Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНаталья Казина
1 Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения Квалификационная работа студентки заочного отделения Гуляевой Натальи Михайловны Научный руководитель: д.п.н., профессор Трубайчук Л.В. Челябинск 2013
2 Согласно федеральным государственным требованиям одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность воспитательно–образовательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает ее успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.
3 Цель исследования Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого–педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста Объект исследования Объект исследования – процесс формирования коммуникативной компетентности дошкольников. Предмет исследования Предмет исследования – психолого–педагогические условия, способствующие эффективному развитию коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
4 Гипотеза исследования Гипотеза исследования – уровень коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста повыситься при следующих психолого–педагогических условиях: целенаправленно организуется общение в игровой деятельности; осуществляется просвещение педагогов по данному вопросу; создается и поддерживается предметно–развивающая среда.
5 Коммуникативная компетентность – совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. (Петровская Л.А.,1989 г.) Коммуникативная компетентность – ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения. (Емельянов Ю.Н.,1985 г.) Составляющие компетентности Коммуникативная компетентность способность умение знание Достаточные и адекватные тому что нужно сделать коммуникативная способность коммуникативные умения коммуникативное знание Адекватны коммуникативным задачами достаточные для их решения
6 Коммуникативная компетентность ребенка дошкольного возраста выражается как комплекс универсальных умений, связанных с инициированием, поддерживанием общения с взрослыми и сверстниками в различных социальных контекстах включающих умение: Слышать и понимать точку зрения другого Сформулировать, выразить словами, при необходимости отстоять собственное суждение, точку зрения Инициировать, включиться и поддержать диалог Объяснить свое состояние, потребности, желания Задать вопрос Выбрать стиль общения соответствующий ситуации
7 Воспитание коммуникативных качеств детей дошкольного возраста осуществляется в совместной деятельности детей и является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений. 1. Эмпатия; 2. Вежливость; 3. Тактичность; 4. Гуманность; 5. Дружелюбие; 6. Толерантность; Качества коммуникативной компетенции
8 Методика « Изучение коммуникативных умений детей» Уровни Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Высокий-15,4% Средний 61,5%53,8%70,1%55,7% Низкий 38,5%30,8%14,5%28,9%
9 Наблюдение за сюжетно - ролевой игрой Уровни Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Высокий 15,4%23%30,7%23% Средний 46,2%54%53,8%61,5% Низкий 38,4%23%15,5%
10 Методика «Уровень речевого развития» Уровни Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Высокий 16%25%23% Средний 54%70%54%56% Низкий 30%5%23%21%
11 Психолого-педагогические условия организации работы по формированию коммуникативной компетентности в дошкольном образовательном учреждении являются: 1. Организация совместной игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с окружающими людьми. Представляем некоторые материалы планирования сюжетно-ролевой игры. Семья, Детский сад, Поликлиника, Водители, Скорая помощь, Путешествие в лес, Ателье, Зоопарк, Дом мод, Театр, Библиотека, Парикмахерская. 2. Методическая работа с педагогами в дошкольном учреждении по формированию коммуникативной компетентности дошкольников был проведен ряд мероприятий; педсоветы, семинары, консультации. В помощь педагогам проводился семинар-практикум «Формирование общительности, коммуникативной активности у дошкольников».
12 Организованы групповые консультации: «игры и упражнения для формирования коммуникативных умений у дошкольников», «Деловое общение». Были составлены картотеки по темам «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста», проведены смотры-конкурсы, деловые игры, разработаны методические рекомендации. 3. Создание развивающей среды в группе. Пространство группы разделили на три зоны. Рабочая - для продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности ( объекты для экспериментирования). Спокойная– для чтения художественной литературы,игровой ( настольные игры) и познавательно-исследовательской деятельности ( книги познавательного характера, тематические словари, атласы). Активная – для сюжетной игры и продуктивной деятельности ( крупные напольные конструкторы, зоны общения. Были разработаны рекомендации по содержанию предметно-развивающей среды.
13 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.