электронные журналы Электронные журналы - вид электронного издания, размещенного в сети Интернет. Электронным журналом может быть как электронная версия печатного издания, так и оригинальный журнал, созданный в сети. В электронных журналах так же размещаются тематические статьи, фотографии, рисунки, некоторые журналы допускают возможность свободного добавления статей пользователями, обмен информацией и комментариями
11 Задание: перед вами таблица, где представлен сравнительный анализ преимуществ и недостатков электронных и печатных изданий. Ваша задача, прочитать внимательно, а также заполнить недостающих комментариев в сравнительной таблице. Сделайте краткую запись в тетради.
12 Работа по медиаобразованию должна быть направлена, прежде всего на формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности учащегося Теоретическое изучение возможностей онлайн прессы в медиаобразовании учащихся на уроках иностранного языка; Возможностей самого предмета «Иностранный язык» дают основание утверждать, что электронные журналы и газеты располагает необходимыми возможностями для формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности, которое возрастает при целенаправленном использовании медиаобразования на уроках иностранного языка, а также при учете возрастных особенностей учащихся завершающей ступени общего среднего образования.
13 В научной литературе выделяют несколько функций он-лайн изданий: информационная; просветительная; воспитательная; организаторская; гедонистическая (развлекательная) Жанрами в онлайн прессе принято называть формы организации материала, отражение фактов, событий, освещение явлений. Основными жанрами являются: информационные (заметка, отчет, интервью, репортаж); аналитические (корреспонденция, статья, рецензия, обозрение, обзор, письмо); художественно-публицистические (зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет); литературные (стихотворение, рассказ, новелла и др.); реклама
14 В зависимости от целей и задач детской прессы в сетевом пространстве можно выделить несколько моделей её функционирования: 1. Промосайты издательств; 2. Сетевая пресса для детей и подростков, организованная взрослыми; 3. Собственно «детская онлайн пресса»; 4. Блоги. Характер детской сетевой прессы или сетевой прессы для детей зависит от того, кто ведёт диалог с детской аудиторией. Модели детской сетевой прессы: 1. «взрослые для детей»; 2. «дети для детей»
15 По отношению к учащемуся, информационные материалы, обладающие такими качествами как лингвострановедческая и культуроведческая ценность; межпредметная обусловленность и личностная значимость; ориентировка на страноведческие и лингвострановедческие интересы учащихся); могут оказывать влияние на развитие, познавательной и коммуникативной активности, формирование внутренней мотивированности обучения, личностной значимости предмета изучения, устранение чувства непреодолимой трудности овладения чтением и пониманием прессы. Предметное содержание реалистично, близко и понятно учащимся и потому может приносить удовлетворение и благоприятно влиять на «формирование коммуникативно-познавательной потребности в приеме нужной, интересной, значимой для ученика мысли средствами иностранного языка»
16 В молодежной онлайн прессе выделяют два вида аутентичных текстов: 1-й вид – тексты прагматического назначения, имеющие место на указателе, дорожном знаке, вывеске, картине, карте, диаграмме, схеме и т.д. 2-й вид – тексты информационного характера: сообщения, разъяснения к статистике, графике, надписи на картинах, комментарии, интервью, опросы мнений, письма читателей, актуальная сенсационная информация и т.д.. Материал онлайн журналов или газет, как никакой другой, дает возможность: овладения современной лексикой, знакомства с новыми явлениями, характерными для состояния языка на сегодняшний день
17 Это касается и лексического и грамматического аспектов помимо этого, ученик, читающий он-лайн прессу, узнает страноведческие и бытовые реалии современной духовной жизни общества страны изучаемого языка. С другой стороны, сопоставляя то, как пишут об одном и том же факте, явлении в электронных изданиях русскоязычных и зарубежных, он получает средства адекватного вербального выражения реалий жизни своей страны
18 1. Функция образца построения текста определенного типа с соответствующей коммуникативной и смысловой структурой, демонстрирующего один из способов раскрытия темы. 2. Функция смысловой и содержательной опоры для развертывания широкой творческой беседы. 3. Функция расширения языковых и тематических знаний учащихся. В практике преподавания медиатекст электронного журнала или газеты могут выполняет следующие функции: Образование: взгляд педагога, Александр Гольдин. - Журнал Компьютерра
