Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСвятослав Фиалковский
1 Художественная культура ислама
2 В VII в. На огромной территории от Испании до Индии возникло мощное государство – Арабский халифат. Тогда же закладываются основы ислама - одной из мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Ислам наставляет, что главная добродетель человека добродетель человека – покорность и непоколебимая вера в аллаха и его пророка Мухаммеда. Божество не поддается разгадке и объяснению, но сам мир может быть предметом изучения: «Величайшее украшение человека – знание», «Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика». В VII в. На огромной территории от Испании до Индии возникло мощное государство – Арабский халифат. Тогда же закладываются основы ислама - одной из мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Ислам наставляет, что главная добродетель человека добродетель человека – покорность и непоколебимая вера в аллаха и его пророка Мухаммеда. Божество не поддается разгадке и объяснению, но сам мир может быть предметом изучения: «Величайшее украшение человека – знание», «Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика». Ислам стал основой развития культуры мусульманского Востока. Ислам стал основой развития культуры мусульманского Востока. Прославлению и утверждению силы человеческой воли, его разума посвящены произведения известнейших восточных мыслителей и поэтов: Авиценны, Абулькасима Фирдоуси, Алишера Навои, Саади, Омара Хайяма. Прославлению и утверждению силы человеческой воли, его разума посвящены произведения известнейших восточных мыслителей и поэтов: Авиценны, Абулькасима Фирдоуси, Алишера Навои, Саади, Омара Хайяма. В замечательном произведении восточной литературы поэме «Шахнаме» Фирдоуси называет разум и знание самыми большими богатствами человека: В замечательном произведении восточной литературы поэме «Шахнаме» Фирдоуси называет разум и знание самыми большими богатствами человека: Тот мощи достигнет, кто знанья достиг; Тот мощи достигнет, кто знанья достиг; От знанья душой молодеет старик. От знанья душой молодеет старик. Средневековая культура мусульманских стран (Сирии, Персии, Ирака, Афганистана, Азербайджана, государств Средней Азии и Северной Африки, Турции и Южной Испании) занимает одно из важнейших мест в истории мировых цивилизаций. Средневековая культура мусульманских стран (Сирии, Персии, Ирака, Афганистана, Азербайджана, государств Средней Азии и Северной Африки, Турции и Южной Испании) занимает одно из важнейших мест в истории мировых цивилизаций.
3 Шедевры исламской архитектуры Архитектура ислама унаследовала достижения древних цивилизаций: из Месопотамии – кирпичную кладку и поливные изразцы, из Египта – колонные залы, из Византии – искусство мраморной облицовки и мозаику. Пари этом зодчество Арабского Востока – явление уникальное в истории мировой культуры. Архитектура ислама унаследовала достижения древних цивилизаций: из Месопотамии – кирпичную кладку и поливные изразцы, из Египта – колонные залы, из Византии – искусство мраморной облицовки и мозаику. Пари этом зодчество Арабского Востока – явление уникальное в истории мировой культуры. Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть (араб. «место для совершения земных поклонов»), где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. На одной из стен находилась алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном – арочным порталом больших масштабов. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, так как это означало вступление в пределы счастья, то есть владения Аллаха. Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть (араб. «место для совершения земных поклонов»), где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. На одной из стен находилась алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном – арочным порталом больших масштабов. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, так как это означало вступление в пределы счастья, то есть владения Аллаха. С конца VIII в. Рядом с мечетью стали возводить минареты (араб. «маяк») – стройные башни, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву. Мечеть может иметь несколько минаретов, но не более восьми (количество минаретов в Мекке). Минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль. С конца VIII в. Рядом с мечетью стали возводить минареты (араб. «маяк») – стройные башни, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву. Мечеть может иметь несколько минаретов, но не более восьми (количество минаретов в Мекке). Минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль.
4 Михраб мечети шейха Лофтоллы.
5 Айван. Медресе Улугбека. XVII в. Самарканд. Узбекистан.
