Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАрина Евригина
1 ЛЯЛИЧИ
2 История села Ляличи Ля́личи село в Суражском районе Брянской области, в составе Лопазненского сельского поселения. Расположено на ручье Излучье, впадающем в Ипуть, в 12 км к востоку от Суража. Население 668 человек (2012). Впервые упоминается в первой половине XVII века как владение шляхтича Абрамовича; позднее владение мглинской ратуши, затем Бороздны и других. Деревянный храм Флора и Лавра в этом селе упоминается с 1721 (разобран в конце XVIII в.). С 1775 имение фаворита Екатерины II графа П. В. Завадовского, при котором также носило название Екатеринодар. Построенные в то время каменный Екатерининский собор (1799) и графский дворец (обе постройки по проекту Джакомо Кваренги) частично сохранились до настоящего времени (требуется существенная реставрация). С 1812 владение В. В. Энгельгардта и его наследников; с 1850-х гг. владельцем усадьбы был художник-пейзажист и музыкант- любитель Атрыганьев Н.А.[1], принимавший здесь многих известных деятелей культуры. Со второй половины XVII в. по 1781 год село входило в Мглинскую сотню Стародубского полка; с 1781 по 1921 в Суражском уезде (с 1861 центр Ляличской волости); в в Клинцовском уезде (до 1924 волостной центр, позднее в Суражской волости). С 1919 по 2005 являлось центром Ляличского сельсовета
3 Достопримечательности В Ляличах сохранилась одна из немногих на Брянщине дворянских усадеб, основанная графом П. В. Завадовским. Однако после 1917 года её состояние неуклонно ухудшается.Усадебный дворец сгорел в годы гражданской войны, к настоящему времени сохранились лишь его боковые флигели. Окружавший усадьбу огромный парк в английском стиле сильно запущен. Имевшиеся в парке образцы парковой архитектуры (скульптуры, ротонда, «летний дворец») полностью утрачены. В целом сохранилась величественная Екатерининская церковь с необычайной пространственной композицией, не имеющей аналога в русской классической архитектуре: основной объем в форме куба, увенчанный пятью куполами (центральный доминирующий) и украшенный с запада восьмиугольным портиком, а с востока мощной полукруглой апсидой, соединён открытыми колоннадами- переходами с двумя симметрично расположенными колокольнями. Храм функционировал до 1937 года, после этого никак не использовался. С 1979 признан памятником архитектуры. В 2011 году началось восстановление церкви, из резервного фонда губернатора на восстановление выделено 5 млн рублей.
4 УСАДЬБА ЗАВАДОВСКОГО
5 Построена вместо прежней, деревянной в гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относится к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. В общем построении выделен большой основной квадратный в плане объем, с прямоугольным выступом алтаря, имеющим в центре полукруглую апсиду; его мощный цилиндрический барабан увенчан полусферой купола с миниатюрной главкой. Композицию обогащали сильно пониженные дьяконник и жертвенник по сторонам алтарного выступа и малые декоративные купола над углами храма (не сохр.), также завершенные главками. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами. Этот фасад подчеркнут также большим портиком тосканского ордера с восемью колоннами и пологим фронтоном. От церковной ограды сохранились только кирпичное основание со столбами с восточной и южной стороны здания и нижние части двух колонных ротонд ворот прямо против главного фасада. В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развернутые с западной стороны. Нижний ярус храма и четвериков колоколен объединен высоким двухступенчатым цоколем, горизонтальной рустовкой стен и одинаковыми прямоугольными крупными проемами или нишами с замковыми камнями. Лишь арочные ниши акцентируют низкие части алтаря и стенки по краям колоннад. Верхний ярус храма и четвериков колоколен гладкий, прорезан большими полукруглыми окнами и филенчатыми нишами над нижними проемами. Его антаблемент охватывает также портик и боковые колоннады. Крупный нерасчлененный аттик (повторен и над нижним четвериком колокольни в качестве основания звона) усиливает монументальность всего здания. Барабан храма украшен арочными (внизу) и прямоугольными (вверху) нишками в простенках между арочными окнами. Над широкими проемами звона колоколен - маленькие фронтончики.
6 Интерьер храма, несмотря на значительные искажения и утраты, производит впечатление строгой торжественности. В нем доминирует хорошо освещенное подкупольное пространство, широкими боковыми арками объединенное с рукавами креста, которые перекрыты коробовыми сводами. Мощные пилоны с приставленными к их граням трехчетвертными колоннами ионического ордера несут при помощи под-пружных арок и парусов барабан с деревянным оштукатуренным куполом необычной конструкции, начинающимся прямо от основания арочных окон барабана. Угловые квадратные в плане ячейки имели крестовые своды, за исключением юго-западной, круглой, в которой находилась лестница на хоры. Последние занимали весь поперечный западный неф, опираясь на две колонны в соответствующем рукаве креста. Алтарную часть также перекрывал коро-бовый свод с конхой над апсидой, небольшие проемы в полуциркульных арочных нишах по сторонам вели в низкие жертвенник и дьяконник с плоскими балочными перекрытиями; аналогичные перекрытия у галерей с колоннами, в которых устроены входы в нижние ярусы колоколен, где размещались лестницы наверх, к звону. Главный вход в храм был устроен через портик; дополнительные входные проемы находились в центре боковых фасадов. Строгость и изящество отличали внутреннюю отделку храма (сохр. частично). Главную роль играла лепнина, которая подчеркивала основные архитектурные членения стен и сводов. Все стены над нижними проемами обходил промежуточный карниз; в завершении их, над капителями колонн великолепного рисунка, располагался антаблемент с широким гладким фризом и нарядным карнизом, украшенным акантом, сухариками и о-вами. Арки проемов и ниш обрамляли архивольты с поясами изящного декора; подпружные арки и основание барабана выделялись более мощными карнизами с валиком из листьев. В окнах кое-где остались прежние решетки из вертикальных пик.
7 КОНЕЦ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.