Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарина Смирнова
1 Всякая война - это ещё один утерянный мир… А.Фадеев «Разгром» И.Бабель «Конармия» Проблема «интеллигенция и революция» – суть многих художественных произведений гг. Революция и гражданская война, расколовшая общество и страну надвое, заставляли каждого сделать жестокий выбор: с кем я? за кого я?
2 Александр Фадеев ( ) два ордена Ленина ордена Ленина орден Красного Знамени,орден Красного Знамени Сталинская премия первой степени (1946) за роман «Молодая гвардия»,Сталинская премия 1946 премия Ленинского комсомола (1970 посмертно) за роман «Молодая гвардия».премия Ленинского комсомола 1970 В 1918 году вступил в РКП(б) и принял партийный псевдоним Булыга. Стал партийным агитатором. В годах участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке, получил ранение. В годах учился в Московской горной академии, но был переведён на партийную работу год - «Разгром». В 1945 вышел в свет роман "Молодая гвардия", о героях которого Фадеев писал "с большой любовью, отдал роману много крови сердца" г. - генеральный секретарь Союза писателей, депутат Верховного Света, член ЦК 13 мая 1956 г. - самоубийство
3 Александр Фадеев «Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни…» написал Фадеев в ЦК КПСС, перед тем как покончить собой. 13 мая 1956 года. Из письма А.А. Фадеева в ЦК КПСС /письмо опубликовано только в 1990 г/
4 Исаак Эммануилович Бабель / / Детство писателя прошло отнюдь не в бедности. Отец его был крупным купцом, занимавшимся торговлей сельскохозяйственным оборудованием. Мальчик получил великолепное образование, владел несколькими языками (французским, английским, немецким, изучал иврит) даже первые свои рассказы, пятнадцатилетним, он написал на французском окончив Киевский Коммерческий институт, приехал в Петербург публикует первые рассказы в журнале М.Горького «Летопись». с служил в Чрезвычайной Комиссии, в качестве корреспондента газеты «Красный кавалерист» находился в Первой Конной армии, работал в Наркомпросе, в Одесском губкоме, воевал на румынском, северном, польском фронтах.
5 Исаак Эммануилович Бабель 1923 г. – вернулся к творчеству. Пишет циклы рассказов: «Конармия», «Одесские рассказы». В мае 1939 Бабель был арестован по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и расстрелян 27 января В 1954 году посмертно реабилитирован.
6 Роман Разгром посвящен трагическому разгрому небольшого партизанского отряда превосходящими силами противника. Жестокие события калечат души людей и требуют смертей. У всех героев романа трагические судьбы. Лучшие сознательные бойцы гибнут за революцию с чувством исполненного долга, не колеблясь, не страшась смерти. Трагическое в том, что гибнут в неравной борьбе самые преданные идее революции. Фадеев привнес в литературу романтику Гражданской войны (А. Толстой). Его герои - сильные, преданные революции бойцы, страдающие во имя будущего, их цели благородны, их поступки по большому счету красивы, они привлекают симпатии читателей, они образцы для подражания. А.Фадеев Разгром Книга о революции, коллективе и человеческой личности
7 А.Фадеев Разгром Для героев Фадеева нравственно то, что на пользу рабочим и крестьянам, что служит победе революции и ее защите. Все средства допустимы и преступления оправданы высшей идеей. Герои Фадеева руководствуются такими моральными принципами. Образ Левинсона является выражением абсолютно истинного героя времени. Он является воплощением героического в романе. рои Фадеева руководствуются такими моральными принципами. Для героев Фадеева нравственно то,
8 Левинсон Левинсон происходит из среды рабочих и крестьян, он полностью подчинил свою жизнь служению народу. В его душе живет светлая мечта о добром, прекрасном и сильном человеке. Таким, по его мнению, должен стать человек, рожденный революцией. Левинсон - человек долга, холодный, непоколебимый, превыше всего ставящий дело, человек особый, правильной породы. Левинсон знал, что вести людей можно, только скрывая свои слабости, боли, страхи, неуверенность. И он умел быть постоянно сильным, мужественным человеком.
9 Левинсон Левинсон пытается создать дисциплину в отряде, проверяет боевую готовность отряда, решения принимает быстро и действует уверенно: никто в отряде не знал, что Левинсон может вообще колебаться: он ни с кем не делился своими мыслями и чувствами, преподносил уже готовые да или нет. Героизм Левинсона основан на вере в то, что движет этими людьми не только чувство самосохранения, но и не менее важный инстинкт... по которому все, что приходится им переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью и без которого никто из них не пошел бы добровольно умирать в улахинской тайге. Эта уверенность и дает моральное право на жестокие приказания. Поэтому ради великой идеи сегодня (в 1919 году) можно допустить многое: отнять единственную свинью у корейца (ведь ради будущего его шестерых детей сражается отряд), отравить смертельно раненного товарища (иначе Фролов затормозит движение отступающих и не сохранить боевые единицы), не услышать того, о чем пытается поведать Мечик.
