Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНикита Калечицкий
1 Актуальные вопросы преподавания русского языка в школе
2 Цели обучения: Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами. Пояснительная записка к стандарту общего образования 2004 года
3 Личностное развитие детей в процессе преподавания предмета Воспитательная направленность обучения: - формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; - воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
4 Личностное развитие детей -осознание родного языка как формы выражения национальной культуры; - понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики русского языка; - освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; - способность объяснять значения слов с национально – культурным компонентом (содержание культуроведческой компетенции).
5 Личностное развитие детей: -осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально – этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; - развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
6 Личностное развитие детей - подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.
7 Цели обучения: 1. Стандарт ориентирован не только на знаньевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Пояснительная записка к стандарту основного общего образования 2004 года
8 Коммуникативно – деятельностный подход в обучении: В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса Пояснительная записка к стандарту общего образования 2004
9 Деятельностный подход: Каждый раздел курса представлен в программах не только в ананьевой, но и в деятельностной форме. Представлено 2 блока: первый-перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования; второй – перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе уточнения данных понятий.
10 Вводные конструкции Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Понимать функции вводных конструкций в речи. Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями; знать группы вводных слов и предложений по значению. Группировать вводные констр. по заданным признакам. Сопоставлять… Моделировать и использовать в речи (синонимы) в соотв. С ком. задачей
11 Деятельностное содержание образования – компетентностный подход Подход Основной результат обучения Примеры типичных форм контроля Пример контролирующего задания Знаниевый Владение знаниями Экзамены по билетам, тест Дать развёрнутый ответ на вопрос Зуновский Владение умениями Изложение Сочинение Продемонстриро вать владение видами речевой деятельности Компетентнос тный Готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации Ранее не встречавшееся задание, защита проекта, презентация достижений Продемонстриро вать результаты самостоятельной работы исследовательского характера
12 Компетентностный подход в преподавании русского языка 1. Коммуникативная компетенция 2. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции. 3. Культуроведческая компетенция.
13 Содержание коммуникативной компетенции *овладение видами речевой деятельности и основам культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения *определение цели коммуникации, оценивание речевой ситуации, учёт намерения и способов коммуникации партнёра; *выбор адекватной стратегии коммуникации, готовность к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
14 Методы, ориентированные на устную коммуникацию: - все формы учебного диалога; -доклады и сообщения; - ролевые и деловые игры, предполагающие роли говорящего и слушающего, задающего вопросы и отвечающего, пишущего и читающего; -учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей, письменного анкетирования; - подготовка заметок и статей в СМИ с учётом целевой аудитории; - рецензирование работ; -обсуждения, дискуссии, диспуты; -вовлечение учащихся в работу театральных студий и т.д.
15 Метапредметные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия
16 Коммуникативные универсальные учебные действия: - владеть всеми видами речевой деятельности; -строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; -адекватно воспринимать устную и письменную речь; -точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; - соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.
17 Познавательные универсальные учебные действия: -формулировать проблему; -выдвигать аргументы; - строить логическую цепь рассуждения; -находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; -осуществлять библиографический поиск; -извлекать необходимую информацию из различных источников; -определять основную и второстепенную информацию и т.д.
18 Регулятивные универсальные учебные действия: - ставить и адекватно формулировать цель деятельности; - планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; - осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
19 Методы формирования информационной компетенции: Поиск и сбор информации: - задания на поиск информации в справочниках, сети Интернет, путём опросов, интервьюирования, работы с первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д. -задачи с избытком информации ( требуется отделить значимую информацию от «шума»); - задачи с недостатком информации ( требуется определить, каких именно данных недостаёт и откуда их можно получить).
20 Обработка информации: - задания на упорядочение информации( выстраивание логических, причинно – следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование); - составление планов к тексту; - подготовка вопросов к тексту; - составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту; - задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов.
21 Передача информации: - подготовка докладов, сообщений по теме; - подготовка плакатов, презентаций к учебному материалу; - подготовка учебных пособий по теме; -подготовка стендов, стенгазет, объявлений; пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.
22 Комлексные методы: - составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии; - информационные учебные проекты с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов; - выпуск ученических СМИ – печатных, электронных.
23 Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку: 1) представление об основных функциях языка; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, стили речи, язык художественной литературы, жанры речи, типы речи; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
24 Продолжение 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка(орфоэпическим, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
25 Продолжение 7)проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетических функций родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.