Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемikrm.uspu.ru
1 Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов и способах организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе (философск. энциклопед словарь). Методология – система принципов и способах организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе (философск. энциклопед словарь).
2 Методология - особая форма рефлексии, самосознания науки (особый вид знания о научном знании), включающую в себя анализ предпосылок и оснований научного познания (прежде всего философско-мировоззренческих), методов, способов организации познавательной деятельности; выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры; критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации (Юдин Э.Г.). особая форма рефлексии, самосознания науки (особый вид знания о научном знании), включающую в себя анализ предпосылок и оснований научного познания (прежде всего философско-мировоззренческих), методов, способов организации познавательной деятельности; выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры; критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации (Юдин Э.Г.).
3 Функции методологии: - катализации, стимулирования процесса познания; - катализации, стимулирования процесса познания; - проблематизации и критического осмысления функционирующих в обществе идей; - проблематизации и критического осмысления функционирующих в обществе идей; - формирование творческой личности ученого; - формирование творческой личности ученого; - интеграция и синтез научного знания, разработка общенаучных средств и форм познания; - интеграция и синтез научного знания, разработка общенаучных средств и форм познания; - выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления; - выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления; - мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зрения той или иной картины мира.определенный подход к явлениям действительности; - мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зрения той или иной картины мира.определенный подход к явлениям действительности; учение о принципах применения мировоззрения к процессу по знания и преобразования окружающей действительности. учение о принципах применения мировоззрения к процессу по знания и преобразования окружающей действительности.
4 Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Выделяют три основных аспекта науки: Выделяют три основных аспекта науки: - наука как социальный институт (общество ученых. Совокупность научно-исследовательских институтов); - наука как социальный институт (общество ученых. Совокупность научно-исследовательских институтов); - наука как результат (научные знания); - наука как результат (научные знания); - наука как процесс (научная деятельность). - наука как процесс (научная деятельность).
5 Общие закономерности науки: Обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики. Обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики. Относительная самостоятельность развития науки (познание ряда феномена возможно только когда наука сформирует методы его исследования). Относительная самостоятельность развития науки (познание ряда феномена возможно только когда наука сформирует методы его исследования). Преемственность в развитии научных теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания. Преемственность в развитии научных теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания. Чередование в развитии науки периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и бурной (революционной) ломки теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений. Чередование в развитии науки периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и бурной (революционной) ломки теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений. Взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки, в результате чего предмет одной науки может исследоваться приемами и методами другой науки. Взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки, в результате чего предмет одной науки может исследоваться приемами и методами другой науки. Свобода критики, беспрепятственное обсуждение вопросов науки, открытое и свободное выражение различных мнений. Свобода критики, беспрепятственное обсуждение вопросов науки, открытое и свободное выражение различных мнений.
6 Черты научного знания: - воспроизводимость (каждый научный результат может быть воспроизведен при определенных условиях); - воспроизводимость (каждый научный результат может быть воспроизведен при определенных условиях); - проверяемость (любое научное утверждение доступно в принципе объективной проверке); - проверяемость (любое научное утверждение доступно в принципе объективной проверке); - выводимость (в научном знании есть возможность принимать неочевидные следствия из принимаемых допущений); - выводимость (в научном знании есть возможность принимать неочевидные следствия из принимаемых допущений); - способность к предсказаниям и обобщением; - способность к предсказаниям и обобщением; - проблемность (постоянно возникают новые проблемы); - проблемность (постоянно возникают новые проблемы); - практическая полезность (актуальность); - практическая полезность (актуальность); - критичность 9научные положения периодически пересматриваются по мере накопления новых знаний; - критичность 9научные положения периодически пересматриваются по мере накопления новых знаний; - объективность. - объективность.
7 Классификация научного знания: по группам предметных областей знания (математические, естественнонаучные, гуманитарные и технические); по группам предметных областей знания (математические, естественнонаучные, гуманитарные и технические); по способу отражения сущности знания (феноменалистские (описательные) и эссенциалистские (Объяснительные); по способу отражения сущности знания (феноменалистские (описательные) и эссенциалистские (Объяснительные); по отношению к деятельности тех или иных субъектов знания (дескриптивные (описательные) и прескрептивные, нормативные. Содержащие предписания, прямые указания к деятельности); по отношению к деятельности тех или иных субъектов знания (дескриптивные (описательные) и прескрептивные, нормативные. Содержащие предписания, прямые указания к деятельности); по функциональному назначению научные знания классифицируются на фундаментальные и прикладные; по функциональному назначению научные знания классифицируются на фундаментальные и прикладные; по отнесению к формам мышления (эмпирические и теоретические). по отнесению к формам мышления (эмпирические и теоретические).
8 Формы организации научного знания ( по А.М.Новикову): факт факт положение положение понятие понятие категория категория принцип принцип закон закон теория теория метатеория метатеория идея идея доктрина доктрина парадигма парадигма проблема проблема гипотеза гипотеза
9 Уровни методологии: Философская методология Философская методология Уровень общенаучных принципов и форм исследования Уровень общенаучных принципов и форм исследования Конкретно-научная методология Конкретно-научная методология Уровень конкретных методов, методик и процедур исследования Уровень конкретных методов, методик и процедур исследования
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.