Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАртём Палибин
1 Шахматные уроки
2 Данное пособие создано для учителей, преподающих курс «Введение в шахматы». Материалы презентации помогут Вам и Вашим ученикам в стихотворной и игровой форме быстрее освоить все основные шахматные понятия и правила. Порядок страниц презентации соответствует поурочным разработкам для учителя И. Г. Сухина «Шахматы, первый год, или учусь и учу». И. Г. Сухина «Шахматы, первый год, или учусь и учу». Использованы материалы из учебников и пособий И. Г. Сухина и дополнительных источников: И. Весела, И. Веселы «Шахматный букварь», В. В. Князева «Азбука шахматиста», сказка и стихотворение моего собственного сочинения. Пусть это пособие будет Вам в помощь! Елена Юрьевна Лобачева МОУ «Кисловская СОШ»
3 Скучно было детворе Ранним утром во дворе. - Знаю я одну игру, - Сказал ребятам Петя. – Где бы ни был я, везде в неё играют дети. везде в неё играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король – А возглавляет всех король – Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать!
4 Слово по-персидски взял, К нему другое приписал Да прибавил букву «Ы». Как название игры?
5 ШАХМАТЫ
6 Шахматная доска Если три предлога взять И союз к ним приписать, Без обмана получают, В шахматы на чём играют.
7 Шахматная доска
8 64 близнеца На два лица: Половина белых, Половина чёрных. Что это?
9 Вся в квадратах – белых, чёрных – деревянная доска, А ряды фигур точёных – деревянные войска. Люди их передвигают, коротая вечера, Люди в шахматы играют – интересная игра! Ты, дружок мой, без опаски, без смущения вступай, Словно в мир чудесной сказки, в чёрно- белый этот край. Что? Трёхглавые драконы нас не ждут здесь? Не беда! Тут, зато лихие кони и пехота хоть куда! Тут ферзи, слоны отважны, мчатся поперёк и вдоль, И, совсем как в сказке, важный возвышается король. Тут герои в каждом войске, и выходит рать на рать Хитроумно и геройски воевать и побеждать!
11 Работай с соседом по парте. Пусть он тебе сначала покажет горизонтали, а ты ему покажи вертикали, а потом поменяйтесь!
12 Шахматная доска
13 Шахматные фигуры
14 Начальное положение Что за позиция? Войско большое из двух рядов В атаку готово идти на врагов.
15 Начальное положение Проговаривай! Расставляй! Запоминай! Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят. Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей. Меж коней заключены Наши славные слоны. И ещё два поля есть, А на них король и ферзь. А теперь без спешки Идут на место пешки.
16 Начальное положение Белый отряд, чёрный отряд – Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же – в отряде другом. В каждом отряде – ты сам погляди – оба угла занимают ладьи. Рядом с ладьями кони видны, Рядом с конями встали слоны. Кто ж посредине? Ферзь с королём – самые главные в войске своём. Чтобы не путать, какие поля тут для ферзя и для короля, Нужно запомнить одну из примет: ФЕРЗЬ ВЫБИРАЕТ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТ – Белый на белом квадрате стоит, Чёрному чёрный удачу сулит. Есть свой квадрат у любого ферзя, Путать ферзей с королями нельзя! А перед всеми – ладьёй и конём, Перед слоном, королём и ферзём – Пешки-малышки встали стеной, Им начинать этот сказочный бой.
17 Ладья Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она. Это башня боевая неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди!
18 Ладья Какая фигура в отличницах ходит?
19 Ладья В начале игры углы сторожат. От мощи тяжёлой их в войске дрожат.
20 Слон Если слон на белом поле встал в начале (не забудь), он другой не хочет доли – знает только белый путь. А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой, ходит, правилам покорный, чёрной тропкой слон такой. До конца игры слоны цвету одному верны.
21 Слон Сами одного цвета, а дороги их – разного. Что это?
22 Слон Диагональю друг наш ходит. По силе равный лишь коню, Он связки любит. В поле бродит И хвастает: «Я всех вяжу».
23 Ферзь Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у ферзя широк. Ферзь может ходить как ладья и как слон – и прямо и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. И кажется, будто ферзю тесноват доски чёрно-белой простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали – ты больше вниманья ферзю удели.