19 1. на приобретение знаний о электронной (цифровой, онлайн) прессы как одного из видов СМИ; 2. распознавать стереотипы, диктуемые индустрией СМИ; 3. адекватное понимание медиатекстов данного вида и формата, использование их для решения учебных задач, процесса самообразования, творческого самовыражения; 4. развитие умений индивидуальной информационной защиты. Ведь если человек обучен анализу медиатекстов (в том числе и онлайн или электронных), а также целенаправленному поиску информации, то он работает в сети осознанно. 5. формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности учащегося. В таком случае полнее раскрывается медиа образовательный потенциал онлайн изданий (прессы). В этой связи задачами медиаобразования на уроке иностранного языка становится ориентирование учащегося:
20 Для достижения этой цели большую роль играют аутентичные тексты молодежных онлайн журналов. Они содержат актуальную для старшеклассников информацию, затрагивают волнующие их вопросы, такие как: проблемы взаимоотношений, проведение досуга, спортивные интересы, музыка, социальные инициативы по охране окружающей среды; забота о стране, городе, природе, животном мире и т.д. По отношению к учащемуся аутентичные медиатексты могут оказывать влияние на развитие, познавательной и коммуникативной активности, формирование внутренней мотивированности обучения, личностной значимости предмета изучения, устранение чувства непреодолимой трудности овладения чтением и пониманием прессы.
21 В первую очередь, трудности при чтении газетных материалов представляют следующие стилевые черты: 1.реалии; 2. синтаксические особенности языка газеты; 3. атрибутивные комплексы; 4. языковые средства заголовков; 5. графические средства.
22 Рекомендации по использованию электронных журналов и газет как материала для организации медиаобразовательных занятий интегрированных в курс иностранного языка:
23 Вначале пути следует провести диагностику среди учащихся, которая покажет имеющиеся представления у учащихся о электронных СМИ и их читательские интересы:
24 АНКЕТА 1. Что предшествовало возникновению электронных журналов и газет? 2. Какие Вы знаете зарубежные и отечественные журналы и газеты? Назовите их. 3. Какие вы знаете профессии, связанные с изданием электронных газет и журналов? 4. Какие рубрики привлекают Вас больше всего: а) новости б) криминальная хроника в) досуг, развлечения г) светская хроника д) практические советы е) рекламные объявления ж) научно-познавательные статьи з) анекдоты и) спорт 2. Какая тематика привлекает Вас больше всего? а) криминал б) военная в) молодежная г) экологическая д) эротическая е) развлекательная ж) религиозная з) политическая и) мистическая к) научно-техническая 3. Какие побуждения толкают Вас на чтение прессы? а) возможность развлечься б) возможность получения новой информации, знаний о жизни в) возможность отвлечься, погрузиться в мир фантазий г) возможность найти свой идеал д) привлекает что-то иное (что именно?) 4. Какие статьи Вы предпочитаете? а) беззаботные б) жестокие в) оптимистические г) правдивые д) практические
25 Задание: в тетради самостоятельно сформулируете два вопроса для подобной анкеты. (2) Образование: взгляд педагога, Александр Гольдин. - Журнал Компьютерра
26 Далее рекомендуется преступать к этапу включения предтекстовых упражнения рецептивного характера. Целью предтекстовых упражнений является: пробуждение и стимулирование мотивации к работе с медиа-текстами такого характера; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; активизация интеллектуальной деятельности и познавательных потребностей учащихся; формирование прогностических умений или ориентация на «запуск» механизма вероятностного прогнозирования. Данные упражнения направлены на развитие интеллектуально-содержательного компонента медиакомпетентности вторичной языковой личности. Эти упражнения носят деятельностный характер и могут быть представлены следующими заданиями:
27 Задания интерпретировать и обсуждать фотоизображения, интерфейс журнала, фотографии, картинки статей, надписи, заголовки; Какой период времени он охватывает событие? В чем смысл подобного визуального представления материала? Есть ли какие-то неизвестные понятия? То, что изображено на карте? Уточнить. разделить на группы. Каждая группа обсуждает, кто или что изображено на одной из фотографий. Попробуйте представить, что люди думают и чувствуют. Что вы написали под таким заголовком статьи, если бы писали её сами? Собственно текстовые упражнения рецептивного характера могут включать такие задания: Прочитайте текст бегло. Обратите внимание на основную идею текста и его состав. Что вы знаете из текста об авторе (героев)? Напишите ключевые слова на тему... и так далее. Какие проблемы существуют в тексте?