6 Соборная мечеть. VIII-IX вв. Кордова, Испания.
7 Соборная мечеть в Кордове - один из лучших образцов мусульманского зодчества оно представляет собой колоссальный зал, заставленный множеством колонн (их более 600). Колонны выстроены длинными рядами и образуют в интерьере мечети 19 нефов. Посетитель, вошедший под ее своды, просто не в силах охватить их взглядом. Колонны из разноцветного мрамора, яшмы и порфира не имеют основания, а потому создается впечатление, что они вырастают прямо из пола. Лес колонн, напоминающих стволы деревьев, освещается мерцанием тысячи висящих серебряных лампад. Интерьер мечети рождает чувство бесконечности пространства, вызывает мысли о необъятности Вселенной. Соборная мечеть в Кордове - один из лучших образцов мусульманского зодчества оно представляет собой колоссальный зал, заставленный множеством колонн (их более 600). Колонны выстроены длинными рядами и образуют в интерьере мечети 19 нефов. Посетитель, вошедший под ее своды, просто не в силах охватить их взглядом. Колонны из разноцветного мрамора, яшмы и порфира не имеют основания, а потому создается впечатление, что они вырастают прямо из пола. Лес колонн, напоминающих стволы деревьев, освещается мерцанием тысячи висящих серебряных лампад. Интерьер мечети рождает чувство бесконечности пространства, вызывает мысли о необъятности Вселенной. Молитвенный зал Соборной мечети. VIII-IX вв. Кордова, Испания.
8 Михраб (молитвенная ниша) Соборной мечети в Кордове. Мозаика.VIII-X вв.
9 Купол перед михрабом Соборной мечети в Кордове.
11 Медресе Улугбека. XVII в. Самарканд. Узбекистан. Медресе Улугбека. XVII в. Самарканд. Узбекистан. Другой тип мечети – медресе (семинарии). Он отличается тем, что галереи двора делятся на мелкие помещения – хиджры, в которых живут семинаристы. Медресе Улугбека – жемчужина архитектуры Средней Азии. Фасад здания украшает грандиозный портал. Высокая стена фасада заставляет входящего остановиться в почтительном изумлении перед величием и красотой здания. Другой тип мечети – медресе (семинарии). Он отличается тем, что галереи двора делятся на мелкие помещения – хиджры, в которых живут семинаристы. Медресе Улугбека – жемчужина архитектуры Средней Азии. Фасад здания украшает грандиозный портал. Высокая стена фасада заставляет входящего остановиться в почтительном изумлении перед величием и красотой здания.
12 Худжры. Медресе Улугбека. XVII в. Самарканд. Узбекистан. Медресе представляет собой прямоугольный двор с двумя ярусами арок, на которых располагаются кельи семинаристов. Медресе представляет собой прямоугольный двор с двумя ярусами арок, на которых располагаются кельи семинаристов.
13 Мечеть-медресе султана Хасана ( гг.), Каир. Египет. В мечети-медресе султана Хасана находится богато украшенный мавзолей, где был погребен рано умерший Анук сын и наследник султана Хасана. Высота купола мечети 18 м, диаметр 21 м.. В мавзолее находится самая древняя в Египте кафедра для чтения Корана, изготовленная из ели и инкрустированная эбеновым деревом и слоновой костью. Южный минарет этой мечети самый высокий в Каире, его высота 81 м. В мечети-медресе султана Хасана находится богато украшенный мавзолей, где был погребен рано умерший Анук сын и наследник султана Хасана. Высота купола мечети 18 м, диаметр 21 м.. В мавзолее находится самая древняя в Египте кафедра для чтения Корана, изготовленная из ели и инкрустированная эбеновым деревом и слоновой костью. Южный минарет этой мечети самый высокий в Каире, его высота 81 м.
