Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемpolitpriklad.net.ru
2 Институт Омбудсмана и Институт Уполномоченного по правам человека в России Александр Сунгуров Курс «Развитие правозащитного движения в СССР и современной России и проблемы толерантности» Лекция 5
3 Институт УПЧ как этап развития института Омбудсмана Сам Институт омбудсмана является продуктом исторической эволюции Так, можно выделить следующие модели: 1. Скандинавская модель (Швеция и Финляндия) 2. «Классическая модель» - страны Западной Европы, Англо-говорящие страны 3. «Пост-авторитарная» модель
4 Скандинавская модель Сфера компетентности – судебная власть и исполнительная власть Возможно уголовное преследование по результатам рассмотрения Сильная связь с парламентом, возможна отставка в любое время (не реализуется) Слабое взаимодействие с правозащитными НПО
5 Институт Омбудсмана юстиции в Швеции Возник как «калька», отражение Института Королевского Канцлера Юстиции В это же время (20-е годы XVIII века) в России возникает институт Прокуратуры Служащий «Оком государевым», выполняющий функцию контроля и общего надзора Очень близкий к Канцлеру юстиции
6 Скандинавская модель Король/ Прези- дент Парламент Структуры исполнительной власти Суды Канцлер Юстиции Омбуд- сман Юстиции Народ Доклады
7 Классическая модель Сфера компетентности – только исполнительная власть (судебная власть полностью исключена, сомнений в этом нет) На выходе – только рекомендации Растет независимость от парламента, иногда растет зависимость от исполнительной власти Развитие взаимодействие с государственными и общественными правозащитными структурами Постепенное осознание себя как государственной правозащитной структуры
8 Классическая модель Быстрое распространение института в странах Западной Европы и англо- говорящих странах в гг. XX века Было связано и с отсутствием в этих странах института с функцией общего надзора и контроля, Аналогичного российскому прокурору Это «пустующее» место и занял омбудсман
9 Английская модель – Уполномоченный по делам администрации Назначается Королевой по представлению правительства Непрямой доступ – только через члена Парламента Принцип сохранения конфиденциальности Основание для расследования – maladministration – «ненадлежащее администрирование»
10 Maladministration – это: предвзятость, халатность, невнимательность, медлительность, некомпетентность, непригодность, упорствование в ошибке, Произвол и т.д.
11 Французская модель – Медиатор Республики Французская система административной юстиции – создана Бонапартом Медиатор назначается Президентом на 6 лет Жалобы поступают только через депутатов Более политизирован – связь с партиями Основание для подачи жалобы – ощущение человека, что с ним обошлись несправедливо
12 Заместитель Медиатора Франции Жерар Дельбофф: «Понятие справедливости трудно определить точно. В широком смысле справедливость - морально- этический принцип, который относится скорее к идее праведного суда, чем суда по закону. Поэтому справедливость, как и обычай, не входит в позитивное, систематизированное право. Но она является существенной составляющей естественного права.
13 Жерар Дельбофф: В более узком смысле справедливость является фактором, позволяющим корректировать позитивное право, предотвращая неприемлемые последствия. Принцип справедливости позволяет восполнять пробелы в законодательстве, когда какой-то конкретный случай не предусмотрен действующими нормами» Жерар Дельбофф. Уполномоченный по правам человека во Франции. // Общая тетрадь, 2001, 3(18), с
14 Классическая модель Король/ Прези- дент Парламент Структуры исполнительной власти Суды Омбудсман
15 В странах Западной Европы также появляются Национальные институты прав человека Этот термин был определен в резолюции Комиссии по правам человека ООН (март 1992 года, Париж) – «Парижские принципы»
16 В соответствии с ними, национальные институты прав человека должны быть созданы парламентом, согласно закону или иному нормативному акту быть облечены полномочиями содействовать развитию и защищать права человека обладать реальной независимостью, в частности, благодаря представительству различных сил гражданского общества.
17 Функции национальных правозащитных институтов Мониторинг действий государственной власти с позиции соответствия международным нормам прав человека Консультации государственным структурам Информация и правовое просвещение
18 Консультации государственным структурам реализуются через Экспертизу законопроектов Неформальные встречи с чиновниками Работу экспертов-консультантов в составе правительственных делегаций на международном уровне
19 Примеры Датский Центр прав человека, Французский Национальный Консультативный комитет по правам человека; Институт Исследований публичной политики, Великобритания, Постоянная консультативная комиссия по правам человека, Северная Ирландия Центр равенства малых этносов и противодействия расизму, Бельгия.
