Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВиктория Брешковская
1 Николай II Александрович Личность Детство. Образование Начало карьеры На престоле Семья императора Первая мировая война Отречение от престола и расстрел царской семьи + MOVIES
2 НИКОЛАЙ II Александрович [6 (18) мая 1868, Царское Село 17 июля 1918, Екатеринбург], последний российский император ( ), старший сын императора Александра III Александровича и императрицы Марии Федоровны, почетный член Петербургской АН (1876). Его царствование совпало с быстрым промышленно-экономическим развитием страны. При Николае II Россия потерпела поражение в русско-японской войне , что явилось одной из причин Революции , в ходе которой был принят Манифест 17 октября 1905, разрешавший создание политических партий и учреждавший Государственную думу; начала осуществляться Столыпинская аграрная реформа. В 1907 Россия стала членом Антанты, в составе которой вступила в 1-ю мировую войну. С августа (5 сентября) 1915 года верховный главнокомандующий. В ходе Февральской революции (15) марта отрекся от престола. Расстрелян вместе с семьей. В 2000 канонизирован Русской православной церковью.
3 Личность Николая II, основные черты его характера, достоинства и недостатки вызывали противоречивые оценки современников. Многие отмечали в качестве главенствующей черты его личности «слабоволие», хотя существует немало свидетельств, что царь отличался упорным стремлением к осуществлению своих намерений, нередко доходящим до упрямства (лишь однажды ему была навязана чужая воля Манифест 17 октября 1905). В отличие от своего отца Александра III Николай не производил впечатления сильной личности. Вместе с тем, по отзывам близко знавших его людей, он обладал исключительным самообладанием, которое иногда воспринималось как безразличие к судьбам страны и людей (например, известия о падении Порт-Артура или о поражениях русской армии во время Первой мировой войны он встречал с хладнокровием, поражавшим царское окружение). В занятиях государственными делами царь проявлял «необыкновенную усидчивость» и аккуратность (он, например, никогда не имел личного секретаря и сам ставил печати на письма), хотя в целом правление огромной империей было для него «тяжкой обузой». Современники отмечали, что Николай обладал цепкой памятью, острой наблюдательностью, был скромным, приветливым и чутким человеком. При этом больше всего он дорожил своим покоем, привычками, здоровьем и особенно благополучием своей семьи.
4 Регулярные домашние занятия Николая начались, когда ему исполнилось 8 лет. Учебная программа включала восьмилетний общеобразовательный курс и пятилетний курс высших наук. В основе лежала измененная программа классической гимназии; вместо латинского и греческого языков изучалась минералогия, ботаника, зоология, анатомия и физиология. Курсы истории, русской литературы и иностранных языков были расширены. Цикл высшего образования включал политическую экономию, право и военное дело (военное правоведение, стратегию, военную географию, службу Генерального штаба). Проводились также занятия по вольтижировке, фехтованию, рисованию, музыке. Александр III и Мария Федоровна сами подбирали учителей и наставников. В их числе были ученые, государственные и военные деятели: К. П. Победоносцев, Н. Х. Бунге, М. И. Драгомиров, Н. Н. Обручев, А. Р. Дрентельн, Н. К. Гирс.
5 С ранних лет Николай испытывал тягу к военному делу: традиции офицерской среды и воинские уставы он знал в совершенстве, по отношению к солдатам чувствовал себя покровителем-наставником и не чурался общаться с ними, безропотно переносил неудобства армейских буден на лагерных сборах или маневрах. Сразу же после рождения он был зачислен в списки нескольких гвардейских полков и назначен шефом 65-го пехотного московского полка. В пятилетнем возрасте был назначен шефом лейб-гвардии Резервного пехотного полка, а в 1875 зачислен в лейб-гвардии Эриванский полк. В декабре 1875 получил свое первое воинское звание прапорщика, а в 1880 был произведен в подпоручики, через 4 года стал поручиком. В 1884 Николай поступил на действительную военную службу, в июле 1887 приступил к регулярной военной службе в Преображенском полку и был произведен в штабс-капитаны; в 1891 Николай получил звание капитана, а через год полковника.
6 20 октября 1894, в 26 лет, принял корону в Москве под именем Николая II. 18 мая 1896 во время коронационных торжеств произошли трагические события на Ходынском поле (см. «Ходынка»). Его правление пришлось на период резкого обострения политической борьбы в стране, а также внешнеполитической ситуации (Русско-японская война ; Кровавое воскресенье; Революция в России; Первая мировая война; Февральская революция 1917). В период царствования Николая Россия превращалась в аграрно-индустриальную страну, росли города, строились железные дороги, промышленные предприятия. Николай поддерживал решения, нацеленные на экономическую и социальную модернизацию страны: введение золотого обращения рубля, столыпинскую аграрную реформу, законы о страховании рабочих, всеобщем начальном образовании, веротерпимости. Не будучи по натуре реформатором, Николай был вынужден принимать важные решения, которые не соответствовали его внутренним убеждениям. Он считал, что в России еще не наступило время для конституции, свободы слова, всеобщего избирательного права. Однако, когда возникло сильное общественное движение в пользу политических преобразований, он подписал Манифест 17 октября 1905, провозглашавший демократические свободы. В 1906 начала работать учрежденная царским манифестом Государственная дума. Впервые в отечественной истории император стал править при наличии выборного от населения представительного органа. Россия постепенно начала преобразовываться в конституционную монархию. Но несмотря на это император по-прежнему обладал огромными властными функциями: он имел право издавать законы (в форме указов); назначать премьер-министра и министров, подотчетных лишь ему; определять курс внешней политики; был главой армии, суда и земным покровителем Русской Православной Церкви.
