Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВиктория Шипова
1 МБДОУ «Детский сад 1 «Светлячок» г.Абдулино Оренбургской области Проект «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР» Учитель-логопед: Кондрова О.В.
2 Цель: научить ребенка вслушиваться в слова, правильно улавливать и воспроизводить их слоговой и звуковой рисунок. Способность к звуковому и слоговому анализу очень важна для формирования полноценного произношения звуков и освоения грамматических категорий языка (ведь и окончания, и приставки, и суффиксы являются элементами слогового состава слов). Способность к звуковому анализу также играет первоочередную роль в обучении ребенка чтению и письму.
3 Актуальность Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков).
4 Задачи проекта: Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития звуко слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР через систему специальных упражнений. Установить тесные, доверительные взаимоотношения между специалистами и родителями для оказания ребенку целенаправленной психолого-педагогической помощи, вовлечь родителей в коррекционный процесс, активизировать их педагогическую компетенцию, обеспечить родителей специальной литературой и дидактическими материалами для занятий с детьми. Создать условия, побуждающие детей активно участвовать на занятиях. Преодолеть речевой негативизм.
5 Этапы работы: В коррекционной работе можно выделить два этапа: 1. Подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка); 2. В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопыванием слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.
6 Направления работы: Используются разнообразные направления в работе над звукослоговым составом слова: работа по восприятию различных типов интонаций; развитие тактильных ощущений; развитие ритмических способностей; работа над звуковым составом слова; работа по сохранению и развитию слогового состава слова; отработка грамматических форм слов и включение их во фразу.
7 Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предлагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работа по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. Характерной особенностью занятия по формированию правильной слоговой структуры слова является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.
8 Во время занятий придерживайтесь нескольких правил: Используйте слова из гласных и простых для произнесения согласных звуков: [Б], [В|, [Г], [Д], (K), [М], (H), [П], [Т], [Ф|, [X]. Используйте и мягкие пары этих звуков. Слова произносите внятно, слегка разделяя на слоги. Гласные звуки произносите так, как они слышатся (а не пишутся). Безударный гласный (О)| в словах звучит как что-то среднее между [О] и (A): коты напоминает ка-ты, а не ко-ты, коза ка- за, а не ко-за. Безударный гласный |Э| после мягкого согласного (на письме он обозначается буквой Е) звучит как среднее между [Э| и [И]: кофе похоже на ко-фи ([коф'и]), а не на ко-фе ([коф'э]), пенек на пи-нек, а не на пе-нек. Если не соблюдать этих правил, услышав подобные слова в посторонней речи, ребенок может затрудняться опознавать их. Парные звонкие согласные на конце слов (в этой позиции они оглушаются: дед звучит как дет, лоб как лоп) произносите звучно: по-ход, ко- мод. Такое произношение не будет мешать ребенку узнавать эти слова в посторонней речи.
9 Схемы для обозначения артикуляции звуков (профили) для обозначения структуры слова и предложения для обозначения предлогов Символы для обозначения звуков для обозначения характеристик фонем
10 Вывод: Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи является малоизученной и недостаточно описанной темой. Методические рекомендации по исправлению этого нарушения являются противоречивыми и неполными, несмотря на то, что данная проблема актуальна. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
11 Литература: 1. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М., Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». СПб., Репина З.А. «Уроки логопедии». Екатеринбург, Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». М., Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. 6 Журнал «Логопед» 7. Большакова С.Е. Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей (методическое пособие) 8. Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова (дидактический материал)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.