14 С VIII в. минарет становится характерным символом мусульманской архитектуры. Вначале он выполнял роль сторожевой или сигнальной башни, то есть служил маяком, а позднее стал исключительно культовой мусульманской постройкой. Минареты возводились рядом с мечетью или включались в ее композицию, реже строились отдельно. Все они отличаются оригинальностью формы и неповторимостью внешнего архитектурного облика. С VIII в. минарет становится характерным символом мусульманской архитектуры. Вначале он выполнял роль сторожевой или сигнальной башни, то есть служил маяком, а позднее стал исключительно культовой мусульманской постройкой. Минареты возводились рядом с мечетью или включались в ее композицию, реже строились отдельно. Все они отличаются оригинальностью формы и неповторимостью внешнего архитектурного облика.
15 Среди безмолвной, испепеленной солнцем и пронизанной ветрами пустыни возвышается минарет аль-Мальвия. Гигантское сооружение достигает 50 м в высоту и уже издалека открывается взору путников. Минарет стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус со спиралевидным пятиярусным пандусом (наклонной плоскостью, заменяющей лестницу). Устремленный вверх минарет спирально «ввинчивается» в небо. Его ярусы постепенно уменьшаются по направлению к вершине, так что подъем к верхнему пандусу становится более крутым. С одной стороны обороты пандуса залиты лучами знойного солнца, а с другой погружены в прохладную тень. Минарет аль-Мальвия Большой мечети Мутаваккиля. Середина IX в. Самарра, Ирак.
16 Минарет Кутб-Минар самый высокий в Индии, выше его только минарет мечети султана Хасана в Каире. Высота 72,55 м, диаметр у основания 15,5 м, диаметр у вершины 2,44 м. Сложен из красного песчаника, над третьим ярусом полосы из белого мрамора. Заметно отличается от традиционных мусульманских минаретов. Своей характерной, как бы «гофрированной» поверхностью он отдаленно напоминает башню индуистского храма. 24 грани рассекают его по вертикали, причем одни из них прямоугольные, другие круглые. Балконы на высоте 33, 49, 63, 71 м. Первый этаж башни Виджай Стамбх (Колонна Победы), был возведен в В 1199 первый этаж якобы был перестроен мусульманским правителем Кутбуддином Айбеком, после чего башня получила название Кутб-Минар. Потомки Айбека достроили второй и третий этажи в гг., четвертый и пятый возвел император Фирузшах Туглак в Кутб-Минар был увенчан куполом, который в 1803 обрушился при землетрязении. Минарет Кутб-Минар самый высокий в Индии, выше его только минарет мечети султана Хасана в Каире. Высота 72,55 м, диаметр у основания 15,5 м, диаметр у вершины 2,44 м. Сложен из красного песчаника, над третьим ярусом полосы из белого мрамора. Заметно отличается от традиционных мусульманских минаретов. Своей характерной, как бы «гофрированной» поверхностью он отдаленно напоминает башню индуистского храма. 24 грани рассекают его по вертикали, причем одни из них прямоугольные, другие круглые. Балконы на высоте 33, 49, 63, 71 м. Первый этаж башни Виджай Стамбх (Колонна Победы), был возведен в В 1199 первый этаж якобы был перестроен мусульманским правителем Кутбуддином Айбеком, после чего башня получила название Кутб-Минар. Потомки Айбека достроили второй и третий этажи в гг., четвертый и пятый возвел император Фирузшах Туглак в Кутб-Минар был увенчан куполом, который в 1803 обрушился при землетрязении. Минарет Кутб-Минар. Дели. Индия гг.
17 Дворец Альгамбра. Южная Испания. Андалусия. XII-XIV в в в вв. Жемчужиной светской мусульманской архитектуры по праву считается дворец Альгамбра в Южной Испании. Этот роскошный дворец относится к мавританскому стилю архитектуры (маврами называли арабов, завоевателей Испании).
18 Дворец Альгамбра. Южная Испания. Андалусия. XII-XIV вв. Дворец Альгамбра. Южная Испания. Андалусия. XII-XIV вв. Он расположен на вершине холма, господствующего над городом, и органично вписан в окружающий ландшафт. Он расположен на вершине холма, господствующего над городом, и органично вписан в окружающий ландшафт.
