Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГеоргий Стрекалов
1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) «Институт развития образования» Классификация речевых нарушений Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г.
2 Лекция 4. Классификация речевых нарушений Меню лекции 1.1. Общее понятие о речевых нарушениях 1.2. Клинико-педагогическая классификация 1.3. Психолого-педагогическая классификация
3 1.1. Общее понятие о речевых нарушениях
4 Структура логопедии Классификация Клиническая Клинико- педагогическая Психолого- педагогическая
5 Медицинский аспект клинической классификации речевых нарушений С.С.Ляпидевский учет того, каком из речевых анализаторов нарушен, в каком отделе и в какой степени проявляются эти нарушения
6 Клиническая классификация расстройства, обусловленные нарушениями в области речеслухового и речедвигательного анализаторов расстройства центрального или периферического характера расстройства функциональные или органические с учетом времени наступления расстройства (до начала формирования речи; в процессе формирования; после того, как речь уже сформирована)
7 Формы речевых нарушений фонетические дефекты, которые диагностируются как дислалия, дизартрия, ринолалия; недоразвитие или утрата речи – алалия, афазия;
8 Формы речевых нарушений расстройства темпа, ритма и плавности речи несудоржного характера – тахилалия, брадилалия; нарушения плавности речи, сопровождающиеся судорожными спазмами мышц, в клинической классификации, как отмечает автор, определяются как логоневроз
9 Формы речевых нарушений речевая патология при дефектах слуха, умственной отсталости и при некоторых нервно- психических заболеваниях, таких как шизофрения и эпилепсия.
10 В настоящее время в логопедии для описания и характеристики речевых нарушений используются две классификации нарушений речи клинико- педагогическая психолого- педагогическая
11 1.2. Клинико-педагогическая классификация Ориентирована в основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходе от общего к частному. В ней учитываются межсистемные взаимодействия речевых нарушений с обусловливающим их материальным субстратом. Она основывается не на одном каком-то критерии, а на совокупности психолого- лингвистических и клинических (в сочетании с этиопатогенетическими) критериев.
12 Критерии отграничения нарушений речи в клинико-педагогической классификации Учитывается: нарушения формы речи (устной или письменной); нарушенный вид речевой деятельности применительно к каждой из форм: для устной – нарушение говорения или слушания, для письменной – письма или чтения; нарушенный этап (звено) порождения или восприятия речи: применительно к продуктивным видам речевой деятельности (говорению и письму).
13 Клинико-педагогическая классификация показывает какими факторами обусловлено нарушение; на каком фоне оно развивается (органическом или функциональном) в каком звене речевой функциональной системы локализуется (центральном или периферическом) какова глубина (степень) нарушения центральных или периферических аппаратов речи время его наступления.
14 Клинико-педагогическая классификация Нарушения устной речи Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.
15 Брадилалия патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.
16 Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия
17 Заикание – нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.
18 Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.
19 Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо- физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия.
20 Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервация речевого аппарата.
21 Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головно го мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития,
22 Афазия – полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.
23 Нарушения письменной речи 1. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного. 2. Дисграфия частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звуко слогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.
24 Психолого-педагогическая классификация Построена на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).
25 Психолого-педагогическая классификация Нарушение средств общения
26 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем
27 Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР) При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.
28 Общее недоразвитие речи различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне
29 Нарушения в применении средств общения Заикание - нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения в связи с судорогами мышц артикуляционного аппарата
30 Критерии оценки тяжести как фонологических, так и лексико- грамматических нарушений I степень, легкие нарушения – отставание в развитии по основным речевым показателям у детей 1,5-3 лет на 0,5 года у детей дошкольного возраста – на 1 год;
31 Критерии оценки тяжести как фонологических, так и лексико- грамматических нарушений II степень, нарушения средней тяжести – соответственно отставание на 1 год в раннем и на 2 года в дошкольном возрасте.
32 Критерии оценки тяжести как фонологических, так и лексико- грамматических нарушений III степень, тяжелые нарушения – отставание на 2 года в раннем и на 3 года в дошкольном возрасте.
33 Критерии оценки тяжести как фонологических, так и лексико- грамматических нарушений Для детей школьного возраста необходимо сделать следующую поправку: к критериям дошкольного возраста добавить число лет, на которое возраст ребенка превышает 6 лет.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.