Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИван Болотников
1 Подготовка обучающихся к ГИА по теме «Циклы развития растений» Презентация учителя биологии МОУ «ООШ 39» Кобцовой Натальи Владимировны
2 Задания по теме«Циклы развития растений» относятся к содержанию блока «Система, многообразие и эволюция живой природы», а точнее таких разделов школьной биологии, как «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные». Процент выполнения заданий данной тематической направленности колебался в интервале от 45% до 71%. Школьники успешно узнавали предлагаемые растительные и животные объекты, называли характерные признаки и свойства тех или иных организмов разных систематических групп. Наиболее успешно были выполнены задания Части А в работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся узнавали наиболее типичных представителей животного и растительного мира, определяли их принадлежность к типу, отделу, классу. Результаты экзаменов показывают, что наиболее трудным является задание на соотнесение одного элемента с другим и на установление последовательности процессов или явлений в Части В. Более сложные задания в Части С, где требуется изложение в виде подробного аргументированного объяснения, умение находить необходимую информацию, свободно излагать свои мысли.
3 Актуализация опорных знаний. Какие способы размножения у растений вам известны? Как называют клетки, участвующие в бесполом размножении? Что называют спорофитом? Молодым спорофитом? Что такое спорангии? Какие клетки участвуют в половом размножении Что такое гаметофит? Чем отличаются гаметы от обычных клеток организма? Что такое хромосомный набор, митоз, мейоз. Вспомнить систематику растений ( водоросли, высшие споровые- мхи, плауны, хвощи, папоротники; голосеменные, покрытосеменные)
4 Рассмотрим задания Части А по теме «Циклы развития растений» Часть А А1. У мхов в отличии от папоротников: 1) оплодотворение требует присутствия воды 2) нет спорангиев со спорами 3) есть половые клетки 4) нет корней
5 A2. Что собой представляет мужской гаметофит цветкового растения? 1) эндосперм 2) тычинку 3) пестик 4) пыльцевое зерно А3. Что собой представляет женский гаметофит цветкового растения: 1) пестик 2) яйцеклетка 3) зародышевый мешок 4) эндосперм А4. Гаметофитом папоротника является: 1) спора 2) листостебельное растение 3) спорангии 4) заросток
6 А5. Из споры папоротника развивается: 1) заросток 3) стебель 2) корневище 4) первый лист А6. Споры у мхов созревают в: 1) На нижней стороне листа 3) шишках 2) Коробочках 4) спороносных колосках А7. Заросток папоротникообразных представляет собой небольшую пластинку, которая : 1) развивается из споры 3) несет мужские половые органы 2) Несет женские половые органы 4) верно все перечисленное
7 Важно отметить, что диплоидия, по сравнению с гаплоидией, позволяет накапливать больше наследственной информации и гораздо тоньше регулировать ее проявление в ходе развития организма. По-видимому, именно это обстоятельство обеспечило все большее и большее доминирование спорофита в эволюции растительного мира.диплоидиягаплоидиейспорофита Высшие растения Стадии Мхи ПапоротникиГолосеменные Цветковые Спорофит Коробочка на ножке Корневищное растение Например: сосна, ель Деревья, кустарники, травы Гаметофит Мужской Женский Зеленое растение(нить протонема с со стеблем и листьями) заросток Пыльцевое зерно Гаплоидный эндосперм с несколькими половыми органами(арх его ниями) редуцированный гаметофит Пыльцевое зерно Зародышевый мешок редуцированный гаметофит
8 Затруднения вызывают вопросы смены диплоидного и гаплоидного поколений. В процессе эволюции подвергались изменениям вегетативные и генеративные органы, размеры гаметофита и спорофита, но основной тип развития растений остался неизменным. Слияние гамет и мейоз – это вехи, разделяющие жизнь растения на две фазы. Первая фаза: характеризуется наличием диплоидных клеток, происходит развитие растений с момента слияния гамет до мейоза. Вторая фаза: характеризуется наличием гаплоидных клеток. Происходит развитие растений от мейоза до слияния клеток Цикл развития любых растений такой: [диплоидная стадия - митоз(ы)] - мейоз - [гаплоидная стадия - митоз(ы)] - гаметы - слияние - [диплоидная стадия - митоз(ы)] и далее по кругу
9 Гаметы - гаплоидные (с одинарным набором хромосом) клетки, которые служат для слияния, а споры, такие же гаплоидные клетки, но они делятся митозом и дают гаметофит - организм из гаплоидных клеток, который митозом образует подвижные клетки - гаметы. А водоросли вообще состоят из гаплоидных клеток, размножающихся митозом, при слиянии гамет (подвижных клеток) образуется диплоидная зигота, которая перезимовывает, делится мейозом и образует гаплоидную водоросль. В результате мейоза образуются гаплоидные споры
