Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМария Головачёва
1 Трудности в освоении образовательных технологий деятельностного типа и пути их преодоления в начальной школе.
2 Какие трудности и проблемы возникают при внедрении в педагогическую практику технологии системно- деятельностного подхода?
4 Как должны формулироваться цели урока в соответствии с ФГОС?
5 Главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и обучающихся на уроке!
6 Формулирование целей и задач урока: Традиционный («знаниевый») подход Понимать требования Знать (сформировать знание о…) Научить работать с различными источниками знаний Систематизировать Обобщить Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи Оценить Закрепить Проверить Проанализировать (ошибки, достижения учащихся) Системно-деятельностный подход: УМЕТЬ… Определять цель деятельности, проблему Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) Находить информацию в различных источниках Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) Сравнивать (объекты, факты, явления) Анализировать и обобщать Оценивать степень и способы достижения цели Понимать позицию другого человека Корректировать свое мнение под влиянием контраргументов Аргументированно оценивать свои и чужие поступки
7 Определять цель деятельности, проблему Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) Находить информацию в различных источниках Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) Сравнивать (объекты, факты, явления) Анализировать и обобщать Оценивать степень и способы достижения цели Понимать позицию другого человека Корректировать свое мнение под влиянием контраргументов Аргументированно оценивать свои и чужие поступки Формулирование целей и задач урока: Традиционный («знаниевый») подход Понимать требования Знать (сформировать знание о…) Научить работать с различными источниками знаний Систематизировать Обобщить Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи Оценить Закрепить Проверить Проанализировать (ошибки, достижения учащихся) Системно-деятельностный подход Цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет. Цели определяются в терминах субъектной позиции обучающихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности.
8 В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Цель формулируется как результат (через деятельность обучающихся и планируемые результаты: метапредметные и предметные). Например: владение учениками умениями… и т.д. Формулирование целей и задач урока:
9 Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. Задачи могут быть сформулированы только как процесс и должны выражаться в деятельностной форме. Например: (создавать условия, содействовать развитию, формированию и т.д.) Формулирование целей и задач урока:
10 Таким образом, изменения в проектировании урока по ФГОС заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать собственную деятельность и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представляется в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.
11 На каких уроках целесообразно использовать все три технологии?
12 Урок по комплексу технологий «Школы 2100» технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1. Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 3. Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение. 4. Ученики применяют новые знания в задачах применения технология ОЦЕНИВАНИЯ технол. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: -Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3–7. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр. 1. До чтения – прогнозирование. 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, в подтекст. 3. После чтения – формулируем своё понимание 2. Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
13 Урок по комплексу технологий «Школы 2100» технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1. Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 3. Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение. 4. Ученики применяют новые знания в задачах применения технология ОЦЕНИВАНИЯ технол. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: -Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3–7. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр. 1. До чтения – прогнозирование. 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, в подтекст. 3. После чтения – формулируем своё понимание 2. Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
14 Урок по комплексу технологий «Школы 2100» технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1. Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 3. Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение. 4. Ученики применяют новые знания в задачах применения технология ОЦЕНИВАНИЯ технол. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: -Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3–7. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр. 1. До чтения – прогнозирование. 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, в подтекст. 3. После чтения – формулируем своё понимание 2. Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
15 Урок по комплексу технологий «Школы 2100» технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1. Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 3. Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение. 4. Ученики применяют новые знания в задачах применения технология ОЦЕНИВАНИЯ технол. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: -Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3–7. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр. 1. До чтения – прогнозирование. 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, в подтекст. 3. После чтения – формулируем своё понимание 2. Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
16 Урок по комплексу технологий «Школы 2100» технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1. Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 3. Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение. 4. Ученики применяют новые знания в задачах применения технология ОЦЕНИВАНИЯ технол. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: -Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3–7. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр. 1. До чтения – прогнозирование. 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, в подтекст. 3. После чтения – формулируем своё понимание 2. Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
17 Урок по комплексу технологий «Школы 2100» технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1. Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 3. Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение. 4. Ученики применяют новые знания в задачах применения технология ОЦЕНИВАНИЯ технол. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: -Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3–7. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр. 1. До чтения – прогнозирование. 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, в подтекст. 3. После чтения – формулируем своё понимание 2. Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
18 Урок по комплексу технологий «Школы 2100» технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1. Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 3. Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение. 4. Ученики применяют новые знания в задачах применения технология ОЦЕНИВАНИЯ технол. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: -Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3–7. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр. 1. До чтения – прогнозирование. 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, в подтекст. 3. После чтения – формулируем своё понимание 2. Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
19 Как организовать этап открытия нового знания?