28 Контроль понимания прочитанного текста может быть связан с теми коммуникативными задачами, которые ставит учитель на уроке: а) прочитать текст с полным пониманием (умение понимать информацию); б) с пониманием общего содержания (умение воспринимать информацию); в) получить самую важную информацию (умение анализировать информацию); Проверка понимания прочитанного текста может быть осуществлена при помощи теста, включающего разные задания для нахождения правильного ответа из предложенных высказываний
29 Следующий этап это включает репродуктивные упражнения. Их целью является творческая обработка медиатекста: выделение ключевых слов, опорных предложений, деление текста на смысловые части, составление плана к каждой части, сокращение или упрощение текста для более лучшего его воспроизведения. Данные упражнения направлены на развитие операционного компонента и могут включать такие задания как: Назвите семнадцать слов (существительные, прилагательные, глаголы, наречия) опущены в тексте. Вставьте их. выбрать один из следующих задачах, что интересно для вас. Пожалуйста, опишите информацию, которую вы нашли с помощью кратких основных положений
30 3 этап включа:ет репродуктивно-продуктивные упражнения Они направлены на формирование соответствующих умений вести беседу, посредованную медиа-текстом, т.е. на формирование умений передавать информацию. Приведем несколько заданий к таким упражнениям: Деление на группы. Каждая группа ищет информацию на следующие темы... и сообщает о результатах групповой работы. визуальное, вербальное представление медиа-текста (или пересказ) на основе следующих ключевых слов. обсуждение проблемы
31 Последний этап включает продуктивные упражнения. Они ориентированы на активное использование новых речевых средств в ситуациях, приближенных к аутентичным или в естественном общении в устной или письменной форме. Эти упражнения обеспечивают высокий уровень овладения чтением в школьных условиях и служат хорошей основой для дальнейшего совершенствования чтения не только молодежной прессы, но и широкой повседневной информации различного характера и жанра. Эти упражнения направлены на повышение избирательности «потребления» информациии онлан прессы, т.е. на основе данных упражнений происходит формирование мотивационного компонента медиакомпетентности. Приведем несколько заданий к таким упражнениям: Пожалуйста, сравнивать эти две статьи. Сравните следующие медиатексты и обсудить наиболее важные проблемы. Читайте начало истории и продолжать ее
32 Задания: сравните различные жанры статей, представленных в он-лайн издании; пересказывать сюжет, прогнозировать события; анализ отдельных моментов из нескольких аутентичных статей с целью идентификации стереотипных персонажей; сравнение зарубежной и русскоязычной версий журнала, прессы. познакомиться с приемами онлайн журналов и осознавать их воздействие на аудиторию; составьте собственные медиатексты и публикуйте их в сетевых он-лайн журналах; сравните он-лайн журналы и печатные журналы; обсудите роль он-лайн изданий в жизни людей, культуре страны, изучаемого языка; напишите аннотации к статьям, представленным в он-лайн журналах; разыграйте диалоги по материалам прочитанного в он-лайн журналах