12 A6. Какой цифрой обозначена стадия развития мха, появляющаяся результате мейоза?
14 Развитие Голосеменных
18 Часть В 1) В1. Выберите признаки папоротникообразных растений: 1) спорофит представлен листостебельным растением 2) спорофит представлен коробочкой со спорами 3) гаметофит представлен заростком 4) хорошо развиты корни и корневища 5) органы прикрепления отсутствуют или представлены ризоидами 6) размножаются семенами 2)В1. Установите последовательность этапов в цикле развития папоротника, начиная с появления листостебельного растения: 1) Многолетнее листостебельное растение со спороносными листьями 2) Созревание спор 3) Появление сердцевидной пластинки с ризоидами – заростка 4) Оплодотворение с образованием зиготы 5) Молодое растение, существующее первое время за счет заростка 6) Созревание яйцеклеток и сперматозоидов
19 1) В2. Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лен и ее плоидностью. Стадия развития Плоидность А) спора Б) зеленая нить(протонема) 1) гаплоидная В) листостебельное растение мха 2) диплоидная Г) коробочка Д) гаметы Е) зигота
20 2) В2. Установите соответствие между стадией развития папоротника и ее плоидностью Стадия развития Плоидность А) спора Б) заросток 1) гаплоидная В) зрелый спорофит 2) диплоидная Г) молодой спорофит Д) гаметы Е) зигота
21 3) В2. Установите соответствие между признаками и представителем высших растений, к которому они относятся. Признак Представитель А) доминирующая стадия – спорофит Б) растет на болотах 1) мох кукушкин лен В) спорофит «паразитирует» на гаметофите 2) папоротник орляк Г) имеют придаточные корни Д) имеют ризоиды Е) имеют проводящие ткани
22 1) C2 Прочитайте текст, укажите номера предложений, в которых Допущены ошибки. Исправьте допущенные ошибки. 1. Оплодотворение у цветковых растений имеет свои особенности 2. В завязи цветка образуются гаплоидные пыльцевые зерна. 3. Гаплоидное ядро пыльцевого зерна делится на два ядра– Генеративное и вегетативное. 4. Генеративное ядро делится на два спермия. 5. Спермии направляются к пыльнику. 6. Один из них оплодотворяет находящуюся там яйцеклетку, а другой центральную клетку. 7. В результате двойного оплодотворения из зиготы развивается диплоидный зародыш семени, а из центральной клетки триплоидный эндосперм
23 2) С2
24 Ответы А1-4 А2-4 А3-3 А4-4 А5-1 А6-2 А7- 4 А8- 4 1)В ) В )В2- 1-АБВД, 2- ГЕ 2)В2- 1- АБД,2- ВГЕ 3)В2- 1- АГЕ,2- БВД
25 Ответ на часть 1) С2 Содержание верного ответа и указания к оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) Баллы Ошибки допущены в предложениях 2,5,6 1) 2 – пыльцевые зерна образуются в пыльниках тычинок. 2) 5 – спермии направляются к завязи цветка. 3) 6 – яйцеклетки находятся в завязи цветка, а не в пыльниках. Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок -3 балла Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит Биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки -2 балла Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит Биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки -1 Ответ неправильный- 0 Максимальный балл 3
26 Ответ на часть 2) С2 2 –спора 3,4,5- заросток с половыми клетками 6,7- спермий и яйцеклетка
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.