7 Опорой Николая была семья. Императрица Александра Федоровна (урожденная принцесса Алиса Гессен- Дармштадтская) была для царя не только женой, но и другом, советчиком. Привычки, представления и культурные интересы супругов во многом совпадали. Они обвенчались 14 ноября У них было пятеро детей: Ольга ( ), Татьяна ( ), Мария ( ), Анастасия ( ), Алексей ( ). Роковая драма царской семьи была связана с неизлечимым недугом сына Алексея гемофилией (несвертываемостью крови). Болезнь обусловила появление в царском доме Григория Распутина, который еще до встречи с венценосцами прославился даром предвидения и врачевания; он неоднократно помогал Алексею побороть приступы болезни.
8 Переломным рубежом в судьбе Николая стал 1914 год начало Первой мировой войны. Царь не хотел войны и до самого последнего момента пытался избежать кровавого столкновения. Однако 19 июля (1 августа) 1914 Германия объявила войну России. В августе (5 сентября) 1915, в период военных неудач, Николай принял на себя военное командование [ранее эту должность исполнял великий князь Николай Николаевич (Младший)]. Теперь царь бывал в столице лишь изредка, большую же часть времени проводил в ставке Верховного главнокомандующего в Могилеве. Война обострила внутренние проблемы страны. На царя и его окружение стали возлагать главную ответственность за военные неудачи и затянувшуюся военную кампанию. Распространились утверждения, что в правительстве «гнездится измена». В начале 1917 высшее военное командование во главе с царем (совместно с союзниками Англией и Францией) подготовило план генерального наступления, согласно которому намечалось окончить войну к лету 1917.
9 В конце февраля 1917 в Петрограде начались волнения, которые, не встречая серьезного противодействия со стороны властей, через несколько дней переросли в массовые выступления против правительства и династии. Первоначально царь намеревался силой навести порядок в Петрограде, но когда выяснился масштаб беспорядков, отказался от этой мысли, опасаясь большого кровопролития. Некоторые высокопоставленные военные чины, члены императорской свиты и политические деятели убеждали царя в том, что для умиротворения страны требуется перемена правления, необходимо отречение его от трона. 2 марта 1917 в Пскове, в салон-вагоне императорского поезда, после мучительных раздумий Николай подписал акт отречения от престола, передав власть своему брату великому князю Михаилу Александровичу, который не принял корону. 9 марта Николай и царская семья были арестованы. Первые пять месяцев они находились под охраной в Царском Селе, в августе 1917 их переправили в Тобольск. В апреле 1918 большевики перевели Романовых в Екатеринбург. В ночь на 17 июля 1918 в центре Екатеринбурга, в подвале дома Ипатьева, где узники находились в заточении, Николай, царица, пятеро их детей и несколько приближенных (всего 11 человек) были без суда и следствия расстреляны.
10 Фрагмент фильма «Николай II с Александрой Федоровной на прогулке в Шхерах» (1906). На палубе яхты «Штандарт» играют царские дети - великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и наследник Алексей. Император и его семья (всего 11 человек) были расстреляны в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге 17 июля 1918 года. Коронация Николая II (первые киносъемки в России, 1896). Производство киностудии «Люмьер». Николай II, Александра Федоровна с дочерью Ольгой, великие князья Сергей Александрович и Дмитрий Павлович и др. Проезжают кареты, в первой карете сидит императрица Александра Федоровна. Царские дети Ольга, Анастасия, Татьяна и Алексей играют на палубе яхты «Штандарт». Празднование 300-летия Дома Романовых. Открытие памятника 300-летию Дома Романовых. Проходят император и императрица в сопровождении свиты. Фрагмент документального фильма «Приют-корабль имени наследника цесаревича Алексея Николаевича в Севастополе (Жизнь маленьких моряков)» (1911). Съемки А.А. Рылло. Корабль-приют, украшенный флагами, стоит в порту (Севастополь). Воспитанники моются на палубе. На палубе стоят офицеры с группой воспитанников, одетых в морскую форму. Под надзором старших матросов и офицеров дети раздеваются на палубе перед купанием, а затем ныряют с корабля в море. Воспитанники исполняют русский танец.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.