33 Обзор образовательных и детских отечественных и зарубежных он- лайн изданий Перечень электронных СМИ : Электронные пампасы. Литературный журнал для детей и взрослых. Детский журнал "Гномик" Раскраски и компьютерные игры, аудиокниги и сказки с картинками, детские песни и детские книги. Скачать абсолютно бесплатно. Электронный журнал для детей Бим Бом : Электронный журнал для детей Барсук: Электронное периодическое издание DETKI-74.RU- Зарубежные: Существуют сайты, англоязычные которые аккомулируют в себе огромное количество журналов для детей и подростков. Где можно найти подходящий журнал и подписаться или купить: with-mobile-apps137.htmlhttp://kids.magazine-group.co.uk/digital-magazines/ with-mobile-apps137. html Журналы можно скачивать даже на iPad. Сайт: перечень журналов для детей: Детские электронные презентации и клипы:
34 Школьные онлайн СМИ Электронные журналы и газеты можно создавать с учащимися вместе. Организуя проектную работу. Сегодня школьным СМИ в России уделяется не много внимание, однако в этом деле преуспели такие города как Москва (МГУ), Таганрог, Красноярск, Новосибирск. Этапы организации СМИ: sozdaniya-smihttp://comobzor.ru/info/kak-sozdat-smi-etapyi- sozdaniya-smi Где можно опубликовать :
35 Рефлексия Задание: 1. Как вы понимаете сущность понятий понятия «электронные СМИ» и «электронные периодические журналы». 2. Назовите 3-4 особенности организации медиаобразовательного процесса на уроке иностранного языка на материале электронных периодических изданий:
36 Произведения прессфотографии как материал для организации медиаобразовательных занятий интегрированных в курс иностранного языка Григорьева Ирина Валерьевна, ст. преподаватель, аспирант кафедры педагогики ИГЛУ Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России
37 Посмотрите внимательно и скажите, что является главным средством наглядности, которое используется как в печатной прессе, так и в аудиовизуальных СМИ, Интерн и т.д.? Средства массовой коммуникации Периодическая печать Радио телевидение Интернет Вспомните на что вы больше обращаете внимание в первый раз листая газету или журнал?
38 Вопросы: 1. Прессодидактика и прессолингводидактика- новые направления в науке преподавания. 2. Прессфотография: сущность понятия. Чем отличается документальная фотография от прессфотографии? 3. Медиаобразовательный потенциал прессфотографии. 4. Как организовать урок иностранного языка используя медиа образовательный потенциал прессфотографии
39 Фотография Прессфотография Как Вы понимаете данные категории? Как вы считаете почему нельзя сегодня СМИ обходится без фотографии? Если можно, то объясните каким образом можно обойтись и почему?
41 Исследователи-лингводидакты усматривают свою задачу в том, чтобы дать практикам систему ориентиров – ориентировочную основу для принятия оптимального решения и его выполнения: а) показать, какие факторы определяют вариантность и эффективность учебного процесса, раскрыть их взаимосвязь; б) обосновать влияние этих факторов в их системе на деятельность учителя; в) научить учителя эффективно проводить эту деятельность
42 Средства массовой информации (СМИ) до недавнего времени рассматривались лишь как источник лингвистических и страноведческих знаний. Тем не менее, все периодические издания, циклы и отдельные радио/телепередачи - это уникальное явление любой национальной культуры, хотя и имеют общие признаки, которые объединяют их в мировое понятие медиа
43 Объектом страноведения могут быть параметры, по которым исследуют источники информации социологи: тип средств передачи (пресса, радио, телевидение); региональный характер издания; функции (общеполитические, специальные); предмет воспроизведения (промышленные, сельскохозяйственные и т.п.); объекты влияния (молодежные, женские и др.); периодичность (ежедневные, еженедельные и т.п.)