10 Метелица Метелица, подобно Левинсону, - образ героический. Он, посланный в разведку, пойманный и понимающий безвыходность своего положения, повел себя как настоящий герой: не пал духом и захотел до конца показать тем людям, которые станут его убивать, что он не боится и презирает их: он не произнес ни единого слова, даже ни разу не посмотрел на спрашивающих во время допроса. Новый герой проникнут лютой классовой ненавистью - самым ценным чувством, по мнению пролетарских авторов, делающим из рядового бойца настоящего героя гражданской войны.
12 Мечик Мечик - заблудившийся в дебрях революционных идей юноша из интеллигентов. Чтобы лучше высветить героическое, Фадеев создал образы анти героические, образы таких людей, как Мечик, Чиж. Они образованны, с правильной речью, чистенькие, но всегда готовые отвиливать от дневальства, от кухни, предать в бою, отступить. Мечик чувствует себя в отряде плохо, ему мерзко, одиноко, он отдален от бойцов культурой, к которой приобщился в гимназии, и социальным происхождением. Ведь я ни с кем, ни с кем здесь не могу сойтись, ни от кого не вижу поддержки, а разве я виноват в этом? Я ко всем подходил с открытой душой, но всегда натыкался на грубость, насмешки, издевательства... - говорит Мечик Левинсону.
13 Мечик Мечик противопоставлен Левинсону, Метелице, Морозке и некоторым другим партизанам Именно он подвергается сочувственному, а чаще презрительному отношению автора. Отношение человека и общества - одна из самых важных проблем. Каждый человек живет в обществе, обязан приносить ему пользу. Левинсон, Морозка, Метелица сделали это ценой собственной жизни, что же касается Мечика, то он только мечтает о хорошем отношении к себе людей, но ведь для этого необходимо что-то сделать, а Мечик не сделал ничего.
14 Мечик Мечик заслуживает такое отношение. Это эгоист, оценивающий сам себя высоко, но не подтверждающий этого поступками. В самые решительные моменты он поступал подло, хотя сам часто не сознавал этого. Его эгоистичная, неспособная быть преданной натура начала раскрываться уже тогда, когда он позволил наступить ногой на фотографию девушки, а потом сам порвал ее. Другой пример: рассерженный на свою лошадь за ее слабость и непривлекательный внешний вид, он не ухаживает за ней, обрекая на скорую непригодность. В конце концов, именно Мечик - виновник смерти Морозки и, возможно, многих других партизан. Страшно, что мысль, которая его мучает после бегства, - не о предательстве, не о гибели друзей, а о том, что он испачкал свою чистую, до этого ничем не запятнанную душу: как мог я это сделать, - я, такой хороший и честный и никому не желавший зла... Фадеев достаточно объективно оценивает его. Точку зрения автора выражает Левинсон: слаб, ленив, безволен, никчемный пустоцвет. И все же Мечик - не воплощение зла. Причина его неудач - то, что он не близок почти никому из партизан, он из другого социального слоя, ему с детства не привиты черты, свойственные другим героям. Скорее всего, это не вина.
15 Разгром Таким образом роман ставит перед читателем ряд спорных вопросов, касающихся межличностных отношений, взаимоотношений человека и общества, человека с человеком. Основную мысль романа Фадеев определил так: В гражданской войне происходит отбор материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей.