20 20 А если в диалоге участвует только 3–5 активных детей?
21 Организуем на уроке парно-групповую работу
22 1. Начинаем с парной работы: – первые задания для пары можно давать таким образом, чтобы каждый выполнял задание индивидуально, а потом рассказывал другому; – последующие задания для пары лучше давать, распределяя роли (например, один читает, другой выписывает признаки…); – далее задание дается паре одно и дети сами решают как его выполнять (…посовещайтесь в парах и определите…); – отчитаться о проделанной работе можно попросить несколько пар, особенно, если задание предполагает несколько разных ответов. Несколько правил организации парно-групповой работы
23 2. После того как научились работать в парах предлагаем работать в четверках: – группы организуются быстро путем разворота учеников первой парты ко второй, третьей к четвертой и т. д.; – задание в этом случае, так же как и в парной работе, одно на всех, иначе учитель не успеет опросить все группы; – для начала учитель может предложить каждому поработать с текстом и сделать вывод, согласно заданию, потом каждый представляет свой вывод группе, группа решает, чей вывод наиболее точный или формулируют общий; – последующие задания учитель предлагает выполнять, распределяя роли между членами группы (учитель предлагает варианты ролей: один читает текст, двое предлагают варианты решения, четвертый записывает); – на следующем этапе освоения групповой работы в четверках можно предложить ребятам самим выбрать способ работы в группе; – учитель предлагает дать ответ одной из групп (если ответы отличаются, можно выслушать и другие группы), при этом детям необходимо выбрать того, кто от имени группы будет выступать (это может быть не один человек);
24 3. После того как научились работать в четверках предлагаем организовывать работы в более многочисленных группах (6-8 человек): – группы организуются быстро путем поворота учеников первой парты ко второй и перемещения учеников третьей ко второй и т.д., возможно формирование групп по желанию; – задания в этом случае группам даются разные, так как формируется всего 3–4 группы, учитель может успеть выслушать всех; – необходимо, чтобы на каждую группу был подготовлен пакет материалов для работы и задание с четко выраженной формой ответа (таблица, схема или краткий вывод…), возможно с распределением ролей; – группе в конце выполнения задания предлагается выбрать того, кто будет выступать; – учитель обязательно, как и в работе с четверками, возвращает детей к фронтальной работе после выполнения задания и только после этого предлагает каждой группе представить результат; – так как у каждой группы было отдельное задание, то остальным ребятам предлагается в тетради сделать запись по теме каждой группы (зарисовать схему или заполнить таблицу).
25 Технология оценивания учебных успехов
26 ОЦЕНИВАЕМ… ЧТО? « Всё»! Отметка – за решение задачи КТО? Ученик + Учитель в диалоге СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка ГДЕ? В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений школьника КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ИТОГ? Предметные – по таблице результатов, общая – по всем накопленным результатам. 7 правил технологии:
27 Зачем создана новая технология? Цели: «Главное не знания, а умения ими пользоваться» Психологическая комфортность (мотивация успешности, опора на внутренние мотивы) Минимакс (макси – предлагаем, мини – спрашиваем) Обучение деятельности (в т.ч. самооценке) и др. 1) Отразить на этапе контроля развивающие принципы : 3) Создать личностно-ориентированную технологию оценивания, сочетаемую с практикой массовой школы и официальными нормами оценивания 2) Сделать ученика полноправным участником контроля (прозрачность правил)
28 Алгоритм самооценки 1. Задание? (Приучаем помнить цель.) 2. Выполнил? (Учим сопоставлять цель и результат.) 3. Правильно? (Учим признавать ошибки.) 4. Сам? (Учим анализировать процесс исполнения.) 5. Какое умение? (См. таблицу результатов.) 6. Каков уровень задания? (Обучаем признакам – необходимого, повышенного, максимального и их полному или частичному выполнению.) 7. Какая отметка?
