Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЯна Кашкарова
1 Средства художественной выразительности эпитет повтор сравнение аллегория антитеза метафора синекдоха гипербола Порядок слов инверсия Риторический вопрос Помогают ярко нарисовать картину, выразить мысль и чувство.
2 Сравнение-изображение одного предмета путём сопоставления его с другим. Способы выражения сравнения: 1 ) с помощью сравнительного оборота с союзами как, будто, словно, точно, как будто. А она за мною мчится и кусает, как волчица. 2)с помощью существительного в творительном падеже: Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом.(завертелось как колесо). Вывод: в художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его по-новому и передать чувство и мысль. по-новому и передать чувство и мысль.
3 Аллегория- иносказательное изображение явления Например: Ложка дёгтя испортит бочку мёда. Мысль этой пословицы: плохое, даже если оно кажется маленьким и незначительным, может испортить большое хорошее дело. Например: Ложка дёгтя испортит бочку мёда. Мысль этой пословицы: плохое, даже если оно кажется маленьким и незначительным, может испортить большое хорошее дело. Прочитайте пословицы и докажите, что это аллегория, раскройте смысл: Близок локоть, да не укусишь. Близок локоть, да не укусишь. Волков бояться –в лес не ходить. Волков бояться –в лес не ходить. Под лежачий камень вода не течёт. Под лежачий камень вода не течёт. Соловья баснями не кормят. Соловья баснями не кормят. Вывод: аллегория в произведении словесности помогает ярко, выразительно показать в явлении главное.
4 Эпитет- художественное определение предмета или явления Седые волосы- определение Серебряные седины –эпитет Добрый молодец, красна девица, чисто поле, верный конь Берёза- белоствольная, ветвистая, густая, нарядная, плакучая, стройная, весёлая. Задумчивая, милая, печальная, сияющая. Вывод: эпитеты в худ. произведении помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.
5 Метафора-употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями И стоит он, околдован Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован, Весь опутан. Весь окован Лёгкой цепью пуховой. Сон употреблено в переносном значении: речь идёт о зимнем состоянии леса, похожем на сон. Цепь-это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но она лёгкая. Вывод: в произведениях метафоры помогают ярко изобразить картину, выяснить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоцию.
6 Олицетворение-это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. 1)Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет 2)Солнце село, день прошёл, скрипка поёт… 3) Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул, Изумлён, что день не минул, Но широко в область ночи Но широко в область ночи День объятия раскинул. День объятия раскинул. Вывод: олицетворения помогают ярко изобразить явление, придать изображаемому определенную эмоциональную окраску, выразить мысль и единстве мира и человека.
7 Метонимия- употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями. 1)Съел целую тарелку супа- съел налитый в тарелку суп. 2)Читал Пушкина-произведение, написанное писателем. 3)Недаром помнит вся Россия (люди, которые живут ) Про день Бородина! (великая битва 1812 года) Про день Бородина! (великая битва 1812 года) 4)Волка ноги кормят(часть тела человека или животного, которой производится действие вместо самого действия) Вывод: благодаря метонимии писатель может представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определённую стилистическую и эмоциональную окраску. Вывод: благодаря метонимии писатель может представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определённую стилистическую и эмоциональную окраску.
8 Антитеза-противопоставление слов, предложений героев, картин, эпизодов. 1) Что ищет он к стране далёкой Что кинул он в краю родном. Что кинул он в краю родном. 2)Рассказ Чехова «Толстый и тонкий». 3)Где стол был яств, там гроб стоит. Вывод: антитеза является средством изображения контрастов, противоречий жизни. Помогает выразить мысль и создать эмоциональную окраску текста.
9 Синекдоха- употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями(множественное единственное, часть- целое, определённое-неопределённое количество.) 1)Рука бойцов колоть устала- ед.ч. вместо мн.ч. армия 2)Одну минуточку- 60 сек.- немного времени, вместо неопределённого называется точное. 3)Москва подписала договор с Парижем –вместо договора между государствами называем столицы 4)Сколько лет, сколько зим -называется неопределённое количество вместо определённого Вывод: синекдоха в произведениях помогает нарисовать картину и с большой точностью выразить мысль и чувство автора.
10 Гипербола- художественное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал Вывод: гипербола в произведениях употребляется для изображения явлений и выражения авторского отношения к изображаемому.
11 Порядок слов в предложении Три правила построения предложений в тексе 1)не повторять одни и те же слова 2) использовать синтаксис в соответствии с требованиями стиля 3) использовать порядок слов для передачи смысла высказывания: Человек идёт по дороге -нейтральное выражение Идёт человек по дороге -разговорный характер. Надо мною синее небо -нейтральная окраска. Надо мною небо синее -эмоциональное высказывание. Вывод: порядок слов в предложении может иметь стилистическую и эмоциональную окраску.
12 Инверсия- необычный порядок слов в предложении, помогает выделить самое важное слово. 1) Тамара пошла в театр - обычный порядок слов Тамара в театр пошла - инверсия Тамара в театр пошла - инверсия 2)Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их весёлый раскинулся стан… В тени их весёлый раскинулся стан… 3)Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной… Журча, пробивался волною холодной… Вывод: инверсия в худ. произведениях помогает выделить наиболее значимое слово и таким образом передать мысль, а также создать стилистическую и эмоциональную окраску текста.
13 Повтор- повторение слова и одинаковое построение предложений Клянусь я первым днём творенья Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. лексический повтор: клянусь, днём синтаксический повтор: Вывод: повторы в худ. произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску. Вывод: повторы в худ. произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску.
14 Риторический вопрос и риторическое восклицание -изобразительные средства языка, которые служат для выражения сильного чувства. 1)Из повести Гоголя «Майская ночь»: «Знаете ли вы украинскую ночь? «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» О, вы не знаете украинской ночи!» 2) Цветы, любовь, деревья, праздность, 2) Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля! Я предан вам душой. Поля! Я предан вам душой. Вывод: риторические вопросы и восклицания помогают создать эмоциональную окраску речи.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.