44 Образ массово-коммуникационного источника, его характерная модель создаются разнообразными факторами: постоянство основной тематики и ее организации, и стабильность графических средств оформления, и воспроизведение в композиции и графике особенностей издания или передачи. самобытность каждого отдельного выпуска, которая зависит от специфики, традиций, возможностей, материальной базы источника информации. Эти факторы можно объединить в понятие «монтажный язык» - специфическую характеристику каждого канала массовой информации как объекта страноведения
45 Работа с медийными материалами (в нашем случае это прессфотография), как и чтение произведений художественной литературы, обогащает память новыми понятиями, лексикой, содействует закреплению добытых прежде знаний. Через медиа можно вести наблюдение над языковыми явлениями, художественными особенностями произведения любого стиля. Такая работа дает много вариантов для педагогического творчества, ибо перекликается с творческими уроками – с опорой на художественную литературу, искусство и т.п
46 Системный принцип отбора и использование материалов масс-медиа в качестве учебных – цель прессодидактического подхода, который ориентирует на использование СМИ в качестве речевых стимуляторов. При этом учитываются внеязыковые факторы (в частности – сугубо журналистские) для расширения культурной памяти (задача прессодидактики). С другой стороны медиа выступают рече/языкотворческими активизаторами (задача прессолингводидактики)
47 Прессодидактика и прессолингводидактика – новые самостоятельные лингводидактические ответвления, трактуют методы и приемы использования масс-медиа с целью повышения мотивации изучения языка, обеспечения надлежащего уровня страноведческой компетенции, стимуляции языковой деятельности. Эти новые ответвления содействуют формированию лингвистической, коммуникативной, страноведческой и профессиональной компетенций тех, кто овладевает языком
48 Возможности использования медийных материалов в учебном процессе более широки, если учитываются психологические, страноведческие, журналистские аспекты в преподавании. Это дает основание говорить о целесообразности внедрения и активизации прессодидактического (журналистско-методического) подхода, который отвечает учебно-воспитательным целям, создает психологически комфортную установку на восприятие информации из источников на усваиваемом языке. Подход этот, в частности, предусматривает учет экстралингвистических факторов, помогает ориентироваться в материалах периодических изданий, в позиции тех или иных комментаторов радио/телепередач. Он не только наиболее оптимальный в удовлетворении потребностей школьников в информации, но и помогает выработать устойчивую привычку обращаться к медиатекстам после окончания обучения
49 При прессодидактическом подходе каждый канал массовой информации рассматривается как самостоятельной страноведческий объект, который входит в систему медиа и характеризуется как постоянными, так и переменными свойствами. К постоянным характеристикам, например, в периодике, принадлежат средства «монтажного языка», основная проблематика издания, направленность, ориентация на определенного читателя. Переменные характеристики издания как объекта страноведения заложены в его содержании – текстах, иллюстрациях, поскольку в каждом номере предъявляются новые текстовые и изоматериалы
50 Границы таких понятий как «фотодокументалистика», «фотожурналистика» и «пресс-фотография» размыты и находятся в постоянном движении относительно друг друга. Три жанра претерпели радикальные изменения под влиянием таких факторов как императивы практикующих фотографов, издательские/дистрибуционные системы, «поставляющие» результаты их работы публике, ожидания и желания публики и зарождающиеся новые технологии в сфере визуальных коммуникаций
51 Изначально, прессфотография и фотожурналистика выполняли, в первую очередь, информационную и/или репрезентационную функцию. Цель информировать, облекать в форму то, что, по сути, представляет собой сумбурную, неструктурированную, неоформленную реальность; желание «представить сознанию в ясной и четкой форме» происходящие события вот как можно определить репрезентационную функцию фотографии