29 Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки – чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Развитие самооценки потребует от вас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите как дети станут другими! Как показала практика они говорят: «Теперь понятно зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»
30 «Факторы риска» Не принятие учителем принципов и философии ЛОО; (личностно- ориентированного образования) Отрицание учителем позиции ученика как субъекта деятельности; Кажущаяся сложность технологии и затратность по времени; Стереотипы в оценивании.
31 Ну и где на «нашем уроке» ставить отметки? Урок изучения нового в технологии системно- деятельностного подхода Определяем проблему урока Вспоминаем, что уже знаем Ищем решение проблемы, открываем новые знания Выражаем решение Применяем новые знания ГДЕ И СКОЛЬКО ОТМЕТОК?
32 Ну и где на «нашем уроке» ставить отметки? Определяем проблему урока Вспоминаем, что уже знаем Ищем решение проблемы, открываем новые знания Выражаем решение Применяем новые знания Ученики ведут диалог, м.б. выполняют инд.задания Ученики могут вести диалог, выполнять индивидуальные задания Ученики выполняют задания, в т.ч. к текстам, ведут диалог, в т.ч. коллективно выполняя задания Ученики формулируют вывод, сверяют его с авторским, в т.ч. выражают в иной форме (схема, рисунок и т.д.) Ученики выполняют групповые и индивидуальные задания ГДЕ И СКОЛЬКО ОТМЕТОК?
33 Ну и где на «нашем уроке» ставить отметки? Определяем проблему урока Вспоминаем, что уже знаем Ищем решение проблемы, открываем новые знания Выражаем решение Применяем новые знания Ученики ведут диалог, м.б. выполняют инд.задания Ученики могут вести диалог, выполнять индивидуальные задания Ученики выполняют задания, в т.ч. к текстам, ведут диалог, в т.ч. коллективно выполняя задания Ученики формулируют вывод, сверяют его с авторским, в т.ч. выражают в иной форме (схема, рисунок и т.д.) Ученики выполняют групповые и индивидуальные задания ГДЕ И СКОЛЬКО ОТМЕТОК?
34 Классный рук. Литератур.чтение Русский язык Математика Окружающий мир Литература Русский язык Математика История. Обществознание ФГОС
35 ЦЕЛИ – действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. ТЕХНОЛОГИИ. Проблемный диалог. Продуктивное чтение. Оценивание учебных успехов. СОДЕРЖАНИЕ. Дела воспитания (прогр. ДНВ). Обучение по предметам: Классный рук. Литератур.чтение Русский язык Математика Окружающий мир Литература Русский язык Математика История. Обществознание Классный рук. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФГОС
36 ЦЕЛИ – действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. ТЕХНОЛОГИИ. Проблемный диалог. Продуктивное чтение. Оценивание учебных успехов. СОДЕРЖАНИЕ. Дела воспитания (прогр. ДНВ). Обучение по предметам: Классный рук. Литератур.чтение Русский язык Математика Окружающий мир Литература Русский язык Математика История. Обществознание Классный рук. = = ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ Биология. География Физика. Химия = ФГОС
37 ЦЕЛИ – действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. ТЕХНОЛОГИИ. Проблемный диалог. Продуктивное чтение. Оценивание учебных успехов. СОДЕРЖАНИЕ. Дела воспитания (прогр. ДНВ). Обучение по предметам: Классный рук. Литератур.чтение Русский язык Математика Окружающий мир Литература Русский язык Математика История. Обществознание Классный рук. = = ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ Биология. География Физика. Химия = ФГОС