16 Первая конная армия под командованием С.М. Буденного была создана в ноябре 1919 г. и просуществовала до мая 1921 г. Основную массу бойцов Первой конной составляли казаки. «Польский поход» - это наступление на войска польских союзников Белой армии, предпринятое летом 1920 года. В этой операции Первая конная понесла большие потери. Читающая Россия увидела в этих рассказах обнаженную правду Читающая Россия увидела в этих рассказах обнаженную правду о яростной стихии гражданской о яростной стихии гражданской войны. войны. …летопись будничных злодеяний…
17 «Конармия» /36 новелл/. Рассказчик – корреспондент Лютов, чужой в армейской среде, неуклюжий, близорукий, с противоречивыми чувствами впитывает страшный опыт войны, постигает нрав бойцов. Лютов и страшится их жестокости, и восхищается их силой, решительностью, умением презирать смерть.Рассказчик – корреспондент Лютов, чужой в армейской среде, неуклюжий, близорукий, с противоречивыми чувствами впитывает страшный опыт войны, постигает нрав бойцов. Лютов и страшится их жестокости, и восхищается их силой, решительностью, умением презирать смерть. «Конармия» разрушила уже сформировавшийся миф об этой войне – начиная с описания неудачного для «победоносной» Первой конной «польского похода» и кончая портретами отдельных бойцов, далёкими от плакатных представлений о героях- красноармейцах
18 Конармия И. Э. Бабеля это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя. Конармия написана на основе дневников Бабеля (когда он сражался в Первой конной армии). Сражался сам Бабель под именем Лютова. На основании этого можно сделать вывод, что главный герой выражает мировоззрение самого Бабеля. Рассказчик - корреспондент Лютов Кирилл Васильевич, по фамилии русский, но, как выясняется в новелле «Рабби», - еврей. Он очень образованный человек, окончил юридический факультет Петербургского университета, в совершенстве владеет французским языком, хорошо понимает латынь. Образ Лютова не соответствовал образу героя гражданской войны. Литературе 20-х годов нужен был герой, твердо уверенный в своей позиции, не обремененный сомнениями и лишними мыслями о гуманизме, в идеологии которого важное значение имело представление о светлом «завтра», а не реалии страшного и бесчеловечного «сегодня».
19 Герой гражданской войны Для критики же опасным было то, что читатель глазами Лютова мог увидеть оборотную сторону революции и гражданской войны.
20 Герой гражданской войны Лютов так и остается чужим в армейской среде - его интеллигентность мешала пониманию необходимости жестокости на гражданской войне. Он оказался в среде, в которой не работали никакие нравственные человеческие нормы. Лютов обращает внимание на факты, которые другой боец никогда не принял бы так близко к сердцу. В главе «Мой первый гусь» Лютов убивает гуся, чтобы хоть как- то подняться в глазах казаков, но даже это приносит ему переживания: «Я видел сны и женщин во сне, и только сердце мое, обагренное убийством, скрипело и текло». В новелле «Путь в броды» Лютов говорит: «Я скорблю о пчелах. Они истерзаны враждующими армиями. На Волыни нет больше пчел. Мы осквернили ульи. Мы морили их серой и взрывали порохом. Чадившее тряпье издавало зловонье в священных республиках пчел. Умирая, они летали медленно и жужжали чуть слышно. Лишенные хлеба, мы саблями добывали мед. На Волыни нет больше пчел» Эти строки нельзя читать без стыда за грубое невежество и бессмысленную жестокость людей. Но о людях ли идет здесь речь? О пчелах мог так написать только человек с чутким сердцем и тонкой душой. Сколько же страданий приносит этому чуткому сердцу вид смерти людей, ни в чем не повинных обывателей, подвергавшихся пыткам и истязаниям, о которых повествуется почти в каждой главе.
21 Герой гражданской войны Жестокость в «Конармии» всегда находит оправдание. Она направлена на революцию, на достижение победы, но она не может найти оправдание в душе Лютова. Он всегда пытается подчиниться ей, но испытывает при этом невольное сопротивление: «Смутными поэтическими мозгами переваривал я борьбу классов...» Он не может застрелить умирающего Долгушова («Смерть Долгушова»), ему больно, когда он видит разрушения в храме («У святого Валента»). Лютов не верил в Бога, он относился к религии как к части культуры, и страдал, наблюдая глумление над ее святынями.
22 Некоторые главы целиком написаны в манере сказа, т. е повествование ведется от лица людей, не владеющих литературным языком. Эти новеллы («Соль», «Письмо») нельзя читать не испытывая ужаса от написанного. В новелле «Письмо» рассказывается о жизни отца и трех его сыновей, которых революция сделала врагами. Сын пишет матери о том, как их отец сначала убил сына-красноармейца Федора, а затем другой сын Семен убил отца. Простой деревенский парень по-своему, на доступном ему языке, наряду с бытовыми просьбами (о кабанчике, о мыле для коня Степки) пишет о страшнейшем из убийств.
23 «Конармия» В "Конармии" нет адвокатской защиты революции. Ее герои подчас жестоки, порой смешны; в них много бурного, военного разлива. Но для всех читателей очевидно одно: война - это бесконечное насилие, беспредел командиров, постоянное хамство, оголтелое зверство, воинствующее невежество. «Я болен, мне, видно, конец пришёл, и я устал жить в нашей Конармии…» / кульминационная глава «Вечер»/
24 Домашнее задание Проанализировать один из фрагментов произведения по плану: 1. Основной смысл фрагмента. 2. Движение мысли-чувства автора. 3. Художественные средства, использованные автором: поступки героев, повествование, описания, диалог, авторская характеристика, пейзаж, портрет и т.д. 4. Речевые изобразительно-выразительные средства. 5. Эмоциональное впечатление.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.