Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСтанислав Бузовлев
2 Появление государственных учреждений в Киевской Руси было неразрывно связано с возникновением и укреплением княжеской власти. Князь олицетворял собой державу, он являлся центральным звеном, ядром политической системы. Князь Олег
3 Основные аргументы историков, рассматривавших князя как «раннефеодального монарха» были такими: Великий князь киевский к 970-м годам устранил от власти почти всех племенных князей, заменив их своими наместниками. Практика вечевых собраний при решении государственных вопросов прекратилась. Великий князь киевский стал верховным собственником русских земель. Все функции государственного управления сосредоточились в руках великого князя и назначаемой им администрации. Власть великого князя передается по наследству. Великий князь самостоятельно выступает на международной арене, участвует в династических браках, объявляет войны, заключает мирные договора. Удельные (младшие) князья являются вассалами великого князя. Раннефеодальная монархия - форма политического режима, раннего феодализма (IX-XI вв.), когда власть принадлежит монарху.
4 Помимо великого князя киевского, обладавшего верховной властью, в политической жизни Киевской Руси заметную роль играли также иные князья: до 980-х гг. – местные (племенные), а с конца X в. – удельные, или «младшие» князья (сыновья и родственники великого князя, члены княжеских династий). «Посажение» сыновей великого князя в крупнейших центрах племенных княжений началось в 969 г., когда Святослав перед вторым походом в Болгарию отдал в управление Ярополку – Киев, Олегу – землю древлян, а Владимиру – Новгород. Эта мера, положившая начало государственной реформе, в результате которой вся Русь оказалась под властью одной княжеской династии, была призвана укрепить верховную власть на местах и объективно отвечала нуждам интеграционной, объединительной политики киевского правительства. Святослав Великий
5 При Владимире Великом и Ярославе Мудром на Руси сложилась система «семейных по форме, вассальных по существу территориальных отношений». В основе межкняжеских отношений, особенно после 1026 г., лежали не только вассальные связи. В XI-XII вв. Русь нередко представляла собой конфедерацию политически независимых территорий (княжеств, волостей, земель), управляемых членами одной династии. Например, в 1026 г. после длительной усобицы князь Ярослав Владимирович (Мудрый) и его брат князь Мстислав заключили между собой договор близ Городца. «И разделили они по Днепру Русскую землю: Ярослав взял эту сторону, а Мстислав – ту. И стали они оба жить мирно и в братолюбии…». Хотя Ярославу достался киевский стол, у нас нет оснований рассматривать Мстислава, севшего в Чернигове, в качестве его вассала. Владимир Великий Ярослав Мудрый
6 Вассалитет (фр. vassalité, от лат. vassallus) система отношений личной зависимости одних феодалов (вассалов, министериалов) от других (сеньоров) в средневековой Западной Европе. Вассал обычно получал от сеньора земельный надел и был обязан нести за это определённые повинности, прежде всего военную службу, обычно 40 дней в году. Сеньор в свою очередь был обязан, кроме того, что давал вассалу земельный надел, защищать его и его имущество. Сюзерен (фр. suzerain от старофр.: suserain) тип крупного феодального правителя, власть которого основана на вассальном подчинении ему более мелких феодалов, получавших от сюзерена право на часть земли (феод) в его владениях.
7 В конце XI в. на Руси возникла еще одна форма межкняжеских отношений, не укладывающаяся в понятие вассалитета. В 1097 г. великий князь Святополк Изяславич вместе с переяславским князем Владимиром Мономахом созвали съезд князей в Любече под Киевом, на котором было решено с целью прекращения усобиц разделить Киевское государство на отдельные княжества. Тут же определили, кому какая земля принадлежит (каждый должен был владеть землей своего отца). Однако договор этот держался недолго, и вскоре усобицы вспыхнули вновь. Святополк Изяславич Владимир мономах
8 Главными задачами князей в IX-XII вв. были военное руководство и дипломатические сношения. Военная деятельность князей имела ряд направлений: З авоевательные походы в соседние земли с целью захвата военной добычи, наложения даней (контрибуций), расширения территории, оказания политического давления; З ащита Киевского государства от внешних врагов, в частности, от нападений кочевников; охрана внутреннего порядка, подавление выступлений непокорных вассалов и подданных.
