Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНина Белелюбская
1 Система субъектов административного права Лекция 5
2 План 1. Понятие субъекта административного права 2. Система субъектов административного права: понятие и структура 3. Индивидуальные субъекты административного права 4. Коллективные субъекты административного права 5. Публично-правовые образования 6. Дискуссии о субъектах административного права
3 Литература Бахрах Д.Н. Субъекты административного права // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы /отв. ред. Л.Л. Попов и М.С. Студенинкина. М.: Юрист, С Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., Елистратов А.И. Понятие о субъективном публичном праве. М., Петров Г.И. Советские административно- правовые отношения. Л., 1972.
4 1. Понятие субъекта административного права
5 Субъекты административного права - это субъекты, обладающие административно-правовым статусом и вступившие или способные вступить в административные правоотношения.
6 Административно-правовой статус определяет правовое положение субъекта права в сфере исполнительной власти и государственного управления; представляет собой совокупность правосубъектности и реальных прав и обязанностей лица, закрепленных нормами административного права (одна из точек зрения).
7 Административная правосубъектность включает: Административную правоспособность – способность субъекта обладать правами и нести обязанности административно- правового характера.
8 Административная правосубъектность включает: Административную дееспособность – способность своими действиями приобретать и осуществлять права, нести обязанности административно-правового характера, а при их неисполнении – административную ответственность (административная деликтоспособность).
9 2. Система субъектов административного права: понятие и структура
10 Система субъектов административного права это совокупность всех субъектов административного права, разделенных на группы в зависимости от их количественного состава, внутренней организации и административно- правового статуса.
11 Структура системы субъектов административного права Субъекты административного права Индивидуальные субъекты Коллективные субъекты (организованные коллективы) Публично- правовые образования
12 Система субъектов административного права: Классическая система; введена в 1958 г. профессором Кечекьяном С.Ф., развита в трудах Алексеева С.С, Мицкевича А.В и др.; публично-правовые образования включены в систему с 2006 г., до этого использовался термин государство.
13 3. Индивидуальные субъекты административного права
14 Индивидуальные субъекты административного права Субъекты, обладающие общим правовым статусом Субъекты, обладающие специальным правовым статусом
15 Индивидуальные субъекты административного права Субъекты, обладающие общим административно-правовым статусом: Субъекты, обладающие общим административно-правовым статусом: - граждане Российской Федерации; - иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением прав и обязанностей, связанных с гражданством Российской Федерации);
16 Индивидуальные субъекты административного права Субъекты, обладающие специальным административно-правовым статусом: Субъекты, обладающие специальным административно-правовым статусом: - Президент Российской Федерации; -Председатель Правительства Российской Федерации и т.д.; - государственные служащие; - муниципальные служащие; - должностные лица; - индивидуальные предприниматели.
17 Понятие должностного лица (Примечание 1 к статье 285 УК РФ) Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции: представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
18 Представитель власти (примечание к статье 318 УК РФ) Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
19 Понятие должностного лица (Примечание к статье 2.4 КоАП РФ) Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
20 Понятие должностного лица (Ст. 4 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
21 4. Коллективные субъекты административного права
22 Коллективные субъекты административного права Коллективные субъекты «частного права» Коллективные субъекты «публичного права»
23 Коллективные субъекты «частного права» коммерческие организации; Коллективные частные субъекты: коммерческие организации; некоммерческие организации.
24 Особо выделяются: - государственные и муниципальные предприятия и учреждения, на которые могут быть возложены некоторые функции государственного управления, например, функции оказания публичных услуг; - некоммерческие организации, на которые может быть возложено осуществление государственно-управленческих функций, например, саморегулируемые организации, профсоюзы, общественные объединения и др. В Арбитражном процессуальном кодексе: органы и организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (органы, осуществляющие публичные полномочия).
25 Коллективные субъекты «публичного права» Органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные); Государственные органы (Счетная палата, Прокуратура, избирательные комиссии, Администрация Президента, Аппарат Правительства, Аппарат Уполномоченного по правам человека; Следственный комитет РФ и др.); Органы местного самоуправления (представительные и исполнительные); Государственные корпорации (Например, ГК «Росатом», «Роснанотех», «Ростехнологии» и др.); Центральный Банк Российской Федерации.
26 5. Публично-правовые образования
27 Публично-правовые образования Термин используется в Бюджетном кодексе Российской Федерации и других ФЗ, судебной практике.
28 Публично-правовые образования Публично- правовые образования Государство Российская Федерация Субъекты Российской Федерации Муниципальные образования
29 6. Дискуссии о субъектах административного права
30 Юридическое лицо публичного права (Чиркин В.Е.) Юридическое лицо публичного права – это … материальное и публично-правовое некоммерческое образование, выступающее в правоотношениях в различных организационно-правовых формах в целях общего блага путем законного применения публичной власти, сотрудничества с ней, давления на неё, имеющее название, другие идентифицирующие признаки, обладающее имуществом, имеющее права и обязанности и несущее ответственность за свои правовые акты и действия. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: норма, С. 94.
31 Виды юридических лиц публичного права Государство, Государственные (государствоподобные) образования, Муниципальные образования, Территориальные публичные коллективы, Органы публичной власти (государственные и муниципальные), Учреждения публичной власти, Некоммерческие общественные организации (политические партии, профсоюзы и т.д.).
32 Классы коллективных субъектов административного права (Бахрах Д.Н.) Первый класс – организации: государственные (государственные органы, предприятия, учреждения); муниципальные (муниципальные органы, предприятия, учреждения); частные (коммерческие и некоммерческие организации); иностранные; международные.
33 Классы коллективных субъектов административного права (Бахрах Д.Н.) Второй класс – структурные подразделения организаций Особенно это касается структурных подразделений государственных и муниципальных органов: отделение милиции, департамент федерального министерства, отдел образования районной администрации.
34 Классы коллективных субъектов административного права (Бахрах Д.Н.) Третий класс – сложные организации – сложные административные ведомства или сложные структурные подразделения государственных органов. Особенности: могут объединять ряд юридических лиц, хотя сами юридическими лицами и не являются, управляются специальным органом, имеют собственные права и обязанности. Примеры: ГИБДД МВД РФ, ГПС МЧС РФ, военный округ, государственные корпорации.
35 Классы коллективных субъектов административного права (Бахрах Д.Н.) Четвертый класс – «простейшие» организации: комиссии на государственной службе (конкурсные, аттестационные, по приему квалификационных экзаменов и т.д.); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; административные комиссии; общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридического лица; совместные комиссии государственных органов.
36 Теперь есть время все осмыслить!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.