Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЮлия Корсак
1 Основы ЛОГОПЕДИИ Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г.
2 Меню лекции 1.1. Предмет, цели, задачи логопедии 1.2. Связь логопедии с другими науками 1.3. Принципы, методы логопедии
3 Логопедия как наука, предмет, методы и задачи логопедии, ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами. Структура логопедии: дошкольная, школьная, логопедия подростков и взрослых. Понятия коррекция, компенсация, реабилитация, ререабилитация. Взаимосвязь логопедии с другими научными дисциплинами: внутрисистемные связи (специальная педагогика, общая, педагогическая, дошкольная и т.д.), межсистемные связи (с науками медицинского, психологического и лингвистического циклов).
4 Заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Академии гуманитарных наук, профессор Российского (Санкт-Петербургского) государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, доктор педагогических наук, декан дефектологического факультета ( ), заведующая кафедрой логопедии ( ). Стаж работы в вузе 45 лет. Отв. редактор и соавтор: Логопедия с историей логопедии / Программа пединститутов. М. 1989; Логопедия / Учебник для пединститутов. М., 1989, Имеет свыше 90 печатных работ, среди них научные статьи, научные сборники, пособия по логопедии и по подготовке кадров-логопедов. Занимается проблемой сложной структуры речевых нарушений, в том числе у детей с депривацией зрения.
5 1.1. Предмет, цели, задачи логопедии Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Термин происходит от греческих корней: «Логос»- слово «пайдео» - воспитываю, обучаю «воспитание правильной речи».
6 Объект - человек (индивидуум), страдающий нарушением речи; Предмет - нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности
7 логопедия Дошкольная логопедия Школьная логопедия Логопедия подростков и взрослых
8 - разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, предупреждения речевых расстройств
9 Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений. Онтогене́з (Онтогене́з (от греч. существо + происхождение, рождение) индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения до конца жизни.греч.организма оплодотворения Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
10 Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности. Изучение характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, поведения. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).
11 Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений. ЭТИОЛО́ГИЯЭТИОЛО́ГИЯ, этиологии, мн. нет, жен. (от греч. aitia - причина и logos - Учение) (мед.). - учение о причинах болезни; причины того или иного заболевания.жен.греч. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств. Систематизация речевых расстройств.
12 Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
13 Аспекты логопедии Теоретический Практический
14 Изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления.
15 профилактика выявление устранение речевых нарушений.
16 использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству разных специалистов, (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.); обеспечение взаимосвязи теории и практики; осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений.
17 Сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.
18 - исправление или ослабление симптоматики нарушений речи. КОРРЕКЦИЯКОРРЕКЦИЯ коррекции, ж. (латин. correctio) (книжн.). 1. исправление (спец.).исправление Используемые термины: устранение речевых нарушений преодоление речевых нарушений
19 - процесс коррекционного обучения правильной речи (с использованием специальных приемов, надстройки недостающих или перестройки имеющихся неправильных навыков речи) и воспитания личности человека с нарушенной речью (с использованием специальных приемов перестройки его личностных качеств и социального поведения).
20 Виды коррекции частичная полная
21 Определяется: механизмом и тяжестью речевого нарушения сроками возникновения возрастом, в котором начата коррекционная работа адекватностью коррекционно-педагогического воздействия.
22 Полная коррекция Речевое нарушение преодолевается полностью, речь нормализуется в соответствии с возрастной нормой
23 Частичная коррекция Снижение тяжести речевого нарушения
24 - сложный процесс перестройки нарушенных функций организма путем использования сохранных или перестройка частично нарушенных функций. Компенсаторная перестройка включает восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних. В результате развития процессов компенсации функциональный дефект, вызванный повреждением, в той или иной мере возмещается. Компенсация Компенсация (от греч. cоmрensare - возмещать)греч.
25 реабилитация реабилитация система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах. ререабилитация система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности ререабилитация
26 Внутрисистемные связи логопедии Межсистемные связи логопедии
27 с педагогикой с сурдопедагогикой с тифлопедагогикой с олигофренопедагогикой с общей и специальной психологией, психодиагностикой
28 отграничивать речевые нарушения от нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом установить контакт с детьми разного возраста выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, проводить более эффективную логопедическую работу.
29 С медико-биологическими науками: анатомией стоматологией физиологией педиатрией нейрофизиологией психопатологией оториноларингологией невропатологией
30 определить этиологию нарушений правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием разграничить первичные, связанные с поражением центральной нервной системы, и вторичные нарушения психической деятельности в связи с речевым дефектом определить индивидуальный образовательный маршрут выбрать методы коррекции, обучения и воспитания ребенка провести профилактику нарушений письменной речи
31 определить этиологию нарушений правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием разграничить первичные, связанные с поражением центральной нервной системы, и вторичные нарушения психической деятельности в связи с речевым дефектом выбрать профиль специального учреждения выбрать наиболее оптимальные методы коррекции, обучения и воспитания ребенка и предупредить аномальное развитие его личности
32 С лингвистическими науками современный русский язык психолингвистика
33 знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка, способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.
34 учение о закономерностях формирования условно- рефлекторных связей, учение о функциональных системах (П.К.Анохин) учение о динамической локализации психических функций (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.Р.Лурия) современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Н.И.Жинкин)
35 системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетнческий принцип), учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип «обходного пути» и другие принципы
36 парадигма научная (от греч. paradeigma пример, образец)совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной научная пример период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований; Подход Подход комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, поли тике или в организации жизни и деятельности людей. Принцип Принцип Основное, исходное положение какой- нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы Основное,положение какой- нибудь
37 Общедидактические закономерности, отражающие развивающий и воспитывающий характер коррекционного (речевого) обучения детей-логопатов о закономерностях естественного развития детской речи; о сохранных сторонах правильной речи у ребенка- логопата; об актуальном уровне и зоне ближайшего развития его речи, мышления и моторики; о последовательном наращивании навыков правильной речи; о формировании личностных качеств в процессе коррекционно-речевого обучения.
38 Основные положения, в которых находят свое конкретное выражение дидактические закономерности обучения научности принцип индивидуального подхода обходном коррекционно-педагогического пути (по Л.С.Выготскому) принцип сознательности и активности
39 Принцип наглядности в обучении Принцип научности Принцип доступности Принцип прочности результатов обучения
40 Научный метод совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Источник: s/savrush2/16.php
41 Организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный. Эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические, анализа деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).праксиметрические
42 Количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением компьютера. Интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).
43 Логопедия. /Под ред. Л.С.Волковой. – М.: ВЛАДОС, – Раздел I. Понятийно-терминологический словарь логопеда. /Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Академический Проект, Селиверстов В.И. История логопедии. – М.: Академический Проект, 2003.
44 1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /Под ред. Т.В.Волосовец.– М.:ACADEMA, Дефектологический словарь. /Под ред. А.И.Дьячкова. – М.: Педагогика, Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. – М.: Просвещение, Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Р.Е.Левиной. – М.: Просвещение, Хватцев М.Е. Логопедия. – М., Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – СПб., Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., Просвещение, Презентация. Основы логопедии. Л.В.Ковригина, кан. пед. наук, доцент, зав. кафедрой коррекционной педагогики Новосибирского государственного педагогического университета
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.