Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМихаил Худобашев
1 Женский головной убор (Республика Марий Эл)
2 Головной убор в общем комплексе женской одежды занимал одно из самых важных мест. Он был знаком, указывающим на возраст, общественное положение носительницы. Головные уборы подразделяются на девичьи и женские
3 Сложные головные уборы типа повязок в прошлом широко бытовали среди марийцев, об этом свидетельствуют археологические материалы. Было два варианта девичьего головного убора: повязка-венец, сплетенная из шерстяных ниток и украшенная бисером и монетами, и повязка-венец на кожаной основе с монетами. Бытовавшая прежде повсеместно полусферическая шаподка (такие) сохранилась у восточно- марийских девушек в качестве свадебного наряда. Подобный головной убор широко был распространен у тюркоязычных соседей. Основным головным убором был платок, будничный из холста, в праздники покупной, фабричный. Платок складывался по диагонали, а концы завязывались на подбородке.
4 Замужние женщины носили головные уборы различных типов: 1) каркасные, остроконечные (шурка и шымакш); 2) лопатообразные (сорока); 3) мягкие полотенчатые (шарпан); 4) платки. Женские головные уборы мариек имеют сложное происхождение. Наиболее древним, как следует из первого письменного упоминания о марийских головных уборах А. Олеария, можно считать высокий головной убор на каркасе (шурка). Он представлял собой берестяной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый кумачом с длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась к поясу. Этот богато украшенный монетами головной убор в прошлом был распространен среди всех групп марийцев.
5 Шымакш представлял собой прямоугольный кусок холста (55x20 см), верхний конец которого сшивался остроконечно. Весь головной убор богато украшался вышивкой. На голове он закреплялся при помощи берестяного или войлочного колпачка. Шымакш также один из древних головных уборов марийцев, который бытовал не только среди женщин, но и мужчин. Наиболее древний его вариант имел несколько иную форму. Он не имел твердого остова, состоял из прямоугольного куска холста, сшитого с одной стороны в виде башлыка. На самом конце убора имелась небольшая орнаментация вышивкой, состоящей из трех розеток. Подобный башлык закреплялся на шее при помощи нитяных завязок. Шымакш был преобладающим головным убором и среди восточных мариек. Манера ношения шымакша была различна и заключалась в расположении остроконечной части убора на голове.
6 Сорока второй тип каркасного головного убора. Она состояла из очелья, державшегося на твердой основе из бересты или кожи. С боков к очелью пришивались завязки или крылья. Конец головного убора спускался на плечи. Головной убор надевался на холщовую шаподку волосник. С начала XX века начинается постепенное уменьшение очелья сороки. Сорока не является архаичным женским головным убором ма рийцев. Она была воспринята от русского населения в период хрис тианизации. Переняв форму головного убора, марийцы перенесли на нее свои орнаментальные мотивы.
7 Третий головной убор, бытовавший у всех трех этнографических групп народа, был составным. Он представлял собой мягкий полотенчатый шарпан из холста, носившийся всегда в комбинации с наш маком. Шарпан представлял собой полотенце длиной до 2 м, богато украшенное по краям вышивкой, тесьмой. Нашмак узкая орнаментированная полоса холста, которая прикреплялась к шарпану на темени с помощью металлических заколок. У луговых мариек наш мак был длинной около 2025 см, шириной 5 см, у горных соответственно 4550 см и 4 см. У разных этнографических групп имелись различия не только в размерах наш мака, орнаментации, но и в способе ношения головного убора в целом. Луго вые марийки шарпаном закрывали полностью шею, затылок и косу, горные марийки им закрывали шею и косу. Шарпан восточных мариек носился без наш мака. В теплое время года они полотенцем обертывали голову, спуская один конец на спину, а в прохладную погоду им закрывали еще и шею.
8 В начале XX века шарпан луговых мариек видоизменился, раз делившись на две части: кумлукан шарпан верхнюю, короткую часть, закрывающую голову, и шарпан под "хвост" головного убора, прикреплявшийся к первой. Полотенчатый головной убор (шарпан) имеет прямые аналогии с уборами тюркских народов: башкир, татар, чувашей, с которыми марийцы жили в близком соседстве.
9 Четвертый тип платок из холста с вышивкой. Его повязывали поверх остроконечного шымакша и сороки. Поверх первого голов ного убора надевался треугольный платок, на второй четырехугольный. Зимой надевали теплые платки-шали, сотканные из шер стяных ниток.
10 Обязательной принадлежностью свадебного наряда невесты всех групп марийцев было богато вышитое покрывало (вÿргенчык), которое сшивалось из трех полос холста. В начале XX века холщовые покрывала выходят из употребления, заменившись фабричными шелковыми платками.
11 Шапки (упш) употреблялись в зимний период. У луговых мариек бытовала высокая шапка с суконным красным верхом и лисьей опушкой. У горных мари меховая опушка была из бобра, верх также украшался фабричной тесьмой. У последних шапка такой формы вышла из употребления к концу XIX века. Шапка с лисьим мехом сохранилась в свадебном костюмном комплексе мариек се веро-восточных районов Марий Эл до наших дней. Шапки из мер лушки в виде кубанки с круглым суконным верхом бытовали среди луговых и горных мариек. У луговых мариек такие шапки ис пользовались в качестве свадебного головного убора невесты, а также праздничного зимнего головного убора женщин.
12 Каждому вышеописанному женскому головному убору соответствовали определенные типы причесок, которые отличались сложностью. Девушки-марийки, как и девушки многих народов Европы, заплетали волосы в одну косу. Смена прически на женскую происходила во время свадебного обряда, чему следовала и смена головного убора. Это символизировало переход девушки в группу замуж них женщин.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.