38 Технология организации преемственности: алгоритм «8 шагов» 1. Методическое объединение (МО) = начальная + основная школа 2. МО: портрет выпускника (+ технологии и содержание) 3. Открытые уроки в 4-м кл. + МО 4. Совместные уроки в 4-м кл. + МО 5. Диагностика + род.собрание 6. Уроки в 5-м кл. + МО 7. МО: адаптация 8. Эффект
39 Технология организации преемственности: алгоритм «8 шагов» 1. Методическое объединение (МО) = начальная + основная школа 2. МО: портрет выпускника (+ технологии и содержание) 3. Открытые уроки в 4-м кл. + МО 4. Совместные уроки в 4-м кл. + МО 5. Диагностика + род.собрание 6. Уроки в 5-м кл. + МО 7. МО: адаптация 8. Эффект
40 Технология организации преемственности: алгоритм «8 шагов» 1. Методическое объединение (МО) = начальная + основная школа 2. МО: портрет выпускника (+ технологии и содержание) 3. Открытые уроки в 4-м кл. + МО 4. Совместные уроки в 4-м кл. + МО 5. Диагностика + род.собрание 6. Уроки в 5-м кл. + МО 7. МО: адаптация 8. Эффект
41 Технология организации преемственности: алгоритм «8 шагов» 1. Методическое объединение (МО) = начальная + основная школа 2. МО: портрет выпускника (+ технологии и содержание) 3. Открытые уроки в 4-м кл. + МО 4. Совместные уроки в 4-м кл. + МО 5. Диагностика + род.собрание 6. Уроки в 5-м кл. + МО 7. МО: адаптация 8. Эффект
42 Технология организации преемственности: алгоритм «8 шагов» 1. Методическое объединение (МО) = начальная + основная школа 2. МО: портрет выпускника (+ технологии и содержание) 3. Открытые уроки в 4-м кл. + МО 4. Совместные уроки в 4-м кл. + МО 5. Диагностика + род.собрание 6. Уроки в 5-м кл. + МО 7. МО: адаптация 8. Эффект
43 Технология организации преемственности: алгоритм «8 шагов» 1. Методическое объединение (МО) = начальная + основная школа 2. МО: портрет выпускника (+ технологии и содержание) 3. Открытые уроки в 4-м кл. + МО 4. Совместные уроки в 4-м кл. + МО 5. Диагностика + род.собрание 6. Уроки в 5-м кл. + МО 7. МО: адаптация 8. Эффект
44 Технология организации преемственности: алгоритм «8 шагов» 1. Методическое объединение (МО) = начальная + основная школа 2. МО: портрет выпускника (+ технологии и содержание) 3. Открытые уроки в 4-м кл. + МО 4. Совместные уроки в 4-м кл. + МО 5. Диагностика + род.собрание 6. Уроки в 5-м кл. + МО 7. МО: адаптация 8. Эффект
45 Технология организации преемственности: алгоритм «8 шагов» 1. Методическое объединение (МО) = начальная + основная школа 2. МО: портрет выпускника (+ технологии и содержание) 3. Открытые уроки в 4-м кл. + МО 4. Совместные уроки в 4-м кл. + МО 5. Диагностика + род.собрание 6. Уроки в 5-м кл. + МО 7. МО: адаптация 8. Эффект
46 Технология организации преемственности: алгоритм «8 шагов» 1. Методическое объединение (МО) = начальная + основная школа 2. МО: портрет выпускника (+ технологии и содержание) 3. Открытые уроки в 4-м кл. + МО 4. Совместные уроки в 4-м кл. + МО 5. Диагностика + род.собрание 6. Уроки в 5-м кл. + МО 7. МО: адаптация 8. Эффект
47 Спасибо за внимание! Успехов в работе!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.