19 Мощная крепостная стена красного цвета (отсюда название: «аль-Хамра» по- арабски «красная») отделяет дворцовые постройки от внешнего мира. Дворец предназначался для пышных приемов послов и для личной жизни эмира. В архитектуру органично включены вода и зелень. Мощная крепостная стена красного цвета (отсюда название: «аль-Хамра» по- арабски «красная») отделяет дворцовые постройки от внешнего мира. Дворец предназначался для пышных приемов послов и для личной жизни эмира. В архитектуру органично включены вода и зелень. Дворец Альгамбра. XII-XIV вв. Дворец Альгамбра. XII-XIV вв. Южная Испания. Андалусия.
20 Дворец Альгамбра. XII-XIV вв.Южная Испания. Андалусия. Дворец Альгамбра. XII-XIV вв.Южная Испания. Андалусия. В архитектуру органично включены вода и зелень. Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Главные из них - Миртовый и Львиный - представляют собой замечательный пример соединения архитектуры и садово-паркового искусства. В архитектуру органично включены вода и зелень. Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Главные из них - Миртовый и Львиный - представляют собой замечательный пример соединения архитектуры и садово-паркового искусства.
21 Миртовй дворик во дворце Альгамбра. Середину Миртового двора занимает зеркальная гладь водоема, по краям которого поднимаются кроны двух рядов стриженных миртовых кустов. Двор обрамляют стены с цветными витражами окон в глубоких нишах, легкие аркады на стройных невысоких колоннах. Здесь среди гармонии и покоя, торжественно принимали послов. Середину Миртового двора занимает зеркальная гладь водоема, по краям которого поднимаются кроны двух рядов стриженных миртовых кустов. Двор обрамляют стены с цветными витражами окон в глубоких нишах, легкие аркады на стройных невысоких колоннах. Здесь среди гармонии и покоя, торжественно принимали послов.
22 Львиный дворик во дворце Альгамбра. Центром личных покоев эмира является Львиный дворик - «восьмое чудо света». Вдоль двора идет галерея. 124 изящные тонкие колонны поддерживают резную каменную аркаду. Каждый сантиметр стен покрыт тончайшей резьбой по камню, поэтическими надписями, орнаментальной мозаикой. Золотистый цвет камня придает залам особый, «драгоценный» облик. Центром личных покоев эмира является Львиный дворик - «восьмое чудо света». Вдоль двора идет галерея. 124 изящные тонкие колонны поддерживают резную каменную аркаду. Каждый сантиметр стен покрыт тончайшей резьбой по камню, поэтическими надписями, орнаментальной мозаикой. Золотистый цвет камня придает залам особый, «драгоценный» облик.
23 Дворец Альгамбра. XII-XIV вв.Южная Испания. Андалусия.
24 Мавзолей Тадж-Махал гг. Агра, Индия. Мавзолей Тадж-Махал гг. Агра, Индия. Выдающимся памятником исламской архитектуры, восхищавшим многие поколения людей, является купольный мавзолей Тадж-Махал в Агре. Он расположен на прямоугольной платформе из красного песчаника. Выдающимся памятником исламской архитектуры, восхищавшим многие поколения людей, является купольный мавзолей Тадж-Махал в Агре. Он расположен на прямоугольной платформе из красного песчаника.
25 Мавзолей Тадж-Махал гг. Агра, Индия. Его арочный портал (айван) высотой в 20 м обрамлен каллиграфическим орнаментом, инкрустированным черным сланцем по белому мрамору.Здание венчает огромный белый купол луковичной формы с устремленным ввысь золоченым девятиметровым шпилем. Его арочный портал (айван) высотой в 20 м обрамлен каллиграфическим орнаментом, инкрустированным черным сланцем по белому мрамору. Здание венчает огромный белый купол луковичной формы с устремленным ввысь золоченым девятиметровым шпилем.