24 Ферзь Фигура эта так сильна, Что потерять её - беда. Скорей всего потеря эта – Конец игре, тут песня спета.
25 Ферзь Эта особа особой породы. Гуляет, где хочет, поклонница моды. Она дирижёр, она командир, С достоинством носит придворный мундир.
26 Конь Не мила коню неволя, перед ним простор широк, очень ловко на два поля совершает конь прыжок, замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок! Ну, а если угрожает окружения заслон, через тех, кто окружает, перепрыгивает он, совершает конь прыжок: поле – прямо, поле – вбок. Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок!
27 Конь Вот так фигура: любые преграды ей нипочём. Что такое: хитраста, глазаста, гриваста, копыта ста?
28 Конь Три шага ступает, преград не знает.
29 Пешка Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, пешка держит путь, ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой, первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом - вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же пешка бьёт? Бьёт наискосок. Всю доску пройти должна пешка до конца – превратится там она в грозного бойца. Кем ей стать – ферзём, ладьёй? Может быть, конём? Как решать вопрос такой, мы потом поймём.
30 Пешка Дважды шагает однажды и то вначале. Самая слабая, а всем фигурам – мерило. Силу если их сложить, Можно восемь получить. Что за птица в ферзи стремиться? Кто никогда назад не ходит?
31 Пешка Вот пешек шахматный отряд Стоит на клетках чинно в ряд. У пешки сила – единица. Но коль прилежна ученица, То может, одолев преграды, Стать ферзем – это ль не награда!
32 Король Король любит гладкий, расчищенный путь: в любую он сторону может шагнуть, однако легко ты заметишь, дружок, что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле – вот шага длина, не очень проворен король– старина. не очень проворен король– старина. Зато начеку королевская рать – должна короля она оберегать. Ведь если б король беззащитный погиб, фигуры войну продолжать не смогли б. Запомни: король всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей!
33 Король Король бесценен – Так и знай. Погиб король – Игру ты сдай!
34 Король Без кого королевства не бывает? Кто самый большой, а маленького боится? В какую фигуру пешка не может превратиться? В какую фигуру пешка не может превратиться?
35 Шах Шах королю – удар, угроза. Знай: в каждом деле нужна доза. За шахом шах, удар к удару – Ведём мы бой как по радару.
36 Шах На тебя решил нагнать твой противник страх: королю сейчас опять объявил он шах. Ты пугаться не спеши вражеских атак, поразмысли-ка в тиши: может, шах – пустяк? Короля-владыки честь войску дорога – посмотри, нельзя ли съесть дерзкого врага? А ещё я путь другой подсказать могу: ты дорогу перекрой этому врагу. ты дорогу перекрой этому врагу. Стань фигурою своей на его пути – короля всего верней сможешь так спасти. Подскажу тебе, позволь, я и третий путь: не сумеет ли король в сторону шагнуть? не сумеет ли король в сторону шагнуть?
37 Мат В названии игры есть, а в самой игре, случается, и не встретишь. Что за конечная цель: обе стороны о ней мечтают, а достигает лишь одна и то не всегда?
38 Мат В бой ты ведёшь деревянную рать, ну, а умеешь ли мат объявлять? Мат – это шах, при котором, учти ты, у короля никакой нет защиты. Шах, от которого не отступить, шах, от которого нечем закрыться, нечем фигуру грозящую сбить, и с поражением нужно смириться. Мат – торжество атакующих сил, мат – цель игры, мат – сраженья конец. ЕСЛИ ДАЛ МАТ, ЗНАЧИТ, ТЫ ПОБЕДИЛ, ЗНАЧИТ, ТЫ МОЛОДЕЦ!
39 Ничья. Пат. Есть 4 вида ничьей: 1. Ничья при обоюдном согласии партнёров. 2. Ничья из-за невозможности объявить мат. 3. Ничья вследствие вечного шаха. 4. Ничья из-за пата.
40 Рокировка Раз в игре король неловкий прибегает к рокировке – длинный делает прыжок в безопасный уголок. Вот ладье он дал приказ: «Подойди ко мне сейчас!», совершил прыжок лихой и укрылся за ладьёй.
41 Рокировка Рокировать можно: 1. Король и ладья в этой партии ещё не сделали ни одного хода. 2. Между королём и ладёй нет других фигур. 3. Король не стоит под шахом. 4. Поле, через которое собирается прыгнуть король, не находится под ударом фигур противника. 5. После рокировки король не окажется под шахом.