20 Классическая модель (полная) Король/ Прези- дент Парламент Структуры исполнительной власти Суды Омбудсман Правительство Национ. институт прав человека Экспер- тиза, советы Народ Докла- ды Образова- ние по ПЧ НКО Франция, Англия - назначе- ние
21 Поставторитарная модель: отличия от классической 1. Приоритет защиты прав человека 2. Меньшая привязка к парламентам 3. Включение в поле зрения и судебной системы 4. Более тесное сотрудничество с НКО 5. Включение в поле зрения правового просвещения и образования в области прав человека, 6. Наличие Прокуратуры
22 Защитник народа Испания, страны Латинской Америки Как один из механизмов возрождения демократии Впервые соединил тему парламентского контроля и Тему защиты прав человека Специфика поставторитарного перехода
23 Польша, 1988 г. – Уполномоченный по правам граждан К моменту крушения однопартийной системы в Польше уже были создана система институциональных гарантий законности Ранее, в 1986 г. – был создан Конституционный суд Еще раньше, в 1984 г. – административные суды
24 Россия: Уполномоченный по правам человека – 1995 – Первый УПЧ РФ – С.А.Ковалев 1996 г. – Избран первый УПЧ в субъекте РФ – в Башкортостане – Ч.Б.Газизов 1998 г. – Избран второй УПЧ РФ - О.О.Миронов 18 сентября 2003 г. – Избран УПЧ в Калужской области – Ю.И.Зельников 2004 г. – избран третий УПЧ РФ – В.П.Лукин
25 Краткая история появления и самоорганизации Самые первые: 1996 г. – Избран УПЧ в Республике Башкортостан – Ч.Б.Газизов 1997 – избран УПЧ в Свердловской области В.В.Машков 1998 – Избран УПЧ в Смоленской области В.Н.Осин
26 1997 г.: начало деятельности СПб центра СТРАТЕГИЯ По развитию института УПЧ Совместно с партнерами из Швеции (проф. Андерш Фогелклу), при поддержке программы Тасис Проведены две конференции, три рабочих встречи экспертов СПб и Швеции Итого работы – Закон «Об Уполномоченном по правам человека в СПб» – принят г.
27 Программа «Региональный омбудсман» (СПб центр СТРАТЕГИЯ и Совет Европы) 1998 г: Конференции: «Развитие института УПЧ на Северо-Западе России», СПб, март и Развитие института УПЧ на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, Иркутск, июнь. Семинары-тренинги по развитию института Уполномоченного): Осетия, сентябрь, Самара, ноябрь г.: Мурманск, Архангельск, Петрозаводск, Псков, Новосибирск 2000 г.: Сыктывкар, Ростов-на-Дону, Пушкин, Краснодар, Махачкала, Смоленск, Звенигород, Светлогорск
28 Семинары-тренинги с Советом Европы и ЕС по развитию УПЧ 2001 г.: Саратов, Красноярск, Екатеринбург, Сочи, Московская область 2002 г. - Хабаровск, Владивосток, Пятигорск 2003 г. – Владивосток, Кемерово
29 Основные этапы работы по развитию института Уполномоченного по правам человека (УПЧ) 1. Начало обсуждения идеи УПЧ 2. Разрабатывается законопроект 3. Обсуждение и принятие законопроекта в Обл. Думе 4..Подписание закона губернатором 5. Избрание Уполномоченного 6. Формирование аппарата УПЧ и Советов 7. Начало работы, подготовка Докладов. 8. Развитие сообщества УПЧ как части сообщества омбудсманов 9. Обучение сотрудников аппаратов УПЧ
30 1999 г.: Назначены Уполномоченные по правам человека в Саратовской области А.С.Ландо И в Астраханской области – В.В.Виноградов 2000 г.: Назначены Уполномоченные по правам человека в Волгоградской области – М.А.Таранцов И в Республике Татарстан – Р.Г.Вагизов Октябрь 2000 г. – Первый Круглый стол УПЧ в Астрахани, подписание Астраханского соглашения
31 Судьба новых правовых институтов при их заимствовании Копирование Адаптация Имитация Отторжение
32 Динамика появления региональных омбудсманов
33 Гендерный баланс (2003 и 2007)
34 Возраст на момент избрания
35 Первое высшее образование (на 2003 г.)
36 Образование на 2003 г.
37 Работа перед избранием (на 2003 и 2007 гг.)
38 Происхождение УПЧ в субъектах РФ
39 Поставторитарная модель Прези- дент Парламент Структуры исполнительной власти Суды Омбудсман (Уполномоченны й по ПЧ) ??? НКО Народ Образование по ПЧ Прокуратура
40 Возможен ли эффективный омбудсман в поставторитарной стране? В любом случае должно быть совершенно ясно, что омбудсман может действовать только в условиях поистине демократической политической и конституционной системы, которая основана на принципе взаимного контроля различных действующих ветвей власти…. Без подготовки соответствующей почвы институт омбудсмана, который осуществляет независимый надзор в интересах столь же независимой представительной власти, утратит всякий смысл и любая попытка его учреждения явится лишь грубой фикцией (А.Хиль-Роблес, 1977)
41 Альваро Хиль-Роблес г.: Почему же этот институт, который, на первый взгляд, кажется таким слабым, который не имеет большой силы или политической власти, а имеет только моральную власть, моральный авторитет, почему этот странный институт в условиях сегодняшнего жесткого политизированного мира приобретает такую важную роль? Действительно, он добивается сегодня такой роли во многих обществах, не только политически стабильных, но и также в обществах, которые, к сожалению, пока не пришли к политической стабильности и которые переживают конфликтные ситуации
42 Возможный ответ на этот вопрос - Омбудсман в поставторитарных странах способен не только помогать жителям и давать советы власти, И служить мостом между обществом и властью Но и расширять своей деятельностью поле публичной политики
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.