52 Понятие «искусство пресс-фотографии» трактуется довольно широко: экспрессия фотоизображения – и образная интерпретация факта, события, явления; своеобразное столкновение идеалов фотопоэтики – и норм образно- визуальной информации, выводящих пресс-фотографию на уровень ролевой коммуникации; особый класс фотоизображений (особый язык фотографического творчества, особая авторская стилистика) – и совершенно специфическая упорядоченность содержания и формы изображения
53 Фотография - картина производится путем химического воздействия света на светочувствительный фильма; средство записи реальности, которая является знаковым, а также указательные. Фотография является объективным средством записи. Фотография есть представление в о ситуации определенный в определенный отрезок времени
54 Фотожурналистика /индустрия прессфотографии подразумевает расширенный формат; ее основная форма существования очерк; главное средство презентации общественно-политические и популярные журналы или газеты, а это значит, что объем очерка ограничен издательскими и чисто графическими принципами и традициями подачи материала; присутствие текстового содержания. Иногда это только «голые» подписи под фотографиями, но чаще это все же некий информационный/редакторский комментарий. Текст может быть предоставлен как самим фотографом
55 Документальная фотография. В самом термине (когда он используется для описания деятельности не поверхностной/формальной и/или прикладной (фотографии)) уже присутствует понятие некой объемной/распространенной формы, т.е. имеется в виду работа, состоящая из определенного количества изображений. Документальная фотография -подразумевает также наличие текста, хотя бы и минимального, идентифицирующего предмет изображения, время и место. Фактически, текст может быть и не минимальным, а довольно развернутым. Если не брать в расчет крайне редкие случаи корпоративного или правительственного спонсорства, право на редакторский контроль над любым текстом, по крайней мере отчасти, принадлежит фотографу, не важно, является ли он/она его реальным автором. Контроль над выбором изображений и их последовательностью и, естественно, сама инициатива, само предложение проекта также принадлежит фотографу. Фотограф, вовлеченный в подобный проект, отвечает, в основном, за выбранную точку зрения или то, что Ричард Кирстел (Richard Kirstel) называет личной матрицей искажения
56 На страницах периодических изданий печатаются фотографии и рисунки, которые рассказывают о событии, только что состоявшемся в стране или за ее пределами; исторические снимки раскрывают разнообразные стороны бытия. Значительная их часть помогает расширить горизонты культурной памяти, пополнить краеведческие, страноведческие знания. Газеты и журналы часто печатают высокохудожественные произведения, выполненные в разных жанрах фотожурналистики, а также оригинальные графические работы, репродукции. Все это – наглядный иллюстративный материал, мимо которого не следует проходить. Фотоиллюстрации, представленные в разных жанрах, в большинстве случаев становятся для читателя «страноведческой настройкой» на восприятие актуальной информации, «визуальными стимуляторами» для развития речи. Все фотоиллюстрации наделены замечательным качеством – документальностью. Актуальные и злободневные, они не только украшают страницу, но и отражают современную жизнь страны, ее историю, культуру. Они привлекательны также тем, что выполнены в разных жанрах изобразительного искусства. Работа с ними может вестись как с традиционными материалами зрительной наглядности
57 На одном из первых занятий иностранного языка по материалам фотожурналистики можно семантизировать лексику: изображать - изобразить кого? что? где?; фотографировать - снимать; снимать - снять кого? где?; страница – полоса; столбец - колонка; фотоиллюстрация – фотография - снимок; корреспондент; фотокорреспондент; изображение; репортаж; фоторепортаж и др. (в соответствии с учебной потребностью). 1. В дальнейшем, для проведения занятия, внимание обращается на изобразительные газетно-журнальные публикации. 2. Предлагается определить, какие задачи решают периодические издания с помощью тех или других фотоиллюстраций. 3. Обращается внимание на разножанровость произведений фотожурналистики. 4. На дальнейших занятиях фотоиллюстрации подбираются преподавателем и предлагаются учащимся соответственно учебно-воспитательной цели. 5. Это может быть расширение лексического запаса на определенную тему, закрепление грамматической темы, задание на стимуляцию речи, информация для пополнения страноведческих знаний.