42 Шахматная партия Партия – запомнить ты готов? – из отдельных состоит ходов. Что такое ход? Сейчас узнаем. Вот фигурку мы передвигаем с одного квадрата на другой – делаем свой ход очередной. А порой противника фигура высится на поле, как скульптура, не даёт твоей фигуре встать. Как тут быть? С доски фигуру снять! На освободившийся квадратик встанет твоей армии солдатик. Не стесняйся делать ход такой, ведь игра напоминает бой. Тот, кто белым войском управляет, первым ходом битву начинает. А подряд два хода можно? Нет! Нужно ждать противника ответ. Так, за ходом ход, идёт сраженье, наступленье или отступленье. Игроки же видят цель одну: шахматную выиграть войну. И дают приказ своим солдатам – постараться кончить дело матом.
43 Шахматная партия Правила поведения при игре в шахматы. Играть надо молча, не спеша. Если дотронешься до фигуры противника, её придётся побить (если это возможно). Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать нельзя. Нельзя мешать партнёру думать. Нельзя подсказывать игрокам. Не следует произносить вслух «шах» и «мат». Если какая-нибудь своя фигура или фигура противника расположена не в середине клетки, то при своём ходе можно сказать: «Поправляю» - и поставить её поаккуратнее. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнёром и зазнаваться. Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку – это дань уважения партнёру. Перед партией тоже принято рукопожатие (последние два правила относятся к серьёзным турнирным партиям). Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывая варианты.
44 ЭТО ИНТЕРЕСНО! Шахматная физминутка: Раз и два, и три, четыре – Ставим ноги мы пошире. Руки врозь, наклон вперёд, Вправо, влево. Вот народ! Засиделся, застоялся – В шахматы так заигрался. - Пешка здесь и пешка там? Ни за что их не отдам! За коня слона, ладью? Хорошо, подумаю! Отдохнем сейчас немного И по шахматным дорогам. И по шахматным дорогам. Раз – присели, встали – два: Отдохнула голова.
45 ЭТО ИНТЕРЕСНО! Шахматная физминутка: Пешки раз, и раз, и раз – Конь получится как раз. Пешка раз, и два, и три – На слона теперь смотри. Восемь пешек смелых ряд – Боевой у нас отряд! Раз присели, два присели – Восемь пешек одолели. Шаг вперёд шагнули вместе, Шаг назад – и мы на месте.
46 Цена фигуры Какие фигуры ценятся в такую цифру, сколько букв в слове «пат»?
47 Цена фигуры Какая фигура в отличницах ходит?
48 Цена фигуры Пешка раз и раз, и раз… Конь получится как раз! А вот пешки раз, два, три! Получился слон! Смотри! Если силу их сложить, Можно восемь получить.
49 Цена фигуры Давным-давно в Шахматном королевстве задумали фигуры помериться мощью своей и решить: «Кто же самый могучий?» Договорились, что самая маленькая и бесстрашная Пешка будет всех взвешивать, чтобы ей не так обидно было! Сел Слон, и чтобы его уравновесить пришлось на другую чашу шахматных весов усадить ТРИ Пешки! Подошла очередь Коня. И опять ТРЁХ Пешек хватило! Уселась Ладья. Пришлось звать на помощь ПЯТЬ Пешек! Наконец и Ферзь до весов добрался. ДЕВЯТЬ Пешек потребовалось! Вот с тех пор и называют СЛОНА и КОНЯ лёгкими фигурами, а ЛАДЬЮ и ФЕРЗЯ – тяжёлыми.
50 Цена фигуры У каждой фигуры своя есть цена. Вот посмотри на Коня и Слона. Запомни! У каждого стоимость ТРИ! В игре их смелее, смелее бери! Не бойся же и на Ладью наступать, Добудешь, и сразу получится ПЯТЬ! А у Ферзя большая цена: ДЕВЯТЬ он стоит во все времена! ДЕВЯТЬ он стоит во все времена! Пешка-малышка стоит ОДИН, Пешка-малышка стоит ОДИН, А поле пройдёт, и она – господин!
51 Больше, меньше или равно?
52 Реши задачи на силу фигур
53 Реши!
54 Реши!
55 Реши!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.