26 Мавзолей Тадж-Махал гг. Агра, Индия. Мавзолей Тадж-Махал гг. Агра, Индия. Со всех сторон купол обрамлен четырьмя башенными павильонами. По углам взметнулись четыре стройных трехъярусных минарета. Мавзолей служит усыпальницей Шах-Джахана и его любимой жены Мумтаз-Махал. Со всех сторон купол обрамлен четырьмя башенными павильонами. По углам взметнулись четыре стройных трехъярусных минарета. Мавзолей служит усыпальницей Шах-Джахана и его любимой жены Мумтаз-Махал.
27 Интерьер Тадж-Махала поражает сочетанием строгости и изящества. Его декоративное убранство составляют резьба и инкрустация самоцветами по белому мрамору. Особенно искусно выполнена золотая ширма с эмалью, украшенная драгоценными камнями. Она являет собой образец тончайшей ажурной работы, а потому по праву считается «шедевром элегантности» в индийском искусстве. Другой примечательностью интерьера усыпальницы является акустический эффект. Слово, произнесенное шепотом, многократно усиливается и звучит под сводом в течение 16 секунд. Интерьер Тадж-Махала поражает сочетанием строгости и изящества. Его декоративное убранство составляют резьба и инкрустация самоцветами по белому мрамору. Особенно искусно выполнена золотая ширма с эмалью, украшенная драгоценными камнями. Она являет собой образец тончайшей ажурной работы, а потому по праву считается «шедевром элегантности» в индийском искусстве. Другой примечательностью интерьера усыпальницы является акустический эффект. Слово, произнесенное шепотом, многократно усиливается и звучит под сводом в течение 16 секунд. Золотая ширма в мавзолее Тадж-Махал. Золотая ширма в мавзолее Тадж-Махал.
28 Характерные черты изобразительного искусства Изобразительное искусство ислама представлено различными видами орнамента, каллиграфией и книжной миниатюрой. Изобразительное искусство ислама представлено различными видами орнамента, каллиграфией и книжной миниатюрой.
29 Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска (фр. «арабский»). Это сложный линейно-геометрический узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. Его линии плавны и симметричны. В арабесках соблюдается мерный ритм, повторяемость рисунка в пределах всей композиции. Движение рисунка может быть остановлено или продолжено в любой точке. Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска (фр. «арабский»). Это сложный линейно-геометрический узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. Его линии плавны и симметричны. В арабесках соблюдается мерный ритм, повторяемость рисунка в пределах всей композиции. Движение рисунка может быть остановлено или продолжено в любой точке.
30 Не случайно восточные мыслители сравнивали арабеску с музыкой, призванной «создавать новую и более совершенную красоту». Как и музыка, орнамент обладает большой эмоциональной выразительностью, порождает сложную гамму чувств, настроений и мыслей. Не случайно восточные мыслители сравнивали арабеску с музыкой, призванной «создавать новую и более совершенную красоту». Как и музыка, орнамент обладает большой эмоциональной выразительностью, порождает сложную гамму чувств, настроений и мыслей.
31 В культуре мусульманского востока особенно высоко ценилось искусство каллиграфии, тесно связанное с искусством арабески. Согласно учению пророка Мухаммеда, «письмо – половина знания», поэтому ислам признавал божественное происхождение письма. Чистота письма считалось признаком чистоты души. В культуре мусульманского востока особенно высоко ценилось искусство каллиграфии, тесно связанное с искусством арабески. Согласно учению пророка Мухаммеда, «письмо – половина знания», поэтому ислам признавал божественное происхождение письма. Чистота письма считалось признаком чистоты души.