9 ВИРНИК - это сборщик даней и судебных пошлин, получавший содержание продуктами питания и кормом для лошадей. ТИУН - управляющий имением князя. БИРИЧ - участвовал в сборе податей, следил за общественным порядком, оглашал на площадях волю князя, помогал последнему в судебных и дипломатических делах. МЕЧНИКИ - государственные чиновники из разряда "слуг под дворским". По одной из версий - судебные чиновники. МЫТНИК – сборщик торговых пошлин.
10 Компетенцией княжеской власти была также законодательная и судебная деятельность. Всё законодательство Киевской Руси – это акты княжеской власти. В XI-XII вв. появился первый свод законов, известный в исторической науке под названием «Русская Правда». Как всякое феодальное право, древнерусское право было правом-привилегией, т.е. закон прямо предусматривал, что равенства людей, принадлежащих к разным социальным группам, нет и быть не может.
11 Князь управлял также финансами, заботился о доходах казны, контролировал расходы. В казну поступали, а затем расходовались как государственные средства (военная добыча, дани, пошлины), так и доходы от княжеского хозяйства, «и вообще вся финансовая система в значительной степени имела частноправный характер». Следует отметить и такую функцию князя, как управление церковной организацией, участие в церковных делах.
12 Высшие ступеньки административной лестницы занимали посадники, тысяцкие и воеводы. Институт посадников, или наместников, обеспечивал княжеское управление городами и волостями, причем при перемене князей новый князь «сажал» своих посадников. Посадниками становились члены княжеской «старшей» дружины, бояре, местная племенная знать, а со времен Святослава - также сыновья великого князя.
13 Элементы центрального и местного управления соединялись в должности тысяцкого, венчавшей старую племенную десятичную систему народного ополчения (десятки, сотни, тысячи). В XI-XII вв. десятичная система сохранилась как архаизм. Тысяцких, соцких (сотников) и десяцких (десятников) назначает уже князь; они ведали военно- административными и отчасти финансовыми делами.
14 Наряду с княжеским чиновничьим аппаратом в Киевской Руси существовали органы местного самоуправления; свои управленческие структуры имели города, сельские общины, церковь. В городах и сельских общинах – вервях высшими органами самоуправления были народные собрания – веча и совещания (советы) «лучших людей», «старейшин», «старцев». Городские и сельские общины держали в своих руках значительную часть административного, полицейского и финансового управления и – в известной степени – суд.
15 Вече народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни. Участниками вече могли быть "мужи" - главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. Согласно наиболее распространенной точке зрения, вече в Древней и Средневековой Руси не было подлинным народовластием, фактически все решали князь и его «мужи» бояре, от имени которых и составлялись все дошедшие до нас княжеские акты.
16 Бояре возникают при распаде родоплеменных союзов, и в Х-ХI веках уже играют заметную роль в управлении, занимают положение сразу после великого князя. С XV века возникает звание боярина высший чин среди «служилых людей по отечеству». Это звание давало право участвовать в заседаниях Боярской думы совещательного органа при великом князе, позже при царе. Самостоятельной роли боярская дума не играла, она, всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и в международных сношениях. Боярская дума просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в сенат.
17 Составной частью политической системы Киевской Руси и ядром вооруженных сил являлась дружина. Источники делят ее на две части: «большую», «старшую», «переднюю» или «лучшую» (бояре, огнищане) и «меньшую» или «младшую» (отроки, детские, милостники, юные и др.). Как старшая, так и младшая дружины содержались за счет князя: дружинники получали денежное жалованье («золото и серебро»), а также жалованье натурой; кроме того, боярам князь передавал в управление города и волости с правом присвоения себе части даней и налогов (система кормлений). Следов поместной практики, т.е. вознаграждения за службу земельными поместьями, в эпоху Киевской Руси еще не существовало, хотя боярское землевладение было весьма развито.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.