58 Для проведения тематического урока по материалам любой рубрики (то есть для активизации определенной темы), на занятии раздаются вырезки с фотоиллюстрациями из разных номеров газеты (газет), объединенные конкретной темой (например, «Образование», «Здравоохранение», «Спорт», «Отдых» и др. – в зависимости от того, что изучается по программе). Занятие с использованием фотоиллюстраций может проводиться в зависимости от потребностей активизации той или иной страноведческой темы. С их помощью удобно семантизировать лексику, тренировать грамматические формы и т.п. Обязательным условием эффективности занятий с привлечением прессфотографий есть их соответствие грамматическим и лексическим темам основного учебника. Тогда на занятиях, с одной стороны, реализуется учебная цель и активизируется лексика, отрабатываются грамматические конструкции и т.п., а с другой – достигается коммуникативная цель: расширяется круг естественного материала, используемого в качестве дидактического, на усваиваемом языке
59 После комментария преподавателя, который систематизирует знания школьников по данной теме, семантизируется новая лексика, ключевая для общения на конкретную тему и которая, возможно, даже не входит в лексический минимум учебника на данном этапе изучения языка. Не обращая внимания на незнакомые слова в текстовке (текст возле фотографии), школьники отвечают на вопросы, которые могут быть записаны на карточках или на доске. Вопросы у всех одинаковые, однако, фотоиллюстрации разные. Поскольку предложенный наглядный материал тематически объединен, то и ответы учеников, имея одно тематическое ядро, не повторяются
60 Описание тематического урока с привлечением прессфотографий, который можно проводить уже на начальном этапе обучения языку:
61 Учащимся раздаются карточки с вырезками фотоиллюстраций из последних номеров газет (подборка в интернете). Вырезки разные, тем не менее, они должны быть объединены определенной темой. Ведется необходимая подготовительная лексико-тематическая работа; толкуются значения новых ключевых слов и понятий и т.п. Далее учащимся предлагается ответить на вопросы, которые не представляют трудности на этом этапе изучения языка: 1. Откуда эта информация? 2. О каких предприятиях (учреждениях) идет речь в подписи возле фотографии (текстовке)? 3.Кого/ что вы видите на снимках? 4. Что вы можете сказать про этих людей (ли изображенные предметы)?
62 После такой беседы, когда сняты основные трудности, учащимся предлагается передать содержание фотоиллюстрации. Конечно, этот пересказ на начальном этапе очень упрощенный, но он приучает к мышлению на изучаемом языке, к говорению на этом языке, к монологическому высказыванию. На начальном этапе обучения языку старших учащихся значительное стимулирующее влияние на речь оказывает работа по фотоиллюстрациям из их стран
63 Как показывает опыт, при обучении языку и развитии речи газетно-журнальные изобразительные средства можно успешно использовать для активизации учебного процесса, поскольку фотоиллюстрации из периодических изданий дополняют сведения на ту или иную тему, дают широкую возможность выбора ситуаций, материала и т.п. Такая методика работы с привлечением прессфотографий (в рамках нового лингвометодического ответвления прессодидактики) дает возможность разнообразить занятие, расширить лексический запас учащихся, отработать правильность употребления лексических единиц, грамматических форм, синтаксических конструкций. Использование визуальных опор (изображение на снимке, текстовки, дополнительных вопросов) на начальном этапе изучения языка содействует психологическому комфорту, а также помогает отработать произношение и интонацию