32 Арабское письмо имеет свои характерные особенности. Написание букв осуществляется справа налево, при этом учитываются нажим и определенное расположение букв в строке. В арабском письме сочетаются прямые вертикали, плавные закругления и росчерки окончаний. На написание буквы влияет ее место в слове (в начале, середине и в конце слова). В «Трактате о каллиграфии» Арабское письмо имеет свои характерные особенности. Написание букв осуществляется справа налево, при этом учитываются нажим и определенное расположение букв в строке. В арабском письме сочетаются прямые вертикали, плавные закругления и росчерки окончаний. На написание буквы влияет ее место в слове (в начале, середине и в конце слова). В «Трактате о каллиграфии» (XV-XVI в.) говорится о соблюдении параллельности в расположении букв и их пропорциональности. На Востоке ценилось не количество написанного и быстрота, а качество исполнения. (XV-XVI в.) говорится о соблюдении параллельности в расположении букв и их пропорциональности. На Востоке ценилось не количество написанного и быстрота, а качество исполнения. Искусство каллиграфии. Искусство каллиграфии.
33 Страница Корана. Куфическое письмо. IX в. Страница Корана. Куфическое письмо. IX в. В VII в. возник прямолинейный, угловатый почерк куфи, а позднее было создано еще шесть мусульманских канонизированных почерков. Каждый каллиграф был обязан превосходно владеть хотя бы несколькими из них. Куфическое письмо украшает стены монументальных архитектурных сооружений, различные предметы прикладного искусства. В VII в. возник прямолинейный, угловатый почерк куфи, а позднее было создано еще шесть мусульманских канонизированных почерков. Каждый каллиграф был обязан превосходно владеть хотя бы несколькими из них. Куфическое письмо украшает стены монументальных архитектурных сооружений, различные предметы прикладного искусства.
34 Иногда надпись представляет собой законченное художественное целое – фриз или панно. Иногда надпись представляет собой законченное художественное целое – фриз или панно.
35 Литература Арабского Востока Лирическая поэзия народов Востока, созданная на арабском, персидском и турецком языках, не имеет аналогов в мировой литературе. Ее лучшие произведения прославляют любовь и верность, искренность и свободу чувств. Лирическая поэзия народов Востока, созданная на арабском, персидском и турецком языках, не имеет аналогов в мировой литературе. Ее лучшие произведения прославляют любовь и верность, искренность и свободу чувств. Поистине волшебной силой обладают стихи основоположника персидской литературы Рудаки ( ). Поистине волшебной силой обладают стихи основоположника персидской литературы Рудаки ( ). Рудаки. (около гг.) Рудаки. (около гг.)
36 Вершиной мировой литературы является поэма «Шахнаме» персидского и таджикского поэта Фирдоуси (ок или 1030), созданная на основе мифологии, фольклорных эпических сказаний, исторических легенд и стихотворных летописей. «Шахнаме» рассказывает историю царей, последовательно сменявших друг друга до завоевании Персии арабами в середине Вершиной мировой литературы является поэма «Шахнаме» персидского и таджикского поэта Фирдоуси (ок или 1030), созданная на основе мифологии, фольклорных эпических сказаний, исторических легенд и стихотворных летописей. «Шахнаме» рассказывает историю царей, последовательно сменявших друг друга до завоевании Персии арабами в середине VII в. Это поэма о борьбе добра со злом, о преданности Родине, о трудном выборе жизненного пути. VII в. Это поэма о борьбе добра со злом, о преданности Родине, о трудном выборе жизненного пути. Не все одинаковы в жизни пути: Ты выдумкой повесть мою не почти; Согласна в ней с разумом каждая речь, Хоть мысль доводилось мне в символ облечь. Фирдоуси (около или 1030 гг.)
37 Великий азербайджанский поэт Низами (ок ) поведал о превратностях судьбы и поэтически воспел трогательную любовь Лейли и Меджнуна. Их любовь, неотделимая от человеческого достоинства, несовместимая с суетой, в конечном счете оказывается сильнее страха и небытия. Великий азербайджанский поэт Низами (ок ) поведал о превратностях судьбы и поэтически воспел трогательную любовь Лейли и Меджнуна. Их любовь, неотделимая от человеческого достоинства, несовместимая с суетой, в конечном счете оказывается сильнее страха и небытия. Низами. (около гг.) Низами. (около гг.)
