Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛев Лермонтов
1 Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для ее развития
2 Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.
3 Мотивация учебной деятельности Различают понятия «мотив» и «цель». Цель это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие.
4 Типы мотивации Знания Цель (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.) Отрицательная (неуспешная мотивация) (неудобства и неприятности – укоры со стороны родителей, учителей и т.д.) Успешная мотивация Средство достижения Мотивация, связанная с социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими) Узколичностная мотивация (одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.) Мотивация, связанная с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) Мотивация, связанная с процессом учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная актуальность, Реализация своих способностей)
5 5 уровней учебной мотивации 1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности; 2. Хорошая школьная мотивация; 3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью; 4. Низкая школьная мотивация; 5. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
6 Условия для внутреннего мотивирования процесса учения 1. - Предоставление свободы выбора 2. - Максимально возможное снятие внешнего контроля 3. - Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика 4. - Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем 5. - Важна ориентация учителя на индивидуальные стандарты достижений учеников 6. - Личность учителя и характер его отношения к ученику 7. - Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации.
7 Хайнц Хекхаузен (Heinz Heckhausen, ) Его жизнь представляет собой редкий пример верности одной и той же научной проблеме – Проблеме движущих сил поведения человека. Им в команде с другими учеными было проведено много исследований, большинство из них свидетельствует о связи между высокой или ориентированной на успех мотивацией и академической успеваемостью.
8 Причина спада школьной мотивации У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего Отношение ученика к учителю Отношение учителя к ученику У девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельность в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания Личная значимость предмета Умственное развитие ученика Продуктивность учебной деятельности Непонимание цели учения Страх перед школой
9 Развитие мотивов учения Через усвоение учащимися общественного смысла учения Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем- то заинтересовать его
10 Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности 1. Способ раскрытия учебного материала 2. Организация работы над предметом малыми группами 3. Отношение между мотивом и целью 4. Проблемность обучения 5. Содержание обучения
11 Формирование мотивов учебной деятельности Словесные Наглядные и практические методы Репродуктивные и поисковые методы Индуктивные и дедуктивные методы Методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя
12 Как изучить мотивацию учеников? Методы изучения: Наблюдение за поведением учеников ( во время урока, в различных видах деятельности) Специально подобранные ситуации (экспериментально- подобранные ситуации) (включаются в естественный ход учебного процесса в виде контрольной, Ззадания на классном часе и т.д.) Индивидуальная беседа с учеником (прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика) Анкетирование (массовый сбор материала в нескольких классах, школах об отношении школьников к учению)
13 Условия, способствующие формированию позитивных мотивов 1. Осознание ближайших и конечных целей. 2. Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний. 3. Наличие любознательности у школьников. 4. Положительный психологический климат в классе. 5. Профессиональная направленность в учебной деятельности.
14 Этапы учебной деятельности 1 этап – мотивационный 2 этап – операционно-познавательный 3 этап – рефлексивно-оценочный
15 Учитывая тип и способы восприятия каждого ученика, учитель может: 1) привлечь внимание детей; 2) замотивировать их на процесс обучения; 3) дисциплинировать весь класс; 4) подать важное и трудное содержание так, чтобы информацию восприняли все учащиеся; 5) правильно построить опрос, с учетом ведущей репрезентативной системы каждого ребенка и т.д.; 6) правильно организовать педагогический процесс во время урока.
16 Приемы, облегчающие учебную деятельность школьников: 1) не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, давать время на обдумывание; 2) желательно, чтобы ответ был в письменной форме; 3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный и сложный материал; нужно разбить его на части и давать по мере усвоения; 4) не задавать вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок; 5) формировать уверенность в своих силах путем правильной тактики опросов и поощрений; 6) осторожно оценивать неудачи школьников; 7) давать время для проверки написанного; 8) создавать спокойную обстановку, отвлекать в минимальной степени и не переключать внимание.
17 Выводы: 1. Исследования, посвященные рассматриваемому вопросу, говорят о том, что оценка, поощрение, порицание, т.е. различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность. 2. Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. 3. Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.