64 Интересную работу, например, можно провести на занятии с периодикой на тему «Человек. Портрет. Характер». Предлагается по характерам людей разного возраста рассказать о жизненном пути старика, используя глаголы в прошедшем времени; описать его внешность, одежду и т.п. Разговор о судьбе молодого человека может вестись с использованием форм глаголов будущего времени: учащиеся должны спрогнозировать будущее человека на снимке. Можно дать задание придумать биографию и рассказать историю героя фотоиллюстрации, употребляя глаголы в настоящем времени. Такая работа содействует формированию навыков монологического высказывания
65 Для развития навыков монологической речи можно работать парами или «тройками»: учащиеся, опрашивая друг друга, ведут беседу в форме диалогов на определенную тему, уточняют детали, объясняют изображенное на «своей» фотографии. При работе над темой, например, «Времена года», можно предложить пейзажные фотографии с тем, чтобы студенты передали их содержание, используя: глаголы в настоящем, будущем или прошедшем времени, прилагательные с префиксами и т.п.: продуцируется текст-монолог, ориентированный на отработку определенной грамматической темы. Грамматическая задача может быть и другой – в зависимости от конкретной темы основного учебника, которая изучается по программе
66 С целью тренировки грамматической темы (например, «Времена глагола») и развития речи можно предложить фотографии, выполненные в разных жанрах прессфотографии: портрет (воспроизведенные лица людей разного возраста: ребенок, подросток, зрелый человек, старый человек), пейзаж (времена года), репортаж (рабочий день, отдых, увлечение и пр.). Каждое типичное задание-модель может состоять из двух частей: константной и вариативной. Константная часть – это упражнения двух типов: «журналистские» и лексико-тематические. Вариативная часть зависит от жанра фотоизображения (условно их разделяем на «портретные», «пейзажные», «сюжетные (репортерские)» и содержит задания лексические, грамматические, речевые, выполняемые как в устной, так и в письменной форме
67 Проиллюстрируем модели заданий на примерах. Задание А. - Внимательно рассмотрите снимки (предлагаются фотоиллюстрации). Скажите, что объединяет их. - Найдите в словаре слова и словосочетания, которые вам необходимые для передачи содержания представленных фотоиллюстраций. Запишите их. Вариант I (сюжетные иллюстрации). - Расскажите, как проводят свое свободное время герои представленных фотоиллюстраций. Используйте глаголы в форме настоящего (прошедшего, будущего) времени. - Выберите две-три фотографии и составьте (запишите) рассказ на тему «Мои увлечения» («Наше свободное время»). Вариант ІІ (сюжетные иллюстрации). - Представьте, что вы – фоторепортер. Подготовьтесь к рассказу «Мой рабочий день». - Остановитесь подробнее на кадре, который вам понравился более всего. Опишите изображенное и объясните, почему вы выбрали для рассказа этот снимок. - Запишите свой «репортерский» рассказ по представленным фоторепортажам (репортажу). Используйте глаголы в форме настоящего (будущего, прошедшего – по указанию преподавателя) времени
68 Вариант ІІІ (портретные иллюстрации). - Посмотрите на эти портреты. Что вы можете сказать о сегодняшней жизни героев (героинь) фотопортретов? В рассказе используйте (указывается конкретная грамматическая задача). - Спрогнозируйте будущее девочки, изображенной на фотографии. В рассказе используйте глаголы в будущем времени. - Расскажите историю жизни женщины, изображенной на фотографии. Используйте (указывается конкретная грамматическая задача). - Расскажите историю жизни старушки, изображенной на фотографии. Используйте (указывается конкретная грамматическая задача, например, «Используйте глаголы в форме прошедшего времени»). - Обратите внимание, что первое и третье (например) фото – репортерские, выполненные фотожурналистом, принадлежат к прессфотографии. Второе фото выполнено в жанре портрета художественной фотографии. Согласные ли вы с этим утверждением? Да? Нет? Докажите. (Предложенные фотографии должны отвечать конкретным заданиям). - Сравните фотопортреты и портреты, выполненные мастерами живописи. Прокомментируйте общее и отличное
69 x.htmlhttp:// x.html
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.