38 Персидскую и таджикскую лирику невозможно представить без творчества поэта, математика и философа Омара Хайяма (ок после 1122). В его всемирно известных философских четверостишьях – рубаи – звучит призыв изведать доступное человеку мимолетное земное счастье. Бесценно каждое мгновенье, проведенное рядом с возлюбленной. Персидскую и таджикскую лирику невозможно представить без творчества поэта, математика и философа Омара Хайяма (ок после 1122). В его всемирно известных философских четверостишьях – рубаи – звучит призыв изведать доступное человеку мимолетное земное счастье. Бесценно каждое мгновенье, проведенное рядом с возлюбленной. Как прекрасны и как неизменно новы И румянец любимой, и зелень травы! Будь веселым и ты: не скорби о минувшем, Не тверди, обливаясь слезами: «Увы!» Омар Хайям. (около 1048-после 1122 гг.)
39 Рубаи Омара Хайяма отличаются изяществом каждой фразы, глубиной философской мысли, яркими запоминающимися образами, непосредственностью взглядов на мир лирического героя, особой музыкальностью и ритмичностью. Значительная часть рубаи – это раздумья над Кораном, вот почему лирическому герою свойственны поиски духовных основ бытия. Человек, по мнению Омара Хайяма, устал тщетно уповать на счастье в загробном мире, он должен попытаться обрести его на земле. Рубаи Омара Хайяма отличаются изяществом каждой фразы, глубиной философской мысли, яркими запоминающимися образами, непосредственностью взглядов на мир лирического героя, особой музыкальностью и ритмичностью. Значительная часть рубаи – это раздумья над Кораном, вот почему лирическому герою свойственны поиски духовных основ бытия. Человек, по мнению Омара Хайяма, устал тщетно уповать на счастье в загробном мире, он должен попытаться обрести его на земле. Много лет размышлял я над жизнью земной, Непонятного нет для меня под луной. Мне известно, что мне ничего неизвестно! – Вот последняя правда, открытая мной. Этот мир – эти горы, долины, моря – Как волшебный фонарь. Словно лампа – заря. Жизнь твоя – на стекло нанесенный рисунок, Неподвижно застывший внутри фонаря.
40 Миниатюра на сюжет «Рубаи» Омара Хайяма. Миниатюра на сюжет «Рубаи» Омара Хайяма.
41 Миниатюра на сюжет «Шахнаме» Мир восточной миниатюры это слияние реальности, вымысла и символики. Миниатюра, порожденная творческой фантазией и вековыми традициями многих народов, была целостным явлением, в котором отношение к миру, круг образов, изобразительные особенности воплощали художественные идеалы эпохи. Мир восточной миниатюры это слияние реальности, вымысла и символики. Миниатюра, порожденная творческой фантазией и вековыми традициями многих народов, была целостным явлением, в котором отношение к миру, круг образов, изобразительные особенности воплощали художественные идеалы эпохи.
42 Значительный вклад внесли отмеченные ярким своеобразием живописные школы. Большинство сюжетов миниатюры заимствовано из литературы. Значительный вклад внесли отмеченные ярким своеобразием живописные школы. Большинство сюжетов миниатюры заимствовано из литературы. К.Бехзад. Беседа ученых в медресе. Книжная миниатюра гг. К.Бехзад. Беседа ученых в медресе. Книжная миниатюра гг.
43 Вопросы и задания: 1. Какие черты присущи архитектуре ислама? Назовите основные типы архитектурных сооружений, определив их назначение и характерные особенности. 2. Мавританский стиль искусства нашел яркое воплощение в соборной мечети в Кордове, дворце Альгамбра в Андалузии. Какие элементы мавританского стиля архитектуры наиболее отчетливо представлены в этих памятниках? 3. Почему мыслители сравнивали арабеску с музыкой? Домашнее задание: 1. Нарисуйте эскизы геометрического и растительного орнаментов для ткани и ковров в традиции восточных мастеров. 2. Подготовьте сообщения на тему: (по выбору) «Лирика Рудаки, Фирдоуси, Низами», «Рубаи Омара Хайяма».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.