Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМатвей Ботов
1 Слова - паразиты и речевая культура
2 В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочел в ее первом издании, изображен человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по нашей Русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях. В книге этой многое описано неверно, не так, как есть и как действительно происходит в Русской земле, потому что я не мог узнать всего: мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле. Актуальность исследования Н.В.Гоголь
3 Актуальность исследования Словесный мусор – бич современного общества в целом. Использование слов-паразитов не ограничено определённой социальной или возрастной средой. Эти слова звучат в речи теле- и радиожурналистов, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня, оказывая негативное влияние на экологию русской речи. И дело даже не в обрастании языка новой лексикой – проблема в том, что наша «прекрасная, богатая, могучая» речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседником.
4 Цель исследования Изучение проблемы засорённости речи словами- паразитами в микросреде учащихся техникума, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания учащихся и преподавателей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.
5 Гипотеза Большинство обучающихся бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты. Подобные слова есть и в речи взрослых (педагогов и родителей), хотя качественный состав этих элементов иной и зависит от общей культуры человека, речевой ситуации, психологических факторов.
6 Задачи дать определение и классифицировать слова-паразиты исследовать частотность употребления слов-паразитов, состав этих структурных единиц (провести анкетирование на 1, 2 курсе) выявить взаимосвязь между употреблением слов- паразитов и речевой ситуацией
7 Структура работы Слова-паразиты как речевая единица Классификация слов-паразитов в речи Исследование частотности употребления слов-паразитов в речи учащимися и педагогами
8 Определение Слово - это номинативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения. Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений слов. Каждый элемент высказывания берет на себя выражение части смысла целого. Согласно правилам языка, в фразе не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания. Слова, не несущие смысловой нагрузки, принято называть сорняками (паразитами). Сами по себе эти слова не сорняки (в языке ненужных слов нет), но могут становиться ими в речи отдельных людей, недостаточно владеющих языком. Говорящий с трудом подбирает нужные слова, вынужден делать длинные паузы и заполняет их семантически пустыми лексическими единицами.
9 Исследование частотности употребления слов - паразитов Мы предположили, что частота употребления слов-паразитов на уроке может варьироваться в зависимости от общей усталости участников полилога, их несобранности, неготовности к работе.
10 Исследование частотности употребления слов - паразитов На основании этой таблицы можно сделать следующие выводы: 1. Однозначно можно сказать, что частотность употребления слов-паразитов на первом и последнем уроках в среднем в 3-4 раза выше, чем на других уроках. Причем данные подтверждаются как в отношении учителя, так и в отношении учащихся. 2. В начале и конце недели количество употреблений слов-паразитов приблизительно одинаково, хотя стоит отметить явное его увеличение среди употреблений учащихся на последнем уроке в пятницу, что можно объяснить как усталостью, так и особенностью предмета (устный). Надо оговориться, что на устных предметах вообще их количество заметно больше. 3. Частотность употребления паразитов в речи учащимися в среднем выше, чем педагогами, причем в течение недели у учащихся она стабильно высокая, а у педагогов немного снижается (10%).
11 Исследование частотности употребления слов - паразитов 4. Самым распространенным и общеупотребимым из слов-паразитов является ну (его использовали 42 раза, из них учитель – 1 раз); вот (использовали 43 раза); 5. Наиболее «любимы» учителями слова в общем, как бы, так сказать, значит, что, вероятно, связано со спецификой задачи педагога на уроке: объяснение, пояснение материала, его обобщение и приведение в систему; 6.Ученики, кроме уже названных вот и ну, отдают предпочтение словам как бы, я не знаю, собственно говоря, в принципе, значит, прежде всего, вообще; 7. Случаи употребления слов так вот, скажем и то есть редки.
12 Исследование частотности употребления слов - паразитов Полученные результаты косвенно подтверждают нашу гипотезу, но мы решили рассмотреть употребление слов- паразитов в речи учащихся и преподавателей с точки зрения их коммуникативной функции, воспользовавшись описанной нами классификацией Ю.Дараган (глава II). Результат наблюдения представлен двумя диаграммами:
13 Исследование частотности употребления слов - паразитов Слова-паразиты в речи педагогов Слова-паразиты в речи учащихся
14 Анкетирование учащихся с целью выяснения осведомлённости о словах-паразитах
15 На диаграмме видно, что по 24% учащихся узнали о словах-паразитах из дома и школы, 20% из телевизора и 12% из интернета
16 Диаграмма иллюстрирует внимание учащихся к своей речи
17 Никто из респондентов не назвал других причин употребления слов-паразитов, кроме перечисленных
18 69% не прилагают никаких усилий, чтобы следить за чистотой речи
19 Анализ полученных результатов Результаты исследования показали нам, что все подростки употребляют в своей речи слова-паразиты. Подавляющее большинство в своей речи их не замечает и далеко не все понимают необходимость их искоренения из языка. К бесспорным лидерам среди паразитических конструкций в речи современных школьников можно отнести слово «БЛИН». Различия в употреблении слов-паразитов есть в соотношении полов. Девочки признаются, что используют в речи такие слова, мальчики же либо скрывают недостатки речи, либо не замечают их. Таким образом, подтвердилась наша гипотеза.
20 Избавляйся от слов-паразитов!
21 Заключение 1. На уроках наблюдается средняя степень засоренности речи участников учебного процесса словами-паразитами, поскольку их использование в большей степени определяется сложностью, критичностью момента речи или языковой ситуацией, связанной со спецификой работы. 2. Частотность употребления слов-паразитов выше на первых и последних уроках, что может быть связано с отсутствием концентрации и усталостью участников диалога. 3. Количество слов-паразитов в речи учащихся возрастает на предметах гуманитарного цикла, что связано с необходимостью конструирования монологического высказывания спонтанного характера. 4.Важное, на наш взгляд, наблюдение состоит в том, что больше половины опрошенных не знают, что такое слова-паразиты в речи, путая их с жаргонизмами, арготизмами и т.п. К этому числу относятся и педагоги.
22 Рекомендации тщательно следите за своей речью, избегая повторения «излюбленных словечек»; сделайте вдох, когда чувствуете искушение сказать что-то вроде «мкм» (образуется пауза; но молчание всегда лучше любых «мкм»); меняйте «паразитов» на нейтральные слова, например, вместо «мм» или «эээ» попробуйте сказать вслух «торможу я»; попросите кого-либо из членов семьи, чтобы он «штрафовал» вас за каждое слово-паразита: щипал, колол или отбирал тысячу рублей; читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.
23 Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. И.С.Тургенев
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.